Об этом стало известно сегодня, 12 августа, в ходе пресс-конференции, посвящённой запуску конкурса на разработку архитектурно-планировочной концепции реконструкции здания театра имени Ф.М. Достоевского.

Как отметила заместитель председателя правительства Новгородской области Елена Кирилова, грамотно сформированная концепция всегда является первым шагом для реконструкции. Главная задача участников – сохранить уникальную архитектуру театра, спроектированного архитектором Владимиром Сомовым в 1970-80-х годах, и наполнить её дополнительным функционалом и современными решениями. По словам Кириловой, футуристичный, брутальный облик театра уже сделал его одной из точек притяжения в городе, и она уверена, что у него есть потенциал стать объектом архитектурного и туристического интереса. Отметила заместитель председателя правительства и новые возможности для театрального искусства.

45820241bb4b62891c7f908464ad7d6d

Заместитель министра строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области и главный архитектор региона Дарья Александрова подчеркнула, что здание театра уникально как образец советского модернизма: таких сооружений немного и в России, но и в мире в целом. Выделяется оно не только с архитектурной точки зрения, но и расположением. В правительстве рассчитывают, что реконструкция Софийской набережной позволит создать новый пешеходный туристический маршрут от кремля до новгородской технической школы, а театр станет его жемчужиной.

Елена Мандрыко, управляющий директор КБ «Стрелка», которое выступит оператором конкурса, напомнила, что автор проекта театра Владимир Сомов ушёл из жизни в начале этого года:

К большому сожалению, автор не дожил до реконструкции своего творения. Это накладывает на нас особую ответственность перед памятью этого человека. Мы с большим уважением относимся к авторству и просим архитекторов максимально сохранять идею создателя.

По словам Елены Мандрыко, в этом случае очень важно погрузиться в замысел автора и почувствовать себя частью чужой идеи – и не каждый архитектор на это способен. Именно поэтому к участию приглашаются молодые специалисты.

Представитель «Стрелки» признала, что архитектура 70-80-х годов воспринимается в обществе очень полярно и вызывает немало споров:

Мы глубоко убеждены в том, что здание Владимира Сомова – выдающееся для своего времени. Важно, чтобы в городе – а это живой организм – каждое поколение оставляло свой след. Безусловно, с исторической и архитектурной точки зрения этот объект имеет очень большую ценность.

9612d3403842d5ac54ee262b5ebedb93

Мандрыко отметила, что европейские туристы демонстрируют большой интерес к эпохе советского модернизма и брутализма – по её мнению, новгородский театр драмы создан на грани этих направлений. В странах бывшего СССР объекты этого периода сохраняются и становятся такими же достопримечательностями, как постройки XVIII-XIX веков.

Новгороду повезло иметь такой незаурядный объект, который будет с интересом воспринят туристами. Прекрасно, когда город открывается туристам с новой стороны, когда можно увидеть шедевры из другой эпохи. Тем более, что элементы театра отсылают к храмовой архитектуре.

К участию в конкурсе приглашаются молодые российские, в том числе и новгородские, архитектурные бюро с опытом проектирования культурных объектов.  Задачу участников осложняет и назначение здания, поскольку повседневная жизнь театра требует продуманных решений. Поэтому наставником троих финалистов станет звезда мира архитектуры – директор британского архитектурного бюро Haworth Tompkins Роджер Уоттс. Это международный архитектор, в портфолио которого входит более десятка реализованных проектов зрелищных сооружений, в том числе реконструкция исторических театров и памятников архитектуры 70-х гг. ХХ века, а также проект реконструкции Королевского национального театра в Лондоне.

a79a428fa9214bd9d5a8f8b133f1d84c

Работы участников будет оценивать жюри, в которое войдут вице-президент Союза архитекторов России Сергей Гнедовский, архитектурный журналист, директор собственной архитектурной компании Саймон Хенли (Лондон), доцент кафедры менеджмента сценических искусств Российского института театрального искусства ГИТИС, главный редактор журнала «Сцена» Дмитрий Родионов, российский архитектуровед, специалист по советскому модернизму Анна Броновицкая и другие. Кроме того, к изучению проектов будут привлечены эксперты из числа новгородских историков и искусствоведов.

По просьбе журналистов организаторы уточнили, что снесённую несколько лет назад стелу у театра драмы восстанавливать не планируется из-за «негативных коннотаций», однако участникам будет дано задание учесть эту точку в своих проектах, и возможно, создать там арт-объект или световую инсталляцию.

2cc3d32fffcaa44cb0ccff16a4230131

Вспомнили и об участии в создании новгородского театра лидера «Машины времени» Андрея Макаревича. По данным Елены Мандрыко, будучи студентом-архитектором, он чертил или, может быть, даже вставлял витражи, которые, как отметили в «Стрелке», как раз нуждаются в замене: сквозь них дует.

Это занятный факт, но всё-таки фигура Владимира Сомова имеет гигантское значение на фоне фигуры Макаревича как архитектора. Не знаю, пел ли Сомов... – сказала Елена Мандрыко.

Отбор участников продлится до октября: архитектурные бюро представят своё видение проекта. Из них будет выбрано три финалиста. В ноябре-декабре совместно с наставником будет идти работа над детальными концепциями. В декабре 2020 года – январе 2021 будет выбран победитель.

Ожидается, что разработка ПСД на основе концепции будет проведена в 2021-2022 годах, а непосредственно реконструкция – в 2023-2024 годах.

Инициатором проведения конкурса выступает правительство Новгородской области. Конкурс организован при поддержке финансового института развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ» и ПАО «Акрон».

1 IMG 2122

Фото автора

Фото Королевского национального театра в Лондоне: Ann Elliot