Всё чаще встречаются случаи, когда люди и целые семьи, оформив ипотеку и с радостью переехав в новое жильё, не справляются с платежами по кредиту. Банк начинает грозить выселением, на горизонте появляются судебные приставы и коллекторы... Ещё для одной новгородской семьи эта угроза из зловещей перспективы превратилась в объективную реальность.

Взяв ипотеку, Александр и Елена Яшины решились на рождение третьего, а затем и четвёртого ребёнка. Став многодетной, семья оказалась не в состоянии выплачивать сумму, определённую банком, в полном объёме. Спустя годы банк переоформил жильё на себя, и в этом июне супруги и их четверо детей должны освободить квартиру, в которой живут. Они до сих пор не знают, куда им идти после этого.

Двухкомнатную квартиру Яшины приобрели в ипотеку в 2008 году, взяв 630 тысяч рублей в банке «Уралсиб». Как рассказал глава семейства Александр «ВНовгороде.ру», им стало трудно выплачивать кредит, когда его супруга ушла в декретный отпуск по уходу за третьим ребёнком:

Моя официальная зарплата составляет 15 тысяч рублей, пытался подрабатывать, и мы, хоть и маленькими частями, но всё равно платили. Банк подал в суд, который обязал нас выплатить основной долг – 285 тысяч рублей –  и проценты. Из банка мы получили новый график, платёж стал ещё больше, чем раньше.

В счёт кредита семья направила средства материнского капитала. С 2010 года из зарплаты Елены Яшиной служба судебных приставов по исполнительному листу удерживала от 2600 до 4000 рублей в месяц. Супруги полагали, что эти платёжи, хоть и не полные, всё-таки убедят банк не предпринимать решительных действий.

Однако в 2016 году стало известно, что банк переоформил жильё на себя и подал в суд на выселение. Узнали об этом супруги не на суде, а практически случайно, когда пришли оформлять пособия на детей. Семье удалось добиться отсрочки, но освободить жильё необходимо в июне этого года. А в 2017 году родился четвёртый ребёнок – дочка. На вопрос, как же семья решилась на ещё одного ребёнка в такой сложной ситуации, Александр отвечает, что надеялся погасить большую часть долга – 200 тысяч – за счёт «губернаторских» детских пособий. 

Банк теперь на контакт с нами не выходит, даже не сообщает актуальную сумму задолженности и отсылает к коллектору, который визжит блатным матом: «съезжайте, а не звоните мне».

Мы обратились за разъяснениями в «Банк Уралсиб», где нам сообщили, что банком неоднократно предпринимались шаги по досудебному урегулированию ситуации. В том числе, супругам Яшиным предлагались варианты добровольной реализации залогового имущества:

В результате отказа заёмщиков от предложенных вариантов банк был вынужден обратиться в суд, решение которого было вынесено в нашу пользу, и заёмщикам было предложено в добровольном порядке любым удобным им способом погасить задолженность. После этого в банк поступили средства материнского капитала, которые были направлены на погашение просроченной задолженности.

В банке отмечают, что с 2010 года не предпринимали активных усилий по изъятию квартиры, ожидая от заёмщиков действий по урегулированию просроченной задолженности. И только по прошествии более 6 лет, в декабре 2016 года квартира была передана на баланс банка.

Срок, прошедший с момента возникновения просроченной задолженности до перевода квартиры на баланс банка, свидетельствует о том, что мы вели консервативную политику взыскания, ожидая принятия заёмщиками мер по урегулированию просроченной задолженности. Теперь уже избежать выселения невозможно. Фактически сейчас Яшины не являются собственниками квартиры.

Однако на вопрос, какой же была задолженность семьи на момент перевода квартиры на баланс банка, в «Уралсибе» нам отвечать не стали.

Яшины пытались встать на очередь на улучшение жилищных условий многодетных семей ещё в 2014 году, но тогда это было невозможно, так как квартира ещё находилась в их собственности. Сделать это удалось лишь в декабре прошлого года.

Но чиновники не хотят помочь нам получить временное жильё, – говорит Александр. – 1 июня не за горами, и мы не знаем, что будет дальше. Снимать квартиру мы не в состоянии, потому что жена сейчас в декретном отпуске, работаю только я. А если снимем, то не потянем школу, придётся всем сидеть с детьми.

Как нам удалось выяснить в Управлении по жилищным вопросам администрации Великого Новгорода, в программе по улучшению жилищных условий многодетных семей нет положений, определяющих внеочередное предоставление социальных выплат:

Сегодня в очереди стоят 110 семей, некоторые ждут выплат с 2012 года, – поясняет начальник управления Марина Самсонова. – Нет у этой семьи и права на внеочередное обеспечение жилым помещением, в том числе, из маневренного или коммерческого фонда. Ситуация, конечно, сложная. Администрация города направила официальный запрос в прокуратуру.

В поисках помощи Яшины побывали в самых разных кабинетах, обращались к вице-мэру Игорю Прохорову, писали письмо губернатору. 20 марта супруги пришли на приём к главному федеральному инспектору по Новгородской области Вадиму Непряхину, который отметил, что российская многодетная семья не должна оставаться на улице.

Как сообщили нашему изданию в аппарате главного федерального инспектора, Яшиным предложено записаться на совместный приём Вадима Непряхина, мэра Юрия Бобрышева и прокурора Великого Новгорода Александра Авдеева, который состоится в конце месяца. Кроме того, будет подготовлено обращение в УФССП и администрацию города.

Удастся ли помочь семье Яшиных, и потребуются ли для этого волевые решения отдельных должностных лиц, пока неясно. «ВНовгороде.ру» продолжит следить за ситуацией.

Фото с сайта pixabay.com

Квартиру новгородца, не сумевшего выплатить ипотеку, продали на торгах
Девятерых новгородцев в этом году потребовали выселить из квартир за неуплату