В рамках цикла материалов «По глубинке босиком» мы рассказываем о малоизвестных, но достойных внимания достопримечательностях Новгородской земли. Это не только актуальный нынче разговор о развитии внутреннего туризма, это рассказ о нашем прошлом, о тех местах и объектах, которыми мы можем гордиться и которые должны оберегать. Многие из этих мест нуждаются в заботе, защите от вандалов и разрушительного влияния времени. Все они достойны стать известными туристическими объектами.

Усадьба Малышева

Этот и следующий выпуски нашей рубрики отличаются от традиционных. Объекты, о которых мы решили вам рассказать, не столь доступны, как это обычно бывает с заброшенными усадьбами, и находятся на территории закрытых учреждений. Поэтому мы не будем настойчиво советовать вам посетить их. Ну, разве что будете мимо проезжать.

Кроме того, в этот раз не только фотографу Светлане Смирновой, но и корреспонденту Анне Огороднийчук, пришлось взять в руки камеру, в роли которой выступил один из самых дорогих телефонов в мире – Samsung Galaxy S8+. В ходе поездки мы протестировали качество фото и видео, которое можно снять на этот смартфон, любезно предоставленный нашим партнёром – компанией «Мегафон».

Итак, в поисках образца новой для нашего проекта усадебной архитектуры мы отправились в местечко Подгорное под Малой Вишерой. Этот населённый пункт известен тем, что здесь находится психоневрологический интернат «Оксочи». В 2013 году в деревне Оксочи сгорел корпус мужского отделения интерната, расположенный  в деревянном здании бывшей усадьбы, построенной в 1872 году. Жертвами пожара стали 37 человек.

В Подгорном же идёт строительство новых корпусов интерната, некоторые из них уже сданы в эксплуатацию. После переезда пациентов освободилось здание ещё одной усадьбы, в прошлом принадлежавшей помещику Малышеву.

fbacb81ba0d42ea6ce45c726f2089eaf

Афанасий Васильевич Малышев в 1913 году являлся гласным Крестецкого уездного земского собрания. По данным на 1909 год усадьба Брюховщина (Подгорное) принадлежала ему, а до этого, в 1899 году в Списке усадеб Оксочского прихода Пожарской волости Крестецкого уезда в качестве владельца указана дворянка Ольга Ивановна Качалова.

В начале XX века здесь было четыре жилых строения. Малышев сдавал комнаты и дома приезжим. До наших дней сохранилось только одно строение. Двухэтажный усадебный дом отличается нарядной резьбой, верандой, на которой гости усадьбы могли расположиться тёплым летним вечером. Обозревать окрестности можно с балкона, на него ведёт крутая лесенка.

11

К усадьбе прилегал большой парк. С 1924 года здесь был санаторий Кировского завода с облагороженной территорией, клумбами, липовой и берёзовой аллеями, фонтанами. С 1952 года некоторое время в усадьбе был пионерский лагерь, а в 1956 году здесь разместились пациенты интерната.

Как видно, Samsung Galaxy S8+ снимает видео в завораживающем для телефона качестве: FullHD и 60 кадров. Не остают и фотографии: хотя количество мегапикселей здесь меньше, чем у телефонов Samsung последних моделей, например, по 16МП в А7 или А5, камера здесь достойна всяческих похвал за счёт диафрагмы, раскрытой до 1.7. Но не будем больше отвлекаться на технические детали и вернёмся к усадьбе Малышева.

4365

Был в истории имения эпизод, который сегодня привлекает любителей не истории и архитектуры, а поэзии. Благодаря исследованиям члена Союза писателей России, краеведа Александра Ксенофонтова стало известно, что в этой усадьбе летом 1911 и 1912 годов отдыхала знаменитая в литературной среде супружеская чета: Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. Считается, что здесь Мережковский закончил роман «Александр I» и приступил к написанию романа «14 декабря». Предположительно, это единственное памятное место о семье литераторов, сохранившееся в России.

Сохранились и воспоминания Зинаиды Гиппиус об этом месте. Упоминание об усадьбе Малышева можно найти в книге «Дмитрий Мережковский» о событиях лета 1911 года:

...Мы не задержались в Париже. На этот раз всё обошлось благополучно. На вокзале в СПБ нас встретили сёстры и Оля Флоренская: она провела с нами всё лето в именье Подгорном (большой глуши). Кроме неё, долго жил там с нами А. А. Мейер, новый наш друг: очень отвлечённый, умный, бывший соц.-демократ, но потом близкий идеям Д. С. Профессор Народного университета. Очень хорош был он и с сёстрами. Кроме них, уже не первое лето жила с нами сестра Вл. Соловьёва, Поликсена (поэтесса «Allegro»).

После того, как Александр Ксенофонтов опубликовал свои изыскания в в газете «Моя Вишера», в Подгорном стали проводить литературные чтения, посвященные Зинаиде Гиппиус и Дмитрию Мережковскому. Они проходили тут с 2011 по 2016 годы.

1

Формально особняк интернату уже не требуется, так как не соответствует требованиям пожарной безопасности, и поэтическая общественность просит передать здание под музей, но пока без ответа. Дом нуждается в реставрации.

К слову, с новгородской землёй тесно связаны судьбы двух младших сестёр Зинаиды Гиппиус – Татьяны, художника, и Натальи, скульптора, которые остались после октябрьского переворота 1917 года в России. Сёстры были младшими сотрудниками в музее Новгородского кремля.

Маршрут

Найти имение просто. Воспользуемся описанием Александра Ксенофонтова: «если ехать из Малой Вишеры в Замостье и Морконницы, то, съезжая с крутого спуска в Подгорное, повернёте сразу направо и слева увидите красивый двухэтажный особняк красного цвета». Не пропустить нужный поворот вам поможет качественная связь от компании «Мегафон». Проехав к воротам интерната, попросите сотрудника на проходной провести вас к усадьбе.

P.s. И конечно, камера Samsung Galaxy S8+ как нельзя лучше подходит для того, чтобы фотографировать котиков, что мы и сделали, едва войдя на территорию интерната.

Благодарим также за помощь в подготовке материала такси «555-555».

111

Фото Светланы Смирновой, автора и с сайта департамента культуры Новгородской области