В рамках цикла материалов «По глубинке босиком» мы рассказываем о малоизвестных, но достойных внимания достопримечательностях Новгородской земли. Это не только актуальный нынче разговор о развитии внутреннего туризма, это рассказ о нашем прошлом, о тех местах и объектах, которыми мы можем гордиться и которые должны оберегать. Многие из этих мест нуждаются в заботе, защите от вандалов и разрушительного влияния времени. Все они достойны стать известными туристическими объектами.

Усадьба в деревне Кострони

На этот раз наша дружная команда исследователей затерянных усадеб отправилась в Батецкий район, а точнее – в деревню Кострони. Усадьба здесь была построена в 1911 году. Большинство источников, рассказывающих о ней, называют её хозяином графа А.И. Малышева, не поясняя, однако, когда и за что был присвоен ему этот титул. Как сообщается на сайте областного комитета по туризму, А.И. Малышев был управляющим Волго-Камского банка, крупнейшего частного банка дореволюционной России.

И действительно, в правление банка по данным 1913 года входил некий Малышев, но не «А.И.», а Фёдор Степанович, получивший в 1904 году личное дворянство. Выходец из купеческого рода, он был страстным библиофилом, собрал большую коллекцию книг, картин, гравюр (некоторые с оригинальными подписями Рембрандта, Дюрера). Для их хранения было выстроено имение в деревне Кострони.

GJ5A9404 fhdr

Здесь Фёдор Степанович жил со своей супругой Евдокией Александровной (рождённой Смирновой). Довольно подробно об истории этой семьи рассказывается на ресурсе «С рюкзаком по стране» (turfront.ru). Переводчик из Риги под псевдонимом Мара Сосаре рассказывает о своей бабушке, Нине Страдынь, в девичестве Малышевой. Это дочь Фёдора Степановича, которая выросла в деревне Кострони.

Помню её рассказы, хотя и не очень многословные, о Костронях, о том, как она и её братья и сестры играли с сельскими детьми, о том, что деревня жила довольно богато и самым бедным в ней был сапожник, который имел только одну корову и страшно пил. Также о том, как большевики, обыскивавшие имение, штыками протыкали мебель. Надо признать, что большевиков наша бабушка недолюбливала до последних своих дней, хотя и приходилось ей иногда это скрывать, – пишет автор.

В семье Малышевых было восемь детей. Александр Фёдорович стал инженером и эмигрировал в Германию, Алексей Фёдорович был ближайшим другом лётчика П. Н. Нестерова, вместе они разработали в 1913 году «мёртвую петлю». Вера Фёдоровна примкнула к эсерам и покончила с собой (по другим данным – погибла в ссылке) в 1913 году после ареста. Александра Фёдоровна стала логопедом и пережила блокаду Ленинграда.

Нина Фёдоровна окончила Женский медицинский институт в Петербурге, вышла замуж за будущего академика Павла Страдыньша и в 1924 году переехала в Ригу. Вновь побывать в родных местах ей удалось лишь в конце восьмидесятых.

Кстати, про Нину Фёдоровну рассказывают такую историю: отец подарил ей прекрасный английский велосипед, взяв обещание, что она не будет заниматься революционной деятельностью подобно сестре Вере. «Я променяла революцию на велосипед и не жалею об этом», – говорила она впоследствии.

GJ5A9315 fhdr

Фёдор Степанович же сумел избежать ареста после революции благодаря своим связям. Он работал в советской хозяйственной организации в Великобритании «АРКОС», Главбуме. В 1935 году он был арестован и сослан в Казахстан, где и умер в 1939 году. Его супруга Евдокия Александровна происходила из рода Смирновых-Башкировых, описанного М. Горьким в «Деле Артамоновых». В июле 1908 года она погибла на пожаре в Петербурге и была похоронена в деревне Кострони.
GJ5A9144 fhdr

Двухэтажный усадебный дом имеет в плане неправильную форму: прямоугольник со скругленным северо-восточным углом. Здание отличается строгостью, но не лишено декоративных элементов: рельефная кладка, пилястры, арочные окна, ниши. Постройка сложена из кирпича с перекрытиями из стальных балок, для фундамента использован булыжник.

GJ5A9458 fhdr

Здание постепенно разрушается, попасть на второй этаж уже не так просто, зато можно побродить по высокому подвалу с необычной формы, полуциркульными окнами.

GJ5A9142 fhdr

В советские годы в усадебном доме было общежитие, школа, склад, пекарня, столовая... Пострадало здание и в военное время: был взорван флигель на южном фасаде.

1

Сохранилось также здание конюшни, как нам рассказали местные жители, ещё недавно здесь держали крупно-рогатый скот. Сейчас внутри растёт дерево, кровля разрушается, а снег и солнечный свет создают, как показалось нам с фотографом Светланой Смирновой, довольно сюрреалистичную картину.

GJ5A9228 fhdr

К конюшне прилегают разрушенные стены других хозпостроек. Думается, прежде здесь был и небольшой манеж.

GJ5A9287 fhdr

Очертания парка, размеры которого в прошлом достигали 8,6 гектаров, угадываются до сих пор. Довольно уютный уголок создают три растущие рядом липы, их низкие ветви образуют густой шатёр. Маленький пруд, хоть и зарос камышом, остаётся довольно живописным.

GJ5A9332 fhdr

Происхождение инициалов «А.И.» в официальных реестрах для нас осталось загадкой, которую не смогли объяснить и в комитете культуры Батецкого района. Зато рассказали, что объект культурного наследия выставлен на продажу и может быть восстановлен: предварительная договорённость о создании здесь базы отдыха достигнута с владельцем «Крестецкой строчки» Антоном Георгиевым. Хочется надеяться, что после реставрации доступ к усадьбе будет открыт не только гостям базы.

Маршрут

Въехав в деревню Кострони со стороны автодороги Великий Новгород – Луга, продолжайте двигаться по главной дороге. Усадебный дом вырастет сразу после поворота по левой стороне от вас. Координаты в Google Maps: 58.732835,30.349109. Проследить маршрут вам поможет качественная связь от компании «МегаФон».

Благодарим также за помощь в подготовке материала такси «555-555».

GJ5A9108 fhdr

111

Фото Светланы Смирновой