Наше издание уже сообщало о том, что врачи детской областной больницы обратились с открытым письмом к новгородцам, в котором попросили прекратить травлю, продолжающуюся несколько дней. Поток осуждения начал литься на страницы соцсетей и ряда СМИ после того, как один из подписчиков группы «ЧП Великий Новгород. Новости» сообщил о смерти в больнице семилетней девочки.

Мужчина обвинил врачей в гибели дочери. Пока следственный комитет ведёт проверку обстоятельств этого происшествия, имевшего место еще в ноябре, негодование граждан не утихает. Это не могло не сказаться на самих врачах. По некоторым данным, около семи специалистов учреждения всерьёз задумались об увольнении.

«ВНовгороде.ру» попросило практикующего врача, имеющего опыт работы и в государственной, и в частной медицине, прокомментировать ситуацию и высказать своё мнение о том, как стоит действовать в ситуациях, когда пациенты и их близкие не согласны с действиями врачей.

Софья Фонарёва по специальности – врач-педиатр. Её мать трудилась хирургом на фронте, эту же специальность выбрал и один из её сыновей. Софья Абдуллаевна работала неонатологом в роддоме, лором в детской поликлинике. В настоящее время принимает в детском отделении поликлиники «Волна». Как она признаётся, в её практике случаев, когда недовольные пациенты пытались призвать врача к ответу, не было.

Насколько часто имеет место столь явное недовольство пациентов мерами, предпринимаемыми врачами?

cxG1HLx IKc

Я работаю в этой сфере довольно давно и могу сказать, что прежде такие случаи не встречались. Пациенты относились к врачам с уважением, доверяли им. Это помогало установить своего рода партнерские отношения, что в большой степени влияло на исход лечения, так как все рекомендации выполнялись и сам настрой на процесс лечения был положительный.

Сейчас многие больные идут к одному врачу, потом к другому и сравнивают их назначения и диагнозы. А ведь у каждого врача свой набор препаратов, к тому же, за время между приёмами состояние пациента меняется. И когда люди, недолечившись, идут к другому доктору, каждый врач начинает этот путь с нуля.

Кроме того, сейчас пациенты всё смотрят в интернете, где хватает не вполне достоверной информации. Каждый случай индивидуален. Например, аденоиды не рекомендуется удалять, но есть ситуации, когда это необходимо.

На каких этапах наиболее велик риск ошибки?

Если говорить об ошибках, которые ведут к трагическим последствиям, то они характерны для экстренных ситуаций, когда происходит серьёзное вмешательство – несчастные случаи, травмы или назначенные операции. Здесь многое зависит от того, как была проведена диагностика и оказана первая помощь на самом раннем этапе. Но и реакция организма порой бывает непредсказуема.

Много сложностей происходит из-за того, что маленькие медицинские учреждения, которые раньше работали в больших деревнях и были приближены к людям, теперь не могут оказывать помощь населению на местах – нет того количества населения, при котором врач сохранял бы свой опыт и нарабатывал новый. Да и стандарты оказания помощи изменились.

Жителям приходится ехать в другой населённый пункт, долго решаться на это, терять время или обращаться за помощью, когда уже совсем «прижмёт».

Можно ли говорить о том, что такие ситуации часто возникают в роддомах?

Роды и беременность – это очень длинный путь. Мы привыкли думать, что если женщина забеременела, выносила и её пустили в самостоятельные роды, значит, у неё и у ребёнка всё хорошо. На самом деле, сейчас у женщин детородного возраста очень много проблем, которые влияют на плод все девять месяцев и он может быть не совсем здоров. Даже до наступления беременности на её исход влияет очень много факторов.

Имеет значение и отдалённость помощи – здесь та же причина, маленькое количество рожающих в сельской местности. Раньше в районных больницах были родильные отделения, где работали достойные гинекологи и акушеры, которые могли хорошо провести роды. Сейчас такую помощь могут оказать только в крупных городах и далеко не во всех районных центрах. Но женщины во время беременности должны стремиться к тому, чтобы их наблюдали специалисты, хотя для многих это сопряжено сейчас с преодолением расстояний. Но человеческая жизнь того стоит.

Как правильно должны действовать пациенты, их близкие и врачи в случае, если спорная ситуация уже возникла?

Врачи обязательно должны на консилиумах разбирать такие случаи, чтобы не повторить вероятных ошибок в будущем, и поверьте, они это делают очень тщательно. Конечно, нужно объяснять и обсуждать ситуацию с пациентом и его родными. И не стараться вызвать скандал и шумиху – от этого не будет пользы ни будущим пациентам, ни врачам. Конечно, это очень тяжело, когда в семье что-то случается, особенно, если это касается ребёнка. Это тяжело пережить. Но тем не менее, в каждой ситуации врачам нужно делать выводы, повышать квалификацию, чтобы подобного не повторилось.

Как такие случаи и общественное давление влияют на атмосферу в коллективе? Действительно ли специалистов могут довести до увольнения?

Когда доктору не доверяют и он не чувствует за собой опоры и защиты – как он может работать? Врачи ходят по лезвию. Доктор – не бог, он может ошибиться.

По-разному ли относятся к подобным ситуациям в государственных и частных учреждениях?

Кажется, что в частных структурах можно заработать лёгкие деньги, но на самом деле, там сложнее психологически. Клиент платит и хочет получить достойную, полноценную помощь и какие-то, скажем так, «бонусы» . Поэтому тут приходится вкладываться еще и в то, чтобы прорваться через завесу «Вы должны». С другой стороны, здесь работают уже опытные врачи, у которых есть и стаж, и умение общаться с пациентом, подготовить его к какой-либо процедуре, преподнести информацию о его болезни. Общение имеет очень большое значение.

Фото с сайта pixabay.com и из архива Софьи Фонарёвой