Уважаемые читатели представляем вашему вниманию новый материал наших коллег из «Новой новгородской газеты».

Факт:

Неожиданный подарок преподнесли власти потребителям, а значит всем нам. С января изменяются требования к рассмотрению Роспотребнадзором и его территориальными органами обращений граждан для возможного проведения проверок продавцов товаров и исполнителей работ и услуг. Об этом сообщило ведомство в своём официальном письме от 7 декабря. Из-за изменения закона, защищающего права юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля и надзора, права как самого надзирающего органа, так и потребителя оказались урезаны. Теперь потребитель всегда должен будет вначале обратиться к своему возможному обидчику с претензией и лишь затем, если претензия оказалась не удовлетворена, может потребовать от государства проведения проверки «сомнительного», на его взгляд, магазина, ресторана или мастерской.

Комментарий юриста:

Наверное, если речь идёт об индивидуальном локальном конфликте, так и нужно поступать. Вначале попросить, а уж потом потребовать. Такой алгоритм был прописан в законе и раньше и всех устраивал. Но закавыка в том, что теперь в таком же порядке нужно рассматривать и другие обращения. Например, на то, что в магазине продают просрочку или тухлятину, на грязь и санитарные нарушения в общепите, нарушения при оформлении заказов в сфере услуг. В общем, всегда. Можно предположить, что при таком порядке кривая качества оказания услуг и соблюдения прав потребителей не в индивидуальном порядке, а «вообще», то есть в целом, пойдёт вниз. Если сейчас достаточно просто проинформировать, что в таком-то магазине продаётся просрочка и Роспотребнадзор может в ходе внеплановой проверки по такому заявлению схватить за руку недобросовестного продавца, то в скором времени так сделать не получится. Потребитель своей претензией должен будет фактически вначале предупредить: мол, «иду на вы». Понятно, что любой разумный предприниматель после этого подсуетится и проверять будет уже нечего. Вернее, проверить то будет можно, но «факты не подтвердятся». И поди знай – выбросили просрочку или просто всю реализовали. Не будут рассматриваться анонимные обращения и через Интернет обращение можно будет подать тоже только при помощи сайта госуслуг, если там есть соответствующие идентификационные данные и регистрация. Вдобавок ко всему ведомство также предупредило, что если в ходе проверки по заявлению будут обнаружены факты сообщения потребителем заведомо ложных сведений, то обратятся с иском уже к нему самому с требованием возместить расходы на необоснованную проверку. Такое вот оружие против «потребительского экстремизма». На вопрос представителей организаций защиты прав потребителей, не приведёт ли новый порядок к негативным результатам для самих потребителей, представитель ведомства, презентовавший данный порядок на специальном совещании, дипломатично ответил, что покажет время. Не сомневаемся…

Вообще-то потребители и так не отличаются активностью в своих обращениях «за правду для всех». Вот если конкретно обидели – да, надо требовать, добиваться. А если нарушения «вообще»: грязь на общепитовской кухне, воняет в магазине, грязными руками буханку хлеба подают и тому подобное, то за этим вроде как приглядывать государство должно и без личного вмешательства граждан. Ведь здесь уже интерес скорее публичный, чем частный. Но государство, выходит, думает по-другому.

Комментарий журналиста:

Осенью в программу «Ревизорро», выходящую на телеканале «Пятница!», вернулась её прежняя ведущая. Блондинка с ухватками то ли сержанта патрульно-постовой службы, то ли лагерной капо, то ли просто избалованной жены «нового русского» всегда имела среди зрителей собственных фанатов. Играет ли она (талантливо) те качества, которые оказались так востребованы «пиплом», или награждена ими природой - сие есть творческая тайна. Вполне возможно, что тут действительно «звёзды сошлись». Ведь и фамилия у девушки, ураганом налетающей на кафе и рестораны, чтобы проверить их на добросовестность услуг, - не удачно придуманная, а настоящая. Она и правда - Лена Летучая.

Собственно, и улетала-то с экрана Летучая не надолго. Всего на полгода. Пресса утверждала, что решение переместиться с импровизированных съёмочных площадок в кабинет продюсера программы она приняла, устав от агрессии проверяемых. Её не раз пытались побить, иногда даже преуспевали в этом - отчасти. Руководитель канала Николай Картозия, представляя сменщицу Лены, говорил, что новая девушка - боксёрка, «так что проедется по некоторым заведениям, где с Леной были не слишком вежливы». Не исключено, что то был всего лишь рекламный ход, призванный ещё больше подогреть интерес к программе. С другой стороны, доля правды в весенних слухах, допускаем, была. Недаром же возвращённая на экран Лена сосредоточилась теперь на столичных заведениях. Туда она приходит с телохранителями, а возить большую «группу поддержки» по Москве - проще и дешевле, чем разъезжать такой труппой по регионам.

Очарование «Ревизорро» психологически объяснимо. Продавец, повар, официант и в царские времена, и при советском строе, и при нынешнем воспринимаются обывателями как враги (да и кто вообще обывателю - не враг?). Замечательный принцип: «Тому, кто любит колбасу, не стоит смотреть, как её делают» - не работает. Думается, не работает потому, что обыватель внутренне знает: если его самого сделать продавцом или поваром, работать он будет спустя рукава. Разведёт пыль и тараканов, и спасибо, если не станет плевать в кофе клиентам, осточертевшим за рабочую смену. Впрочем, «ННГ» уже писала об этом, разбираясь в ситуации с нашумевшей в Великом Новгороде программой того же телеканала «Магазино» - слепком с «Ревизорро».

Агрессивная манера Летучей, не отличающаяся от манеры ведущих «серьёзных» аналитических, политических передач нашего ТВ, провоцирует владельцев общепитовских заведений на адекватный ответ. Они словно не понимают, что тем самым лишь работают на образ телеведущей. И умножают зрительские симпатии к «рисковой девчонке». Между тем встречать съёмочную группу «Ревизорро» надо бы не с вышибалами, а с юристами. Которые быстро объяснили бы правовую вакханалию, которую разводит в общепите любимый канал молодых мещан.

Действительно, закон о СМИ предоставляет журналистам право получать информацию в общественных местах. Закон, к сожалению, не слишком точен в расшифровке понятия «общественное место». Однако, суммируя положения статей КоАП, можно сделать следующий вывод: это места, где могут в любой момент появиться любые физические лица и где могут формироваться скопления людей; это места, которые не относятся к частной собственности или же местам индивидуального использования. Кухня ресторана или подсобка магазина к таким местам, безусловно, не относятся. Туда не может зайти всякий посетитель (у него же нет даже санкнижки), а значит, и журналиста туда можно допускать лишь по доброй воле владельца.

Как ни обидно, возможно, журналистам, но закон о СМИ позволяет нам лишь послать запрос (то есть уведомить заблаговременно о своем визите), но никого не обязывает дать на него согласие. Явившись без согласия на рабочее место поваров, мы нарушаем пункт 2.5 постановления №31 главного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарных правил», в котором четко прописан запрет на появление посторонних лиц в производственных и складских помещениях организаций общественного питания. (А у всевозможных общественников даже с такими урезанными правами дело обстоит ещё хуже, чем у журналистов). Удивляюсь, как ещё никто из рестораторов не нажаловался в Роспотребнадзор на саму Летучую: дескать, нанесла нам бацилл...

Я лично испытываю некий стыд за успешность Летучей (а её программа нынешним летом получила ТЭФИ в номинации «Журналистское расследование»). Потому что оберегать законные права потребителей (как и любые другие права) незаконными методами - так же скверно, как устраивать «патриотические» провокации в духе Вована и Лексуса. Скорее всего, органы, надзирающие за прессой, закрывают глаза на такую деятельность именно потому, что должны же существовать в прессе «расследования», а поскольку при нынешнем положении дел серьёзные расследования у нас опасны (все же понимают, что политические «анатомии» в стиле НТВ являются лишь провокациями или прямой клеветой), пусть хотя бы рестораторов потрошат, что ли. Пусть имитируют «расследования»... А телеакадемики, присуждающие ТЭФИ, в заболоченной воде пропагандистского ТВ рады найти хоть какую-то «живинку». Так что вероятны и новые статуэтки Орфея, разрывающего себе сердце, для Лены Летучей.

Да, слава агрессивной блондинки просто обречена расти. Ведь нынешние действия Роспотребнадзора, старательно упрощающего жизнь своим сотрудникам за счёт интересов тех, чьи права они должны охранять, как раз дают свет всевозможным «Ревизорро» и «Магазино». Хотя вместо них нарушения могли бы вскрывать такие «Зорро», которые имеют полное право проникать и вместа, закрытые для журналистов и толпы.

Правовой хаос умножается и переходит в «уличное правосудие», в суд Линча, творимый кем попало, там, где штатные охранители закона начинают уклоняться от своих обязательств.

Фото из открытых источников