В минувшую субботу театр «Малый» представил премьеру для молодёжи – спектакль «Чик. Гудбай, Берлин!» по книге Вольфганга Херрндорфа и пьесе Роберта Коаля. О том, удалось ли театру передать дух истории о приключениях двух подростков, на страницах нашего издания рассуждала переводчик Александра Горбова, благодаря которой Чик и Майк стали известны русскому читателю. Теперь же специально для «ВНовгороде.ру» о спектакле размышляет театральный критик Сергей Козлов.

Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» подарил городу новый театральный хит. Со времен «Тайного дневника Адриана Моула» ниша дерзкого, энергичного спектакля для подростков с диалогом поколений была не занята. Теперь же пьеса Роберта Коаля по роману Вольфганга Херрндорфа «Чик» в постановке Надежды Алексеевой – то, что по-модному можно назвать «must see», даже если в театр вы ходите раз в году. И уже на второй показ ожидается полный аншлаг.

Перед премьерой театр напоминал – «Чик. Гудбай, Берлин!» (под таким названием пьеса была издана на русском языке и вошла в афишу) был выбран по итогам апрельского марафона из немецкоязычных пьес для подростков. Признаться, тогда моим личным фаворитом стала драма Петры Вюлленвебер «Временно недоступен». Но зритель уже тогда эмоционально откликнулся на приключения двух мальчиков, отправившихся на угнанной машине колесить в окрестностях Берлина. И было заметно, что творческая команда «Малого» сразу влюбилась в этот материал.

Подробный разговор о пьесе состоялся во время «Театрального марафона». Теперь же перед зрителями настоящий спектакль, который захватывает еще больше, даже несмотря на знакомый сюжет. Персонажи задышали полной грудью, а сценическое воплощение стало красочным и плотным.

Главное, что делает спектакль таким запоминающимся, это его правдиво звучащая современность. Сколько раз мы сталкивались с тем, что подростковый сленг и субкультура в исполнении зрелых актеров выглядят на сцене неестественно, фальшиво, неприятно карикатурно. Можно сказать, само произведение Херрндорфа настолько правдиво, что позволяет и театру сохранить этот тон (так, в «Человеках» Надежды Алексеевой чеховская литература не всегда благодарно откликалась на прием «про сегодня»). Но важнее то, что актерская команда нашла в этом вкус и право сказать за подростка о его болезненном внутреннем мире и постижении окружающей действительности. Наблюдать за этим интересно вне зависимости от возраста и опыта, потому что спектакль к тому же пронизан мощнейшими энергетическими потоками, визуально и музыкально красочен, удивляет режиссерскими решениями. В программке DJ Fuzz отнесён к постановочной команде. Но персонаж Марины Вихровой постоянно на сцене и не просто озвучивает, а каком-то плане управляет действием. Такой прием позволяет даже фонограмму услышать как заново рожденный, живой музыкальный план.

чик фото2

Ожидать от пьесы-путешествия со сменой множества локаций какого-либо жизнеподобия на сцене не приходится. Тем не менее, зрителю предлагаются фотографические проекции – городской квартиры, пейзажей, дороги (видеодизайн Игоря Семенова и Анастасии Алексеевой). В смене мертвой реалистичности и сказочной фантасмагоричности этих картинок (так, движение по дороге представлено в перевернутом виде с отражением) есть что-то иронизирующее над виртуальной реальностью. Мир подростка давно уже превратился в набор таких фэнтезийных или подражающих реальности изображений, но не подлинной жизни. А потому происходящее на сценической площадке обретает еще более осязаемую, теплокровную жизненность в живописной партитуре художника по свету Ларисы Дедух.

С длинного монолога главного героя начинается спектакль. «Вообще, в театре для детей и молодежи хорошо прослеживается тенденция сторителлинга, когда нет «четвертой стены» и персонажи берут зрителей в соучастники. В этом есть что-то педагогическое, наделение театральной условности безусловной эмпатией», – хочется процитировать самого себя после просмотра эскиза. И Майк в исполнении Петра Лойко не знакомится со зрителем, не пристраивается к его настроению. Он сам задает его, нагружая в длинном спиче многоголового визави своими подростковыми проблемами – в семье, в школе. Лойко блестяще показывает разницу между внутренним Майком – бойким, острым на язык, и внешним – сутуловатым, мямлящим и нескладным. Но, может и беззлобно посмеиваясь, мы уже полюбили героя за искренность, нашли точки совпадения и сопереживания. «Майк в таком исполнении вполне может стать первой девичьей влюбленностью и хорошим другом и советчиком парням», – актер сохранил и приумножил найденный образ.

На контрасте с ним Чик у Алексея Коршунова практически лишен нюансов. Этот загадочный парень груб, напорист, постоянно в напряжении, в одежде рокера и футболке AC/DC. Вообще, рок-музыка в спектакле является выражением альтернативной действительности, сколь жёсткой и агрессивной, столь и романтичной, эталоном интеллектуального бунтарства против модного масскульта. Чик возникает как мифологический трикстер, бесёнок, позволяя Майку разобраться со своими психологическими проблемами. И также исчезает в непонятном интернате, будто выполнив свою миссию – показать, что люди в мире совсем не плохие.

Это и женщина-речетерапевт, которую Майк задиристо называет «бегемотом». С комедийной легкостью Юлия Степанова добавляет персонажу трогательности и очарования, материнской заботы, когда женщина довозит попавших в ДТП юнцов до больницы и снабжает их деньгами. И медсестра Татьяны Парфеновой – проницательная, но вместе с тем уступчивая. А Фридеман и его мать вообще немного с сумасшедшинкой. Героиня Любови Злобиной в какой-то немодной блузе и широкополой шляпе с нотками сельской богемности угощает Майка и Чика. Даже маленький милый Фридеман в исполнении Кристины Машевской (точно подметившей черты мальчика шести-семи лет) готов поделиться десертом. Эти крошечные эпизоды составляют как бы своеобразный ансамбль, решенный в лирико-комедийном ключе, усиливающей эмпатию.

DSC 0396

Но кому же противопоставлен этот добрый и отзывчивый мир? Классный руководитель Майка – жесткий, неприятный, наделённый властью человек. Роль Алексея Тимофеева усилена злобным речитативом, который куда как неприятнее подростковой субкультурной неопрятности Чика. Еще более гротескно решен судья, а сцена превращена в саркастическую пародию на концерт. Андрей Данилов иронично играет эффектную поп-звезду с претензией на демоническую мощь.

Хочется поверить в то, что эти стильные карикатуры – способ, которым Майк пытается раскрасить пугающий взрослый мир. Ведь дома его ждут вполне заурядные родители. Герой Олега Зверева представляет собой квинтэссенцию вечного родительского недовольства, равнодушия к проблемам ребенка, неожиданно непорядочных и несправедливых советов. А мать – Елена Федотова – в халате и нелепом парике, упивается своим алкоголическим безумием, не теряя, впрочем, человеческого обаяния. Ненавязчиво, побочной темой режиссер сохраняет в Майке любовь к матери. И это понимание оказывается сильнее и выразительнее прямолинейных жестов.

Есть в спектакле и лирика. Связана она, конечно, с самым неудобным для подросткового возраста явлением – любовью. После знакомства с эскизом осталось такое наблюдение: «Как Ромео был безответно влюблен в «пустышку» Розалину, так и Майк «сохнет» по однокласснице Татьяне. Пока не встречает на помойке Изу. Марина Вихрова с первых же секунд дает почувствовать особую магию, которой обладает и Чик. И дело не только в маргинальности, свободе от поведенческих условностей, а в искренности и душевном равновесии. Иза комфортно чувствует себя в любой компании, лишена ложного стыда и может обнажиться при мальчишке, чтобы искупаться. Актриса не делает ничего, чтобы сделать девушку внешне привлекательной, открывая дорогу внутреннему миру, равно готовому на интимную близость и дружбу». И в постановке Марина Вихрова сохранила того персонажа, который влюбляет в себя сразу.

Надежда Алексеева и актёрская команда «Малого» в «Чике» погружают зрителя в эйфорию от узнавания точно подмеченных человеческих уязвимостей и их юмористического разрешения. От определенной степени дерзости, интимности и откровенности, которая по-прежнему в новинку для новгородского театрального зрителя. И наконец, от безудержной творческой энергии, харизмы и находчивости.

DSC 0472

Фото Ольги Михалёвой

Спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева представит театр «Малый» в новом сезоне
«Театральный марафон» финишировал поэзией, мистикой и сказками
Афиша «Театрального марафона» – 6 дней уникальных сценических экспериментов