В понедельник, находясь в приподнятом настроении, я отправила сына в садик с пакетом праздничной одежды. Нет, у нас не был запланирован утренник – намечалась фотосъёмка. Причём на радость мамочкам должен был приехать новый фотограф, буклеты которого нам обещали не замыленные и набившие оскомину фотоколлажи с использованием мультипликационных героев, а интересные работы в ретростиле с нормальными (читайте – настоящими) декорациями.

Однако фотосъёмка не состоялась и мамский чат нашей группы в соцсети буквально взорвался:

- Заведующая запретила фотографировать детей в саду другим людям кроме Ос***на. Неясны и причины выбора этого самого Ос***на. Что будем делать? Бойкотировать этого фотографа, жаловаться на заведующую сада, договариваться на съёмку вне садика?

- Ос***н, по моему мнению, дорого берёт. Или с ним договариваться дешевле, а то с группы такие деньги неплохие.

- Считаю, что надо что-то делать. Мы можем также сами прийти из родителей кто-то и пофотографировать и всё!

Одна из мам согласилась дать комментарий официально:

Мы очень ждали эту фотосессию, так как наконец нам предложили что-то новое и интересное. Но как выяснилось, заведующая была в отпуске, а выйдя, всё запретила. Хотя все уже были настроены, подготовились. Странно, что у нас нет никакой альтернативы этим странным отфотошопленным типовым снимкам, – отмечает Ольга Бабий.  – Они может сами по себе не плохи. Но из года в год и не по одному разу одинаковые фотографии делать нет желания, это надоедает, хочется чего-то нового. Возмущает отсутствие альтернативы! Хотелось бы знать, что по этому поводу думают в комитете образования. 

Однако нам пока узнать этого не удалось – председатель комитета только вышла из отпуска. И застать на рабочем месте по городскому номеру у нас не получилось. Как и заведующую детского сада, о котором идёт речь в материале. Надеемся сделать это в ближайшее время.

Зато весьма подробный комментарий нам удалось получить у заведующей одного из районных детских садов Ларисы Штрейс:

Никакой коррупционной схемы нет, если сад работает с фотографом официально. Заключается стандартный договор. Кроме того, у человека должна быть санитарная книжка, дающая ему право работать в дошкольном учреждении. Даже несмотря на то, что он близко не подходит к пищеблоку – таковы требования Роспотребнадзора и СанПиНа. У нас даже бухгалтер и дворник имеют такой документ. Если вдруг будет проверка и у работающего в саду человека не окажется санкнижки – сад получит штраф.

Ко всему прочему, по словам Ларисы Штрейс, приходящий фотограф проходит инструктаж, обычно его проводят старшие воспитатели – о безопасности жизни и здоровья детей.

- Мы работаем именно по такой схеме. Но мне приходилось слышать подобные вашей истории. Однако справедливости ради надо сказать, что не все фотографы готовы оформлять медицинские книжки - это стоит денег (минимум 5 тысяч при открытии, а потом по 3,5). И потом начинаются разговоры, что заведующая такая нехорошая. Что касается процента с работы фотографа – всё индивидуально. Мы не берём нисколько, потому что у нас детей не много в саду. Мы можем договариваться другим путём: можем попросить фотографа помочь сделать какие-то фотографии для стенда. Насколько я слышала, в городских садах фотографы отдают 10%. Главное, что должны помнить родители – у них есть права, а заведующий сада – не царь и не король. Если родители подготовят официальное письмо о том, что они пригласили фотографа, имеющего санитарную книжку, готового прийти в определённое время – вам не имеют права отказать. Оснований нет для этого!

Похожее мнение и у сотрудничающего с нашим изданием фотографа. Молодой человек считает, что при нормальном раскладе вещей у сада не должно быть какого-то одного фотографа или явно выраженных предпочтений. Сад может работать с несколькими основными, к примеру, но при этом не ограничивая привлечение других специалистов.

К тому же должны официально заключаться договоры или иные документы типа заявления. При этом, разумеется, определённая сумма должна официально идти в фонд сада за аренду помещения на время работы фотографа.

При этом фотограф подчёркивает, что:

Сам я не работаю с садами как фотограф, поскольку мне это неинтересно. Не вижу смысла в этих одинаково свёрстанных альбомах, которые потом выдаются родителям. Это не самая честная работа, скажем так. Поясню: чтобы сделать вёрстку альбома с нуля, необходим вечер, ещё столько же уйдёт на обработку фотографий и вставку фотографий в готовую вёрстку. Как правило, одни и те же люди катаются по всем садам, а вёрстку, не исключаю, делают не сами, а отдают эту работу на откуп за три копейки свободным дизайнерам, при этом сами получая, немалую прибыль. Я уважаю такой бизнес, тут крутятся большие деньги, но мне, творческому человеку, такой подход к зарабатыванию и фотографии претит. Хотя некоторые считают возможным продавать откровенный шлак как гениальные работы.

Откаты на фото или обдираловка в чистом виде

Но как утверждает ряд других собеседников издания, фотографирование в образовательных учреждениях города – это чуть ли не рассадник коррупционеров.

Когда я работал в одной известной фотокомпании, около 7 лет назад, мы пытались пробиться на этот рынок, но без этой 10-процентной составляющей, за что фирму до сих пор не очень любят – все привыкли получать деньги с фотографа, – говорит Сергей Суфтин, намеренно избегая перечисления номеров школ и садов. – Мы сами родители, на своём опыте видели непонятные цены и одного единственного фотографа в саду у ребёнка, и хотели ситуацию переломить – предложить более интересный продукт по адекватной цене. Но с нами отказывались работать, объясняя такое решение разными нелогичными обстоятельствами.

Чтобы понимать финансовый масштаб, по мнению собеседника, достаточно знать несколько цифр. Одна фотография любимого чада обходится примерно в 200 рублей. В городских садах наполняемость групп зачастую превышает 15-20 человек. Заказывая фото, как правило, одним родители не ограничиваются, выбирая общее и индивидуальное фото ребёнка.

- И вот если с одного фото 20 рублей уходит в чей-то карман, тогда владельцу этого кармана выгодно, чтобы работал один фотограф, свой, приближённый, и информация сильно не распространялась. Поэтому других со стороны попросту не пускают. В личных беседах приходилось слышать и про 20%! Поэтому сейчас, когда ко мне приходят непосредственно родители с просьбой поснимать – я соглашаюсь только при одном условии: они сами договорятся с заведующей о допуске. Чтобы мне не приходилось выслушивать, что в сад чужим вход воспрещён.

Логичным доказательством существования этой схемы, по мнению Сергея, является смена фотографов при смене заведующих.

- Так было и у нас, одномоментно следом за заведующей пропал фотограф, обслуживавший группы не один год. Как новые замы у нового мэра – каждый приходит на работу со своей командой.

И эту ситуацию, по мнению собеседника, сложно поменять, как и ценообразование, являющееся неадекватным.

Для фотосессии мы привозим своё оборудование, отдаем на руки порядка 10 разных фотографий ребёнка на диске в электронном виде и просим за это 500 рублей. Дальше человек может распечатать сколько угодно копий для родственников. Тут же ты вынужден сканировать фото и терять качество изображения, делая копии, либо платить за каждую дополнительный снимок 200 рублей.

И это возможно именно из-за существующей фотомонополии:

- Я за то, чтобы работа фотографа достойно оплачивалась. Но этого можно достигать другим путём, устанавливая более адекватный ценник на свои услуги. Установив планку в 50 рублей, фотограф получил бы заказов от целой группы, а не от единиц.

По словам собеседника, пойти написать заявление куда следует у него желания не возникало. А вот слышать о разборках между самими коллегами по цеху приходилось.

- Это наша корова, и только мы тут снимаем. Такое тоже было! Как у таксистов на вокзале в Москве, – признается Сергей. – Надо думать: один выпускной альбом обходится в 1200-1800 рублей с одного будущего первоклассника. Очень лакомый кусочек.

Как же действовать родителям в данной ситуации?

Решение есть - общаться и договариваться напрямую с фотографом. Он предложит разные варианты для съёмки: это может быть и сад, но тогда вам придётся находить аргументы и самим договариваться с воспитателем и заведующей. Либо выбрать день для выездной фотосессии в фотостудии. Вторым путём часто идут родители, чьи дети ходят в старшие группы и съёмки необходимы для выпускных альбомов.

В студии получатся гораздо более качественные фотографии, чем можно сделать на выезде, – уверен Сергей Суфтин. – А ради справедливости отмечу, что такая ситуация не везде. Были, конечно, и заведения, где нас встречали добродушно, и ничего от нас не просили.

Другая наша коллега Анна Костецкая признаётся, что о ситуации тоже знает не понаслышке. Потому, основным источником своего заработка сады не делает:

-  Недавно обсуждали этот вопрос с девочками в студии. Сады, школы по решению заведующей или директора работают с кем-то одним из фотографов (студией). И качество услуги значения не имеет. В моём опыте была всего одна школьная съёмка. И могу сказать: система откатов работает. В этом суть монополии на любые услуги в детских садах и школах. Многие хотели бы работать по детским садам и школам. Но это очень закрытая система, и многое тут зависит от руководителя. Думаю, что это обоюдный бизнес + человеческий фактор. А вот как изменить ситуацию, не представляю. Если бы только услуга фотографа была лицензирована, пожалуй.

Фотограф Артур Осипов тоже в курсе ситуации:

- Главное флюорографию сделать, это прям все просят. А вот медкнижку у меня не просили, наверное потому, что я мало работаю с садиками и то только с теми, кто очень доброжелателен. Так, обожаю садик на улице Попова – такой коллектив у них замечательный!

Комментарий юриста

- Ко всем работникам детских образовательных учреждений, а дошкольных особенно, санитарным законодательством предъявляются повышенные требования. Если ваш ребёнок, к примеру, едет в оздоровительный лагерь, вы, как родитель, будете крайне заинтересованы в том, чтобы весь персонал такого лагеря, а не только работники пищеблока, был абсолютно здоров. Какая вам разница от кого будет исходить опасность заразить детей – от поварихи или от кастелянши, всего-навсего выдающей постиранное белье, – говорит юрист Константин Демидов. – Руководитель любого такого учреждения несёт персональную ответственность за соблюдение санитарных правил и норм в отношении как работников, состоящих в трудовых отношениях с учреждением, так и лиц, привлекаемых для оказания услуг по договору с учреждением. Поэтому заведующая детским садом права – если есть договор с детским садом у фотографа, то такой фотограф должен иметь все необходимые документы, подтверждающие соблюдение требований СанПиНа. А вот если договора с учреждением нет, то и, как говорится, суда нет. Такой человек не будет являться ни работником, ни лицом, оказывающим услуги учреждению на основе договора. И за него уже руководитель учреждения отвечать не будет. Иначе может возникнуть совершенно абсурдная ситуация, когда и с родителей, приводящих в детский сад своего ребёнка, начнут требовать санитарные книжки. Что уж говорить про утренники, на которые приходят и бабушки с дедушками, и дяди с тётями. И все без санитарных книжек. Другое дело, что в детским саду существует внутренний распорядок, который устанавливается руководителем. И этот распорядок, опять же, в целях безопасности детей, не допускает бесконтрольный допуск посторонних лиц в учреждение, а уж тем более в помещение группы, даже если это не террорист, а добрый фотограф. Потому правда здесь находится где-то посередине. Приглашать своих фотографов родители могут. А вот в учреждение этих фотографов могут и не пустить. Заключать договор с фотографом руководитель учреждения может, а вот навязывать его услуги родителям, бесцеремонно выставлять за дверь конкурентов без объяснения причин – нет. Условия должны быть равными для всех. Потому совет тут может быть один – договариваться. Есть родительские комитеты, есть администрация детского сада. Цель у них одна – сделать так, чтобы детям в детском саду было хорошо и при этом родительские кошельки не превращались в источник чьего-то бесконтрольного обогащения. Не стоит пренебрегать и своим правом направить соответствующую жалобу как учредителю детского садика – Комитет образования, так и в правоохранительные органы, если есть признаки, указывающие на чьё-то неправомерное поведение.