Как мы и обещали, с сегодняшнего дня по четвергам мы будем публиковать самые интересные материалы наших коллег из «Новой новгородской газеты». 

Была в советской журналистике такая рубрика «Журналист меняет профессию». Журналист «шёл в народ» за полным погружением в чужой труд и образ жизни ради того, чтоб потом познакомить читателей с нюансами различных сфер деятельности. Ценность для аудитории представляли не только необычные факты, но и впечатления. Начальник отдела по связям с общественностью ОАО «Автобусный парк» с сумкой кондуктора наперевес – интрига!

Лариса Ковалёва, кондуктор-наставник и по совместительству фотокор:

Весь наш цех кондукторов ждал, как она справится. Звонили на линию, интересовались, держится ли и как. А что я могла сказать? Она держалась. И неплохо. Скажешь только: а лицо помягче! а между бровей что за складка? пассажиры ж разбегутся, не привезём выручки! И ведь привезла выручки больше плана. Я довольна ученицей, стажировку она прошла, бейдж кондуктора-контролёра я ей вручила.

Елена Михайлова, кондуктор-стажёр:

За год работы не раз приходилось готовить письменные ответы на жалобы пассажиров на кондукторов. Инструкцию кондуктора-контролёра знаю назубок. Сформировались «болванки» ответов, потому что ситуации в жалобах или типичные, или небывалые. Немало было и благодарностей в адрес людей этой профессии. А сколько новостей привозят работники с линии: то аист в автобус зашёл на конечной 16-го, то пассажира-диабетика конфетами поддержали до приезда «скорой», то «зайца» полиции на руки сдали! Не как пассажир, не как начальник знать, что происходит на маршруте, – узнаю изнутри, на своей шкуре. День начался в 6:50, с обеда на город упала жара, не подвести наставника, понять, что за новгородский пассажир такой в наших автобусах, и к 20:30 переполнить план по выручке. Что получилось, рассказать товаркам по цеху. И на обращения пассажиров отвечать ещё быстрей и открытей. Так не говорят - открытей?.. перегрелась на маршруте!

Учись нырять в сумку

За 10 часов смены мне предложили выйти замуж – 1 раз, совместно выкупаться в фонтане в день ВДВ – 1 раз и купили 2 билета вместо 1 из симпатии – 1 раз.

Если бы я не доработала смену до конца, а сошла во время первого или второго обеда, что было вполне ожидаемо, я никогда не узнала бы, какое место у меня заболит. Не шея, не спина и не ноги – рука. Правая: все костяшки на кисти были стёрты от бесконечного залезания в сумку с монетами. А рука кондуктора со стажем умеет в неё – нырять!

Но кроме ловкости в этой профессии мне открылось качество, которое не только по молодости у многих бывает в дефиците. Кондуктор должен быть очень уверенным в себе человеком. Ошибся – увы тебе, может и на зарплате сказаться. Случилось что в автобусе – реагировать быстро и спокойно. Эмоциям бой, кроме уверенности, доброжелательности и… артистичности?

– Пусть меня научит, – попросила я, – та, в чьём профиле ВКонтакте значится «хозяйка салона». Хозяйка автобусного салона – это буквально про Ларису Борисовну Ковалёву. Бригадир коллектива кондукторов 19-го маршрута, работник задорный и чуткий, мама взрослых сына и дочки, сама заботливая дочь. Пассажиры нередко говорят в её адрес доброе слово, как очно, на глазах у всего салона, так и письменно и звонками на предприятие. Нынче в мае пассажирка вручила кондуктору горшок с цветком!

Я, конечно, имела неосторожность бросить взгляд-другой на роскошные цветы, которые везла пассажирка, – признаётся со смехом кондуктор Лариса Ковалёва. – Но подарка не ожидала! Работать советую быстро, доброжелательно и с юморком. Я в «Автобусном парке» на Хутынской 10 6-й год, и мне нравится быть с людьми: вся работа в этом.

Надо признать, все 10 часов смены Лариса Борисовна меня беззастенчиво дразнила за собранность, отражавшуюся на лице. На первых порах подмигивала мне в сторону пассажиров, затихарившихся без билета. Два раза наш автобус посетили контролёры, «зайцев» в салоне не выявили: и для кондуктора это категорически хороший показатель! Подтрунивала надо мной, что в конце каждого из 10 колец я не просто «закрепляла» (записывала в ведомости – это обязанность кондуктора) последний номер билета, но и 10 раз пересчитывала выручку. Но мне так было надёжней контролировать процесс. И жутко. И вдохновенно!

С протянутой рукой

За всю жизнь, пожалуй, мне не приходилось протягивать руку за деньгами столько, сколько в тот день. Кондуктор должен быть очень уверенным в себе человеком. Взял 22 рубля за проезд – тогда привёз выручку копейка в копейку. Ошибся с подсчётом, со сдачей – увы тебе, может и на зарплате сказаться.

Кольцо по 19-му маршруту – это от Державина через Мира и Колмово вновь на Державина. 22 рубля – это 8 рублей сдачи... и от 2 до 5 килограммов мелочи на шее. На смену кондуктор выезжает с 200 рублями размена, а утренний пассажир, один за другим, не стесняется протягивать тысячерублёвые купюры в оплату проезда. Сдачи физически может не быть, это правда. Договор оферты, публичного предложения: если я в автобус сел, я готов заплатить 22 рубля за проезд, – нарушен. Что в этом со стороны пассажира – случайность или злоупотребление правом? Что делать кондуктору – скандалить? просить вон из автобуса? просить поискать мелочь? Выбирала - пробежаться по салону раз-другой, и сдача набиралась.

Наставник Лариса учила:

Работаю в салоне голосом, многие пассажиры привыкают к нему.

И вправду, голос звонкий, смешливый, незлой.

Билеты, пожалуйста! Проездные предъявляем! Оплачиваем проезд!

Ничего подобного у меня не выговаривалось. Максимум - под конец рабочего дня дошла до «что тут у нас с вами за проезд?». Но выработался свой рефрен: шла по салону и каждому встречному говорила «здравствуйте». Пассажиры реагировали охотно, хоть и не без удивления, проезд оплачивали легко, многие - без сдачи.

«Здравствуйте» в тот день я сказала столько же, сколько протянула руку за мелочью. Думаю, было в этом что-то шаманское, крайне эффективное, правильное. Сильно свыше полтысячи раз поздороваться да 3 месячных проездных продать – это плюс сколько к карме?

Считай-не считай, а взяла 22 рубля за проезд – тогда привёзла выручку копейка в копейку. И это был мой второй рефрен, мантра, прочувствованная и выученная сразу. Толковый кондуктор – уверенный кондуктор. Ибо – «материально-ответственное лицо, в полном объёме отвечающее за обеспечение сохранности вверенных ему материальных ценностей и денежных средств».

Летний пассажир

Летний пассажир – пассажир расслабленный. Он запросто уронит металлический «десярик» в сетку с помидорами и легко обвинит, что ему недодали сдачи. Что ж, будем вместе искать. И найдём.

Южных кровей пассажир склонен задерживать ладошку кондуктора с мелочью в своей руке и говорить что-то типа «как вам идут очки».

Пожилой пассажир будет держать проездной у груди сколь угодно долго, пока не убедится, что именно ему кивнул кондуктор осознанно и с одобрением, а не просто проходным образом кивнул. И тогда пассажир расскажет, что по пути на дачу каждый день подбирает и везёт с собой камень-два: мостит дорогу к дачным участкам для себя и для людей.

Пассажиры меня узнавали. Одни робко: а не могли ли мы вас видеть в телевизоре? Другие напористо: Елена Васильевна, что с вами? Говорила: у меня дебют, вот мой наставник, а я сегодня стажёр, а что у нас с вами за проезд? Было заметно, что оплачивают с удовольствием, игровой момент удавался на славу.

А наставница моя сняла с себя сине-жёлтый рабочий жилет кондуктора уже на первом круге, чтоб не путать пассажиров: в салоне работает только один кондуктор! Но всё равно некоторые пассажиры входили в автобус и неслись к Ларисе, потому что – рефлекс: настоящий кондуктор вот она, с родным лицом, с узнаваемым голосом.

Есть ряд пассажиров, которые с проездным билетом всегда, их уже в лицо знаешь. А кого обилечиваешь – того я запоминаю по рукам, по сумочке, по обуви.

Моё «здравствуйте» тут меня сильно выручало: с кем поздороваешься – тот и сидит уже по-другому, и держит себя по-соседски. А и переспросишь, что за проезд, покажет билетик без гнева.

Хотя и гневливые были. Но скажешь им вместо «пункт 3.3. Неоднократно проверять билеты на проезд (разовые и долгосрочного пользования) и провоз багажа (ручной клади), документы, реализующие право на проезд у пассажиров, требовать предъявления документов в развёрнутом виде» простое «запамятовала, покажите разок ещё!» – и ничего, ехать можно.

Есть такие перегоны на 19-м маршруте, когда нового пассажира нет: никто не входит в салон. Скажем, перед Колмовским мостом и после. И вот оглядишься: летний пассажир – он в шлёпках поверх носков, в татуировках на разных интересных местах, с куском отломленного чёрного хлеба в руке, с ребёнком в коляске и собачкой под ней. С мобильником или в наушниках – непробиваемый, не с нами едущий пассажир, а витающий в волнах сотовой связи и компьютерных игрушках. С добрым разговором пассажир. С прикрытыми от жары и утомления глазами - вылитый кондуктор, короче говоря.

Трон кондуктора не занимать!

На месте кондуктора посидеть мне пришлось раз-два и обчёлся: некогда. Но – нужно. И посчитать, и мелочь по достоинству по кармашкам в сумке разобрать, как наставник научила сразу, и выдохнуть, и пожилого с палочкой на это место усадить. Считала и считаю, вослед людям профессии «кондуктор», что отдельное место – необходимо, и буду продолжать настаивать на включении этой нормы в местный регламент работы пассажирского общественного транспорта. Это облегчает характер труда. Это дисциплинирует пассажира!

Питерского пассажира видно сразу: он несётся по салону навстречу кондуктору, – свидетельствует Лариса Ковалёва. – Приучили его там – инициативно оплачивать проезд. Чуть замешкался: штраф! Питер – город федерального значения, там свои правила установили, особую штрафную контору завели! А то некоторые новгородские пассажиры зажмут деньги в кулаке и – молчок: дожидаются кондуктор «авось не подойдёт» с целью избежать оплаты проезда. Зайдут контролёры – беда кондуктору из-за «зайца», «пункт 4.2. За провоз безбилетных пассажиров и неоплаченный провоз багажа (ручной клади)». Но ничего, и на «зайца» управа найдётся.

Действительно, в конце июля в Москве в Минтрансе на Координационном совете представителей автомобильного и городского электрического транспорта обсуждался вопрос «О совершенствовании правоотношений в области установления ответственности за безбилетный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте». Я по-депутатски подала свои предложения, как сделали это самые разные города России. Для всех, кроме столиц, тема «зайцев» больная.

По логике разных стран мира, штраф за безбилетный проезд (провоз багажа) и полезен и приличен, если составляет сумму, равную не менее 50 (70, соответственно) стоимостей разового проезда. То есть в Великом Новгороде штраф составил бы порядка 1000 рублей за безбилетный проезд или 1500 - за неоплаченный провоз багажа. Ощутимо? Ощутимо! А почему столько? Потому что меньшая сумма не компенсирует перевозчику простоя, который образуется в результате выявления безбилетника, его отказа оплатить штраф, отказа покинуть автобус, вызова и ожидания наряда полиции. Транспортная работа при таком развитии событий не выполняется в полном объёме – предприятие несёт убытки.

Есть мнение, что в показатели эффективности полиции стоило бы ввести параметр «штрафы за безбилетный проезд». Это обеспечит заинтересованность данного института защиты правопорядка в согласованных действиях с перевозчиками по выявлению безбилетных пассажиров, в скором выезде в автобус по звонку кондуктора, обнаружившего безбилетного пассажира.

Любопытно, что во многих субъектах РФ введён институт дружинников, добровольных помощников охраны общественного порядка, однако в Великом Новгороде занятость их сегодня для меня, да и для многих горожан, неочевидна. И как раз функция содействия взиманию штрафов, вероятно, могла бы быть придана им, что также подлежит проработке с правовой точки зрения. Возможно, это открыло бы новую страницу в гражданском регулировании нормативного поведения людей в общественных местах, к коим, безусловно, относится общественный транспорт.

Как вариант – кондукторов в дружинники? И при исполнении, и при власти!

В целом считаю, что с работой кондуктора должны справляться если не автоматы и совесть людская, то управленческий гений. Бесплатный проезд в городском транспорте, но не за счёт людей – как организовать его: из бюджета? от налога? от инвестора? от часов общественно полезных работ взамен? Научил ребятишек в детдоме носки вязать, провёл душевные вечера для пожилых пациентов – и катайся полгода бесплатно. Это так называемая «социальная экономика», в которой рейтингование усилий на пользу обществу поощряется привилегией. Вопрос только – кто будет ставить задачи и вести рейтинг. Здесь нужна управленческая воля на региональном, пожалуй, уровне.

А в «Автобусном парке», кстати, по воле кондуктора Натальи Веселовой создан альбом подделок проездных документов – для обучения новых кондукторов. Его я тоже знаю наизусть.

Вкус к людям

Была на Новгородском областном телевидении программа, где «Автобусный парк» презентовал работу кондукторов, условия их труда. Было у нас на тот момент 280 кондукторов, из которых 14 мужчины. А стало мужчин – 20, и минимум трое вскоре переходят в водители автобусов и троллейбусов!

Когда кондуктор – промежуточная станция в карьере, быть вежливым легко. Приятно. Получается. У меня вот получилось всю 10-часовую смену.

Но стоит вспомнить невесёлую историю появления кондукторов. По словам первого директора транспортного предприятия на Хутынской, 10 Александра Александровича Аксёнова, «в 90-е заводы закрывались в одночасье, и ввели кондукторов, чтоб люди могли где-то работать». Так это или не совсем так, но моя наставница Лариса Ковалёва – с завода «Волна», где работала монтажником радиоаппаратуры и приборов.

Профессия кондуктора, действительно, может быть освоена в один день, что для многих оказывалось вынужденным решением в сложной ситуации… Чем снять эту тяжёлую наследственную память? Нередко и пассажир попрекнёт: мол, в кондукторы идут от отсутствия образования. Это не так. Профессия кондуктора одним удобна из-за сменного графика работы, другим в качестве подработки, третьим интересна из-за общения с людьми. Лариса Ковалёва в 90-е играла в новгородском театре-студии «Мост» на малой сцене ДК «Акрон», например, в очень даже «транспортной» постановке по Ерофееву «Москва – Петушки». Артистичность, расположенность к пассажиру как к зрителю – выручает и заражает стажёров, ещё как! Есть, есть в профессии кондуктора вкус к людям по обе стороны билета: и к тому, кто отрывает его от катушки, и к тому, кто платит за билет.

Оторвать билет, кстати, – тоже привычка нужна. Я умудрилась и раз, и другой оторвать ровно посерёдке. Что ж. Выбрала пассажира, кто на вид – не облает. Вы меня простите, если я вручу вам билет по половинке, неудачно оторвала? Всегда ответом было «конечно». Делающий одолжение – проводник Бога на земле. Вы не знали?

Так вот, как оставаться вежливым на посту кондуктора? Надо быть очень уверенным человеком – чтоб самодисциплина была по зубам. Да, средний возраст кондуктора сегодня – под 51 год, от 18 до 77 лет. И зарплата – за 20 тысяч, но и её заработать нужно! Добросовестные кондукторы в «Автобусном парке» в хороший месяц могут и 32 тысячи выработать. Сдержать невежливое слово в адрес пассажира одним помогает инструкция: «пункт 2.17. Быть вежливым с пассажирами, сохранять спокойствие и не вступать в пререкания, называть свою фамилию, телефон дежурного диспетчера по требованию пассажира. Давать пассажирам разъяснения по вопросам пути следования автобусов и платы за проезд». Других вдохновляет масштаб: всё-таки работать на предприятии с более чем тысячным коллективом – знатно! Мы перевозим 34 миллиона пассажиров в год, т.е. почти 100 000 в день! Наш пробег по всем маршрутам за год – 9 млн. км!!! Т.е. это 225 раз вокруг Земли по экватору! А один автобус за год проезжает расстояние в полтора охвата Земли по экватору!

Но всё это лирика. Кондуктором не рождаются. В кондукторы приходят взрослые люди, у которых за плечами воспитание – из семьи, груз опыта, подчас несладкого. Это чьи-то матери, жёны, сёстры, дети. Возможно, мысль об этом удержит лишний раз пассажира от агрессии в адрес кондуктора и наоборот. Добрее друг к другу – это не так чтобы дефицит, но этого должно становиться больше.

Социум в салоне

При работе на маршруте вспоминала Зощенко, в чьих рассказах без малого 100 лет назад общественный транспорт ярко и вкусно отражал характер нарождающегося советского общества: бурного, со всеми изъянами, свойственными личности в эпоху перемен. Сегодня вроде бы и бури в прошлом, и изъяны почти изжиты, а только барышни всё так же интересны в шляпках, и всё так же люди раскрываются, как взрываются: сразу и громко. Есть в кондукторском звании эта честь – ежедневно присутствовать как бы при рождении социума.

Открывала люки и форточки для проветривания, следила за чистотой в салоне, состоянием сидений. В конце дня механику по выпуску подала заявку подремонтировать поручень...

Через день Лариса Ковалёва мимоходом обнаружила меня в яме в подмастерьях на разборке двигателя. Рассказала, как в своё время на экзамене в ПТУ №5 вытачивала зубило. Поинтересовалась, что слесаря доверили мне: откручивать гайки поддона двигателя. Было ясно, что метод «хождения в народ» поставлен мной на поток. Мне так надёжней корректировать процессы на предприятии, подотчётные мне. Полезно. Увлекательно. Иногда страшновато. И вдохновенно!

…А с двушкой перепутать пятак – это запросто. Ошибёшься раз-другой – увы тебе, может и на зарплате сказаться.

Фото Ларисы Ковалёвой

Полезные сведения:

Вовремя заплатить за проезд предписано пассажиру законом.

Основание: п. 5.6. Решения Думы Великого Новгорода от 28 апреля 2005 г. N 112 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ», дословно: «Пассажир, который до следующего после посадки остановочного пункта не оплатил проезда… относится к категории безбилетных пассажиров».

Этот и иные виды безбилетных пассажиров названы в ПРАВИЛАХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 в ред. от 28.04.2015 №410).

Дословно: п. 83. «Безбилетным является лицо: а) обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета; б) предъявившее билет без отметки о гашении, если гашение билета является обязательным; в) предъявившее поддельный билет; г) предъявившее билет, срок действия которого истек или в котором указана фамилия и номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии и номеру, которые указаны в предъявленном этим лицом документе, удостоверяющем личность; д) предъявившее ранее использованный билет; е) предъявившее билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, и не имеющее при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества».

Исполнять обязанности пассажира стоит корректно, т.е. заблаговременно готовиться к посадке в автобус и своевременно оплачивать проезд. Это регламентировано п. 5.3. Решения Думы Великого Новгорода от 28 апреля 2005 г. N 112 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ». Дословно: пассажир обязан «оплатить проезд…, не ожидая требований водителя или кондуктора, и получить соответствующие билеты у кондуктора, …производить оплату во время следования до очередной остановки после посадки, если проезд не был оплачен заранее».