По расчётам Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), 13 регионов России в 2019 году получат дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 15% больше, чем в 2018 году. В этом списке находится и Новгородская область.

Нынче размер таких дотаций установлен для нашего региона на уровне 1307 млн. рублей. Если прогноз АКРА верен, то в следующем мы получим около 1,5 млрд. рублей.

Это не связано с ухудшением ситуации в регионе, но направлено на снижение в течение предстоящего года дефицита региональных бюджетов с 15 до 10%, а также – с вероятной отменой практики замещения коммерческих кредитов бюджетными, на которую (практику) мы в последнее время очень удачно подсели. Увеличение разовой дотационной инъекции может стать сигналом к тому, что далее придётся все-таки лечиться дома.

Данный пакет новостей из Правительства РФ, подготовившего и обсудившего меры дотационной поддержки регионов в рамках проекта бюджета на 2019 год, поступил в СМИ 5 октября. Получилось так, что это совпало с извещением новгородского министерства финансов об электронном аукционе «на привлечение банковского кредита на сумму 423,2 млн. рублей в виде невозобновляемой кредитной линии по ставке 8,4% годовых… для погашения полученных ранее кредитов со сроками возврата в ноябре 2018 года». В принципе, ничего особенного не произошло. Тем более, что министр финансов Елена Солдатова заверяет, что «привлечение кредита не увеличит объём государственного долга области» (15,8 млрд. рублей, индекс кредитоспособности на 1.01.2018 – 47,5%). С моей стороны было бы наглостью спорить с г-жей министром.

Отмечу лишь, что весной этого года правительство региона разорвало контракт с рейтинговым агентством РИА «Рейтинг», так как «по итогам 2017 года Новгородская область опустилась в рейтинге регионов (этого агентства – Г.Р.) на 8 пунктов и заняла 57 место». Хотя рейтинг АА относил Новгородскую область к категории заёмщиков с высоким уровнем кредитоспособности.

В конце мая было объявлено, что теперь рейтинговать по кредитоспособности нас будет АКРА. Спустя два месяца (25 июля), когда новый партнёр обнародовал результаты исследования по теме, выяснилось, что хрен редьки по-прежнему не слаще.

АКРА присвоило Новгородской области кредитный рейтинг на уровне BBB (умеренный уровень кредитоспособности и высокая чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях) с прогнозом «Стабильный». «Кредитный рейтинг обусловлен сравнительно высокой долговой нагрузкой при неравномерном графике погашения долга и низкой гибкостью бюджетных расходов, а также умеренными показателями развития региональной экономики», – угрюмо объяснили эксперты АКРА.

Кроме того, в АКРА дают несколько противоречивый прогноз развития ситуации: «В связи с проведённой реструктуризацией бюджетных кредитов отношение операционного баланса после вычета процентных расходов к объёму погашения долга в 2018 году прогнозируется на очень высоком уровне (более 8)». Это знаменует очень высокий риск увязнуть в долгах. Однако АКРА верит, что у нас «в 2019-м году отношение составит 0,6 в связи с тем, что текущий график погашения долга предполагает рефинансирование всего объёма коммерческого долга в указанный год».

В переводе на доступный язык это означает, что региональный бюджет до конца текущего года будет перенапрягаться, чтобы платить по долгам своевременно. А в следующем году перекредитуется и переведёт дух. До следующего погружения в пучину, которое неизбежно, ибо, как заключают аналитики АКРА, «остатки средств на счетах бюджета на начало месяца постоянно ниже расходов текущего месяца, в связи с чем, Регион регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов». К чести агентства, там подчеркивают, что «кредитный рейтинг, присвоенный рейтингуемому лицу, является субъективным мнением АКРА».

И всё-таки лучше партнёра, чем АСИ нам не найти. В их рейтинге инвестиционной привлекательности мы всё выше и выше (29 место), хотя этот рейтинг прямо зависит от уровня кредитоспособности. Ну и что? Зато в АСИ «система показателей Рейтинга разработана с учётом лучшего отечественного и мирового опыта». При этом «для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов». Захочешь объективней, а уже некуда!

Впрочем, с 1 января 2019 года субъекты РФ обещают (ровно третий год) разделить по кредитоспособности на три группы: с высокой долговой устойчивостью (регионы, где долг меньше 50% доходов бюджета), средней (50-85%) и низкой долговой устойчивостью. Субъекты, у которых долг более 50%, смогут брать кредиты только с согласия министерства финансов. Мы балансируем на грани первой и второй групп. И тут никакие рейтинги не помогут и не подведут: всё решать будет Минфин РФ.

Фото: pixabay