В рамках цикла материалов «По глубинке босиком» мы рассказываем о малоизвестных, но достойных внимания достопримечательностях Новгородской земли. Это не только актуальный нынче разговор о развитии внутреннего туризма, это рассказ о нашем прошлом, о тех местах и объектах, которыми мы можем гордиться и которые должны оберегать. Многие из этих мест нуждаются в заботе, защите от вандалов и разрушительного влияния времени. Все они достойны стать известными туристическими объектами.

Круговое депо в Малой Вишере

Как и усадьба Малышева в Подгорном, о которой мы рассказывали в прошлом выпуске, этот объект промышленной архитектуры не является общедоступным. Поэтому мы не будем настойчиво советовать вам посетить его, либо же будьте готовы к общению с сотрудниками полиции. В нашем случае они оказались довольно доброжелательными и, изучив удостоверение журналиста, дали совет в духе «ты сюда не ходи, ты туда ходи, а то кирпич башка попадёт». Действительно, состояние депо таково, что находиться там совсем не безопасно.

100%

Локомотивное депо на станции Малая Вишера – одно из старейших на Октябрьской железной дороге. 18 августа 1851 года здесь была запущена работа мастерских для стоянки и обслуживания паровозов, пункт экипировки и смены паровозов.

GJ5A2999 fhdr

Круговое (циркульное) депо было построено 1856 году по проекту К.А. Тона. Оно спроектировано на 22 стойла, оснащено поворотным кругом диаметром 24 метра. 20 стойл занимали ремонтные канавы, и ещё 2 были проходными для обеспечения развязки. Венчал здание легкий металлический купол с остеклением – сегодня о нём ничего не напоминает.

Здесь была оборудована система вентиляции для удаления дыма локомотивов. По некоторым данным, это одно из четырёх сохранившихся в России циркульных депо.

GJ5A3053 fhdr

Из центра поворотного круга депо смотрится довольно необычно. Запечатлеть эту атмосферу я попыталась на видео, благо в эту поездку мы захватили смартфон Samsung Galaxy S8+, любезно предоставленный нашим партнёром – компанией «МегаФон».

В круговом депо производился ремонт паровозов некоторых серий. Когда со временем размеры паровозов увеличились, пришлось делать дополнительные пристройки.

В 1870 году было построено прямоугольное здание вагонного депо, достаточно типовое для станций Николаевской железной дороги.

GJ5A3022 fhdr

В отделке фасадов депо и других станционных построек использовались характерные для промышленных зданий второй половины 19 века «зубчатые пояски» из кирпича. Это например, башня нефтекачки.

GJ5A3205 fhdr

Круговое депо завораживает многочисленными арками, как на поворотном круге, так и в пристройках.

GJ5A3126 fhdr

Во время Великой Отечественной Войны прямоугольное депо было разрушено и затем отстроено вновь. Пришлось восстанавливать и круговое депо, после чего в нём был организован промывочный ремонт паровозов. В 1974-1978 годах на предприятии шла реконструкция, его переориентировали с крытых вагонов на цистерны. С 2001 года вагонное депо ВЧД-4 по станции Малая Вишера прекратило свою производственную деятельность. Здания и территория предприятия были переданы в Локомотивное депо ТЧ-12 для реконструкции под ремонт колёсных пар локомотивов. С 2003 года здесь было вновь запущено производство, позднее приостановленное.

Сегодня здания обоих депо стоят без дела и постепенно ветшают, рассыпаются на кирпичики. Их стены активно используют для самовыражения местные художники.

GJ5A3150 fhdr

Маловишерский вокзал – один из семи старейших, сохранившихся в России. Такие станционные здания строились по проекту Р. А. Желязевича.

GJ5A3361 fhdr

Маршрут

Найти это место совсем несложно – здания депо стоят рядом с железнодорожным вокзалом в Малой Вишере. Попасть к ним можно, пройдя над путями по мосту.

GJ5A3083 fhdr

Качественная интернет-сеть от «МегаФона» позволит поделиться в соцсетях кадрами из таких необычных мест, прямо не сходя с места, или по пути домой.

doc733848 449727393

Благодарим также за помощь в подготовке материала такси «555-555».

111

Фото Светланы Смирновой и автора