В рамках цикла материалов «По глубинке босиком» мы рассказываем о малоизвестных, но достойных внимания достопримечательностях Новгородской земли. Это не только актуальный нынче разговор о развитии внутреннего туризма, это рассказ о нашем прошлом, о тех местах и объектах, которыми мы можем гордиться и которые должны оберегать. Многие из этих мест нуждаются в заботе, защите от вандалов и разрушительного влияния времени. Все они достойны стать известными туристическими объектами.
Круговое депо в Малой Вишере
Как и усадьба Малышева в Подгорном, о которой мы рассказывали в прошлом выпуске, этот объект промышленной архитектуры не является общедоступным. Поэтому мы не будем настойчиво советовать вам посетить его, либо же будьте готовы к общению с сотрудниками полиции. В нашем случае они оказались довольно доброжелательными и, изучив удостоверение журналиста, дали совет в духе «ты сюда не ходи, ты туда ходи, а то кирпич башка попадёт». Действительно, состояние депо таково, что находиться там совсем не безопасно.
Локомотивное депо на станции Малая Вишера – одно из старейших на Октябрьской железной дороге. 18 августа 1851 года здесь была запущена работа мастерских для стоянки и обслуживания паровозов, пункт экипировки и смены паровозов.
Круговое (циркульное) депо было построено 1856 году по проекту К.А. Тона. Оно спроектировано на 22 стойла, оснащено поворотным кругом диаметром 24 метра. 20 стойл занимали ремонтные канавы, и ещё 2 были проходными для обеспечения развязки. Венчал здание легкий металлический купол с остеклением – сегодня о нём ничего не напоминает.
Здесь была оборудована система вентиляции для удаления дыма локомотивов. По некоторым данным, это одно из четырёх сохранившихся в России циркульных депо.
Из центра поворотного круга депо смотрится довольно необычно. Запечатлеть эту атмосферу я попыталась на видео, благо в эту поездку мы захватили смартфон Samsung Galaxy S8+, любезно предоставленный нашим партнёром – компанией «МегаФон».
В круговом депо производился ремонт паровозов некоторых серий. Когда со временем размеры паровозов увеличились, пришлось делать дополнительные пристройки.
В 1870 году было построено прямоугольное здание вагонного депо, достаточно типовое для станций Николаевской железной дороги.
В отделке фасадов депо и других станционных построек использовались характерные для промышленных зданий второй половины 19 века «зубчатые пояски» из кирпича. Это например, башня нефтекачки.
Круговое депо завораживает многочисленными арками, как на поворотном круге, так и в пристройках.
Во время Великой Отечественной Войны прямоугольное депо было разрушено и затем отстроено вновь. Пришлось восстанавливать и круговое депо, после чего в нём был организован промывочный ремонт паровозов. В 1974-1978 годах на предприятии шла реконструкция, его переориентировали с крытых вагонов на цистерны. С 2001 года вагонное депо ВЧД-4 по станции Малая Вишера прекратило свою производственную деятельность. Здания и территория предприятия были переданы в Локомотивное депо ТЧ-12 для реконструкции под ремонт колёсных пар локомотивов. С 2003 года здесь было вновь запущено производство, позднее приостановленное.
Сегодня здания обоих депо стоят без дела и постепенно ветшают, рассыпаются на кирпичики. Их стены активно используют для самовыражения местные художники.
Маловишерский вокзал – один из семи старейших, сохранившихся в России. Такие станционные здания строились по проекту Р. А. Желязевича.
Маршрут
Найти это место совсем несложно – здания депо стоят рядом с железнодорожным вокзалом в Малой Вишере. Попасть к ним можно, пройдя над путями по мосту.
Качественная интернет-сеть от «МегаФона» позволит поделиться в соцсетях кадрами из таких необычных мест, прямо не сходя с места, или по пути домой.
Благодарим также за помощь в подготовке материала такси «555-555».
Фото Светланы Смирновой и автора