До финиша добрались уже самые любопытные или те, кто присоединился лишь на одном из участков пути. Двухнедельный «Театральный марафон» – это суровое испытание, которое устроил Новгородский театр для детей и молодёжи «Малый», ставшее феерическим праздником искусства. И позволившее в новом ракурсе взглянуть на привычные вещи.

Мистическая жуткость бытия

Накануне Международного дня театра команда «Малого» поздравила зрителей деструкцией одного из самых оригинальных спектаклей репертуара – «СПАМ». Под зловещим учёным словом скрывалась хорошо знакомая история о путешествии двух молодых героев по виртуальному пространству, которое благодаря искусству рассказчика Андрея Данилова обрело новые горизонты и иные смыслы. В жёсткую, до мурашек пронзительную ткань спектакля движения вторгся магический реализм, который как ключик с шумом открыл множество дверей, за которыми обозначились новые. И снова пришлось застыть в нерешительности – читать ли послание ко всему человечеству, которое может рассыпаться в руках ворохом бессвязных, но глубоких слов? Ведь постигнув до конца, можно потерять себя, о чем с мистическим вызовом говорит персонаж Данилова.

По эстетике «деструкция» получилась близкой недавней постановке театра «Изгой», которая идёт исключительно в ночное время, после девяти часов. Именно им в Международный день театра завершился «Театральный марафон». В основе спектакля новелла классика литературы XX века Говарда Филипса Лавкрафта, один из мучительных кошмаров, ведущих к неведомому Кадату. В версии театра «Изгой» стал магическим зеркалом, в котором зрители могут попробовать увидеть себя. Пленительный, скульптурно выверенный голос Любови Злобиной погружает в транс в узком коридоре заброшенного замка. История загадочного существа, жившего во тьме, и узнавшего, кто он на самом деле, потрясает и воображение, и чувства. Этот спектакль (что вообще-то очень большая редкость), непросто интерактивный – он соединяет зрителей в некое единое творение под властью театра. К этому в стихах готовит Пролог, заблудившийся между несколькими столетиями, и подхватывающий гостей, едва они успеют снять верхнюю одежду. А поэма эта в исполнении Андрея Данилова – драгоценный эксклюзив. Затем зрителей пугают, страшат, ужасают, в общем, делают всё, чтобы разорвать последние связи с реальностью и обыденностью, и вводят в транс.

И ещё раз о потустороннем

Кстати, о трансе. Петр Лойко показал себя поэтом, владеющим ускользающим искусством мелодекламации, да еще… в роковой тональности, вводящей в состояние мистического гипноза. Эти энергичные, жалящие строки и каламбуры новгородские зрители впервые услышали на проекте «Театр/Слэм/Поэзия» сразу после новой-старой премьеры «СПАМа». Но его главными героями, безусловно, стали новгородские поэты, объединившиеся под боевыми знамёнами Илоны Обуховой. Им предстояло написать заранее стихотворения на театральные темы, среди которых к иронии взывал «буфет», а затем посоревноваться в искусстве импровизации. Мы услышали много драматичных и саркастичных строк, где фигурировали хорошо зарекомендовавшие себя театральные приметы – маски, грим, шуты, кулисы, вдохновение, роли… Но и на буфет нашлась управа. Дуэт Сергея Сергеева и Натальи Мясниковой с фирменным юмором поставил юношескую сентиментальность на причитающееся ей место. Много говорили о личном Екатерина Русина и Сергей Ланцета, что театральности тоже не чуждо.

Оценивали поэтов актёры театра «Малый» и художник Александр Олигеров. Их же коварство заставило поскрипеть перьями и рифмами над такими строками, как «Не отпускает до утра Изгой. В фойе гуляют три медведя». Дух театрального капустника – канун праздника ведь – не всех вдохновил на остроумие. Фаворитом стала Елена Кулешова, чей богатый литературный опыт, находчивость и чувство стиля породило почти поэму на тему «Поставишь Гамлета, а он, бедняга, не стоит».

Не спасовали и зрители, сочиняя наравне с опытными поэтами. Самым впечатляющим стало выступление «иногородней, но любящей этот театр» гостьи. Она рассказала историю о том, что во всех творческих сражениях побеждает всё равно зритель.

Здесь остаётся ещё место, чтобы вспомнить о музыкальном перфомансе Барбары Карлотти «Лаборатория сновидений». Первые гастроли в России известной певицы прошли на сцене театра «Малый» при поддержке Французского института  Санкт-Петербурга и Комитета по туризму и зарубежным связям администрации Великого Новгорода. В этом турне Карлотти искала вдохновения для своего нового альбома, по пути погружая слушателей в гипнотический транс (не слишком ли много совпадений?) с помощью авторских песен и хитов Игги Попа, Битлз, Этты Джеймс и других исполнителей. В сочетании с цитатами писателей и поэтов о снах, музыка открывала сюрреалистический, полный тревог и озарений, покоя и страстного предвкушения мир. Свобода созидать, чувствовать, изменять реальность воображением в этот вечер стала достоянием публики во многом благодаря и артистизму Ксении Базайкиной, переводившей нюансы французской речи.

Детский мир

Но если эти театральные игры были предназначены повзрослевшей публике, то целую неделю «Малый» посвятил детям и подросткам. Связующим мостиком между созерцанием и действием стали мастер-классы для школьников и студентов от актрис театра Кристины Машевской и Марины Вихровой, которые так и назывались – «Театральные игры».

А главным потрясением стало представление пяти пьес драматургов Швейцарии, Австрии и Германии при поддержке Гёте-Института в Санкт-Петербурге. Проблемы их героев, подростков 11 – 14 лет, оказались понятны и русским школьникам. А обстановка в европейских семьях, школах, в большом и пугающем мире ничем не уступает нашей. Всюду есть место для непонимания, дружбы, взросления, обретения своего «я». В исполнении актеров театра под руководством режиссера Надежды Алексеевой с подростками заговорили на современном языке, где грубая ругань перемешана с поэзией, где нет ложных чувств и стыдливости, а есть путь к пониманию ценности чистоты и честности. Подробнее об этих днях можно прочитать на страницах «ВНовгороде.ру».

Завершили детскую часть «Театрального марафона» мишкины сказки «Три медведя». Небольшой спектакль в «белом шатре» для малышей вызывал ажиотаж у родителей. О том, с каким детством можно столкнуться в этом спектакле – в нашей рецензии.

Фото Ольги Щербань