Для школьников Великого Новгорода начались летние каникулы. Для кого-то из них это возможность отдохнуть от учебников, зубрёжки и ранних подъёмов. Для других – это перерыв в бесконечных конфликтах, драках и унижениях. Детская и подростковая агрессия проникала в школы с самого появления учебных заведений. Почти в каждом классе есть проблемный ребёнок, который бьёт, дразнит и унижает окружающих, демонстрируя вызывающее поведение. Психологи и педагоги подтверждают – такое поведение ненормально. Но когда дело доходит до конкретного примера, сразу возникают проблемы. В начале мая в одном из образовательных учреждений Великого Новгорода ученик младших классов распылил что-то в классе во время урока. Одноклассники задыхались, всех срочно эвакуировали. Тут-то родители учеников уже не стерпели – и пошли с жалобами на мальчика во все возможные государственные инстанции. Потому что это – далеко не первый инцидент. И родители боятся, что не последний. Два года мальчик бьёт одноклассников и учителей, срывает уроки, ругается матом. Родители ребёнка проблему не признают, а вся образовательная система просто разводит руками. Конфликт разрастается. И чем он больше, тем сложнее понять – кто в этой истории жертва на самом деле.

Воскресенье, сквер. В жаркий выходной день около десяти родителей учеников младшего класса собрались обсуждать насущный вопрос — как сделать безопасной тягу к знаниям для своих детей.

– Я уже составила жалобу на имя директора школы и специалисту по социально-профилактической работе в городском комитете образования, рассказывает Екатерина, мать одной из учениц.

После родители обмениваются показаниями о случившемся недавно «распылении». Накануне майских праздников во время очередного урока второклассник разбил в кабинете флакон «неизвестно с чем».

– Несколько детей после этого побежали в туалет, их рвало, говорит Екатерина.

– Да, у нашей до сих пор кашель, и температура, подтверждает ещё одна мать.

– При этом сам мальчик распылил и выпрыгнул из окна там класс на первом этаже. Всех остальных стали эвакуировать. Мальчик понял, что надо избавиться от улик и флакончик выкинул, рассказывает Екатерина. У меня дочка говорила, что похоже на лекарство. Баллончик, сказала, был стеклянный. В классе находиться было невозможно, все задыхались.

Екатерина уточняет это далеко не первый инцидент.

– Он с первого класса унижает других детей избивает мальчиков и девочек. Девочек, говорят родители, бьёт в живот. От него постоянно слышна нецензурная лексика, он неоднократно срывал уроки.

– Мы ездили в травмпункт снимали побои, подключается Александр, отец одной из одноклассниц хулигана. Потому что у нашей дочки всё плечо было в ссадинах он её истыкал ручкой. Она с ним сидела. Ножницами водил перед лицом на уроке, хотел волосы состричь.

– У нас ребёнок пришёл со следами обуви на спине, рассказывает Виктория, мать одноклассницы хулигана.

Агрессивный ребёнок в этой новгородской школе не раз позволял себе ударить учителя. Классный руководитель в ответ на поведение ученика, согласно законодательству, может только проводить уроки вежливого общения и правильного поведения.

– Даже девочки из старших классов боятся спускаться дежурить на первый этаж из-за этого, рассказывает Екатерина.

– Мать приходила на педсовет, говорит Александр. Внятного объяснения поступкам своего ребёнка она не дала. Считает, что во всём виноват классный руководитель, что это педагог выставляет её сына плохим.

Учителя и родители обращаются к директору и просят решить проблему с агрессивным учеником.

– Ни социальный педагог, ни школьный психолог да вообще никто не знают, что делать с мальчиком, почти хором проговаривают родители.

– Поймите, мы боимся за безопасность своих детей, говорит Екатерина. Ведь в следующий раз он может прийти в школу с ножом или с перцовым баллончиком.

Следующий родительский сбор по проблеме в кабинете директора гимназии. Матери вываливают один за другим факты драк, матерных высказываний и срывов уроков агрессивного мальчика, припоминают историю с распылением. Директор, сложив руки в замок, тихо вздыхая, отвечает «да, да, соглашусь». Екатерина показывает директору справку из поликлиники, куда отвезли её дочь после распыления неизвестной жидкости в классе. У девочки диагностировали ларинготрахит.

– Я знаю, что после инцидента с эвакуацией класса троих детей тошнило, одного отправили в поликлинику, так директор показывает, что в курсе всей ситуации.

– Я открыла окна, чтобы воздух в класс пустить, говорит классный руководитель Татьяна Алексеевна. А он выпрыгнул в окно и убежал.

Из внятных решений директор может предложить только одно. Он озвучивает его в телефонном разговоре с отцом проблемного мальчика. Родитель потребовал общения в срочном порядке и полчаса пытался убедить главного человека школы в том, что педагогический состав плохо воздействует на ребёнка оттуда и все проблемы с агрессией.

– Вы можете выбрать другое образовательное учреждение. Это ваше право, но мы этого требовать не можем ни в коем случае, говорит директор.

В агрессивное поведение своего ребёнка отец не верит. Директор давит аргументацией.

– У вашего сына не всегда адекватное поведение на перемене, грубое обращение с одноклассниками, нанесение не скажем побои ударов педагогам, нецензурные выражения в сторону педагогов и других учеников. Такой букет возникает.

Директор вешает трубку, недолго молчит. Дальше поясняет, что школа может рекомендовать детям пройти психолого-медицинскую комиссию. Там могут подсказать какие занятия проводить с ребёнком, на что обращать внимание. Причём рекомендации дают не только семье, но и школе. Директор подчёркивает, что принудительно на комиссию ребёнка отправить нельзя. Можно лишь порекомендовать.

– То есть, пока что-то серьёзное не случится, пока кто-то из детей реально не пострадает, сделать ничего нельзя. Правильно? задаётся вопросом Екатерина.

Директор с досадой отвечает, что даже если случиться что-то страшное, то школа всё равно будет обязана дальше обучать ребёнка. Таков закон.

– Сейчас законодательство не даёт нам никаких рычагов воздействия ни на семью, ни на маму, ни на ребёнка, высказывается завуч по начальной школе Елена Ивановна*. - Мы работаем столько, сколько не живут, помним, как было раньше. Тогда ребёнок прекрасно знал, что если он не будет выполнять школьные требования, его родители будут очень сильно опозорены на работе. На предприятие направят письмо и тогда всем будет «мама, не горюй». Дети это прекрасно знали, поэтому, как могли, старались не позорить своих родителей. А теперь что? Ценность отношения к родителям потеряна. Мальчик прекрасно знает, что мы говорим его маме. И ему всё равно. Он даже нас, учителей, побивает, но сейчас не об этом. У ребёнка нет уважения к своей матери, нет любви.

Елена Ивановна признаёт, что мальчик учителей «ни во что не ставит». Уважительно он относится лишь к директору: «потому что ребёнок чувствует силу».

После встречи  разговариваем с директором на тему того, откуда вообще берётся такое агрессивное поведение у маленького мальчика. Директор считает, что корни проблемы в семье, и ребёнку просто не хватает внимания. Чтобы решить проблему, родителям стоит сделать первый шаг просто признать её. Но именно с этим сейчас самые большие трудности. Сама школа, считает директор, делает многое. С классным руководителем не раз обсуждались различные тактики коммуникации с ребёнком. Но, сожалеет директор, ни одна из них не сработала.

Для директора это совсем не первый подобный случай: этой школой человек руководит семь лет, а до этого довольно долго другим учебным заведением города, поэтому решать проблемы с поведением умеет. Говорит, главное достучаться до родителей. А как это сделать ну, обычно работает мысль: «если ничего не делать, твой ребёнок таким и вырастет. Но жить с ним потом тебе, это твоя опора».

После таких разговоров, рассказывает директор, многие всё-таки начинают заниматься поведением своих детей.

***

Максим Рысаков работает инспектором по делам несовершеннолетних семь лет. До этого трудился учителем истории в школе, поэтому находить общий язык с детьми умеет. За время полицейской карьеры не раз сталкивался с агрессивным поведением в школе. Говорит, что эта проблема из разряда вечных, но «решать её всё же стоит». Максим Владимирович рассказывает как это можно сделать. В классе этой самой школы Рысаков также не раз проводил беседы.

– Важно, чтобы учитель перестраивал тактику взаимоотношений с учеником пробовал разные подходы, говорит инспектор. Очень действенны обычно рекомендации психолога при учебном учреждении. Он ведь находится внутри, видит, какие социальные связи выстраиваются у школьников может, и правда к ребёнку, например, предвзятое отношение. Психологи часто советуют вовлекать ребёнка в совместную деятельность в классе, тогда он лучше встраивается и поведение нормализуется.

В школе такую тактику испробовали. Родители и педагоги говорят, что не помогло. Но это не совсем так — мать мальчика пошла со своим ребёнком к психологу. Однако, продолжает стоять на своём.

***

Ирина**, мама мальчика, на которого ополчился весь класс, уверена, что в школе травят именно её ребёнка. По этому поводу она уже обратилась к уполномоченному по правам ребёнка в Новгородской области. Нам же сообщила следующее:

– Классный руководитель всеми силами пытается опорочить моего ребёнка. Применяет к нему меры репрессивного воздействия, что негативно сказывается на психике ребёнка. Такое поведение нами зафиксировано на диктофон. Данная ситуация происходит при попустительстве директора. Мы неоднократно просили перевести ребенка в другой класс, но в этой просьбе нам было отказано «за неимением мест». Вместо этого директором, классным руководителем и заместителем директора на нас оказывается давление, чтобы мы перевели ребёнка в другую школу. Ведётся шантаж, ребёнку обещают неблагоприятную психологическую обстановку в школе. Данная ситуация подтверждается записями телефонных разговоров.

С тем, что педагогические методики у классного руководителя Тамары Ивановны*** довольно жёсткие, согласилась и другая сторона. Но они не видят в этом ничего плохого скорее, наоборот. Учебный материал, по их словам, преподаётся прекрасно, с детьми учитель строга, но справедлива. Отношения, уверяют они, не сложились только с одним учеником. С остальными детьми педагог вполне ладит.

– Когда ребёнок принёс в школу карандаш от насморка для носа, обладающий резким запахом ментола и эвкалипта, учитель обвинила его в распылении яда, назвала террористом, устроила скандал, вывела учеников из класса, рассказывает Ирина свою версию случившегося в начале мая. Эта ситуация вызвала психическую травму у ребёнка, он испугался и выпрыгнул в окно. В этой конфликтной ситуации принимала участие также социальный педагог. Вместо того, чтобы успокоить ребёнка, она снимала происходящее на видео.

Узнав о распылении, Ирина сама вызвала полицию.

– Вызванный оперативно наряд полиции не обнаружил следов отравляющего вещества. Учитель «проинформировала» родителей о случившемся, настроив их и детей, что это был хулиганский поступок нашего сына, и что он хотел всех «отравить». Одна из родительниц, дочь которой почувствовала недомогание после происшествия в школе, написала призыв в группе в ВК вести детей к врачу и фиксировать факт «отравления» и писать коллективную жалобу на нашего сына. Неизвестно, от чего этой девочке стало плохо, так как я, спустя неделю после события, когда находилась в образовательном учреждении, стала свидетелем, как этой же девочке стало плохо на перемене, школьный медик сказала, что у неё низкое давление и её отправили домой, позвонив родителям. Полагаю, что родители этой девочки обратились к врачу восьмого мая специально с целью зафиксировать существующие недомогания у ребёнка, чтобы выдать их за якобы отравление.

Другие родители с этими доводами резко не соглашаются. Екатерина, ссылаясь на слова своей дочери, уверяет, что распылён был точно не ментол и не эвкалипт.

Что касается проблемы агрессивного поведения, то Ирина её всё же признала.

– У моего ребёнка есть проблемы с поведением, мы работаем над этим. Но учитель в этом сыграла немалую роль, сделав ребёнка изгоем в классе. Она его винит во всех проступках, не разбираясь. А дети умные, они смекнули – на кого можно всегда жаловаться, ябедничество учитель тоже поддерживает. Она всегда ругала его при детях, вынося тот или иной его поступок на обсуждение. Она его зачастую сама провоцировала не дружить с детьми, а обижать кого-то. Даже другие дети мне говорили, совсем недавно, что Тамара Иванвона всегда ругает только моего сына, даже когда виноваты другие два мальчика. Если нужно, я назову их имена. И я всегда шла навстречу родителям, с детьми которых у Жени**** были конфликты, они жаловались один раз и всё, больше не жаловались, так как больше он их не обижал.

Ирина отмечает, что её сына в школе тоже били не раз.

***

Ситуацию в новгородской школе обсуждаем с психологом Анной Моисеевой. Сначала она предлагает определиться с терминами.

– Агрессия – это поведение, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу, а агрессивность – свойство личности, которое выражается в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Говоря про детей начальных классов, об агрессивности речи мы не ведём, так как их личность всё ещё находится в активном развитии. Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребёнок реагирует отрицательными эмоциями. Это могут быть гнев, ярость, тревога, страх. Для восстановления психологического комфорта ребёнок должен либо изменить ситуацию в нужном ему направлении, либо восстановить своё эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию. Управляемые механизмы психологической защиты у детей ещё не сформированы. Поэтому дети обычно стремятся изменить ситуацию, и нередко – с помощью агрессии.

Прежде всего, дети выбирают агрессивное поведение, если видели его неоднократно в собственной семье, и при несправедливости в свой адрес отвечают агрессией.

Наиболее распространённая причина это не удовлетворяющие ребёнка взаимоотношения со сверстниками. Дети учатся налаживать коммуникации в группе, поэтому пробуют разные типы поведения. Также бывает, что дети хотят свободы, которую им не дают взрослые, и поэтому реагируют достаточно остро. Также причиной могут стать СМИ. Дети видят жестокость и агрессию на экране ТВ, которая делает человека успешным или она поощряется и копируют её.

Как реагировать учителям, если ребёнок ведёт себя агрессивно?

Во-первых, учитель не должен отвечать тем же. Не следует сразу реагировать на поведение школьника, если агрессивное поведение не слишком ярко выражено и не доставляет самому ребёнку и окружающим проблем. К проблеме можно вернуться позже (после урока, в конце дня) и обсудить её с ребёнком спокойно и доброжелательно. Расспросить о чувствах. Нужно признать право ребёнка на реакцию в такой ситуации. Это можно проговорить («Я тебя понимаю, твой гнев …»), выслушать ребёнка, а потом переключить его внимание на что-то другое. Если агрессия ребёнка не оправдана, то нужно указать на это, но спокойно и исходя из предположения, что ребёнок хороший и добрый, а только его поведение неприемлемо. Можно, например, сказать: «Ты добрый мальчик и умеешь держать себя в руках. Но сейчас твоё поведение нетерпимо. Ты хочешь меня обидеть?».

Вообще, необходимо вести себя так, чтобы продемонстрировать неагрессивное поведение, спокойную реакцию на ситуацию, умение держать себя в руках, искать компромиссы и решать проблемы адекватными способами.

Как разговаривать с ребёнком, чтобы он начал слушать и доверять?

Нужно стать безопасным для ребёнка человеком. Уважать его самого как личность. Не обесценивать его мнение. Внимательно относиться к его потребностям и просьбам.

Как разговаривать с родителями, чтобы они признали проблему и начали помогать в её решении? Потому что многие родители говорят «вы всё наговариваете» и не хотят признавать, что их ребёнок ведёт себя плохо.

Родители воспринимают проблемы своих детей более болезненно, чем свои собственные. Поэтому часто неосознанно защищаются от болезненных эмоций реакцией отрицания. Ведь если признать проблему ребёнка, значит нужно признать и свои ошибки, а это трудно. Родителям необходимо привести неопровержимые аргументы, иллюстрирующие проблему. Спокойно донести, что её решение на данной стадии займет меньше времени и сил, чем если продолжать её игнорировать.

Как появление одного агрессивного ребёнка в классе влияет на атмосферу в этом классе?

– Как правило, один агрессивный ребёнок не может существенно изменить всю классную атмосферу. Но если поступок остался безнаказанным или прибавил веса статусу, то дети могут такое поведение копировать. Путь такого школьника или в изгои, или в лидеры.

Проблема агрессивных детей в школах будет всегда или её можно решить?

Психологическая грамотность населения на сегодняшний день очень низкая. Практики обращения к специалистам практически нет или она присутствует при запущенных вариантах. Поэтому проблема будет, пока люди чётко не усвоят, что гнев – нормальная реакция человека на несправедливость, но с ним нужно что-то делать, чтобы он не копился и не выливался в агрессию.

Цитата из книги:

«Уже было сказано, что дети из неблагополучных семей считают себя ответственными за семейные проблемы, а также за их решение. Существуют три основных способа, посредством которых дети пытаются «спасти» свою семью: быть незаметными, быть плохими или быть хорошими... ...Быть плохим означает быть бунтарём, малолетним правонарушителем словом, тем, кто размахивает красным флагом. Такой ребёнок приносит себя в жертву, соглашаясь служить пугалом, источником семейных проблем. Он становится мишенью для приложения гнева, ревности, страха и других эмоций, испытываемых членами его семьи. Взаимоотношения его родителей могут находиться в плачевном состоянии, но он предоставляет им безопасную тему для дискуссий. Они могут спрашивать друг друга «Что мы собираемся делать с Джоанной?» — вместо того, чтобы спросить: «Что мы собираемся сделать с нашим браком?». Так ребёнок пытается «спасти» семью. При этом он испытывает лишь одно чувство: гнев. Гнев маскирует его страх и его страдания».

«Женщины, которые любят слишком сильно». Робин Норвуд.

*, **, *** - имена героев изменены