В рамках цикла материалов «По глубинке босиком» мы рассказываем о малоизвестных, но достойных внимания достопримечательностях Новгородской земли. Это не только актуальный нынче разговор о развитии внутреннего туризма, это рассказ о нашем прошлом, о тех местах и объектах, которыми мы можем гордиться и которые должны оберегать. Многие из этих мест нуждаются в заботе, защите от вандалов и разрушительного влияния времени. Все они достойны стать известными туристическими объектами.

Усадьба в деревне Льзи

Пожалуй, эту поездку можно смело назвать самой авантюрной из рубрики «По глубинке босиком». Возобновив наши вылазки в затерянные места Новгородчины, мы отправились под Малую Вишеру.

Изучая предстоящий нам путь, я не смогла найти на карте мост, ведущий через Мсту к усадьбе Борейша-Саловых в деревне Льзи. «Наверняка, у местных там есть мостик, хоть простенький», – подумала я, но не тут-то было.

По пути в деревню мы сделали остановку в местечке под названием Мстинский мост. Нетрудно догадаться, почему оно получило такое имя, и увиденный нами железнодорожный мост действительно заслуживает внимания.

Раньше здесь был деревянный мост, перестроенный в конце XIX века. Длина нынешнего моста составляет около 380 метров, а высота над уровнем воды – примерно 40 метров. Так как он включён в скоростную железнодорожную магистраль, объект охраняется и туристам на него не подняться. В деревне расположена одноимённая станция Октябрьской железной дороги.

1 4

Конечно, никак не ожидаешь увидеть такое масштабное сооружение в деревне, где живёт около 300 человек. Насладиться полной простора панорамой можно на аккуратной смотровой площадке.

Спросив у местных, как добраться до заброшенной усадьбы, мы встали перед непростым выбором. «Езжайте в объезд и потом идите четыре километра пешком или едьте вперёд и дальше только на лодке». Жители деревни Льзи обходятся без моста. Говорят, раньше здесь ходил паром. Но, как пишут «Известия», лет 15 назад металлический трос был украден, паром уплыл вниз по течению. К слову, маловишерская деревушка попала на страницы федерального издания совсем не из-за своих достопримечательностей. В 2005 году здесь произошел конфликт между приезжими из Санкт-Петербурга, жертвой которого стал один человек.

Но вернёмся к лодке. Тут надо сказать, что обычно мы путешествуем командой, отнюдь не готовой в любой момент сесть на весла и преодолеть Мсту, которая в этом месте хоть и не широка, но сохраняет своё мощное течение. Хорошо, что в этот день компанию нам решил составить Сергей Дроздовский, директор автошколы «Таксопарк плюс». Он-то и взял на себя эту миссию.

Попросить лодку мы решили у хозяев дома за большим воротами, украшали которые два крупных якоря. Здесь нас ждало удивительное знакомство. Хозяином оказался Александр Николаевич Комшин, капитан дальнего плавания, создатель и президент первого в России частного клуба юных моряков «Гюйс» (Санкт-Петербург), меценат.

1 8

В усадьбе Александра Николаевича есть интересный экспонат – пушка 1806 года.

1 66

Капитан дальнего плавания охотно предоставил нам спасательные жилеты и резиновую лодку, погрузившись в которую, мы пересекли речку довольно быстро, поскольку плыть сначала пришлось по течению.

В деревне мы, действительно, не увидели ни одной машины. Выяснив путь к усадьбе у игравших между домами ребятишек, мы направились вверх по дорожке, выложенной каменными плитами.

От усадьбы, возведённой в начале прошлого века, сегодня осталось немного – церковь, стены главного здания, водонапорная башня. Имение принадлежало Петру Антоновичу Борейша, одному из строителей Морского канала в Санкт-Петербурге. Он был женат на Екатерине Андреевне Саловой, племяннице писателя И.А. Салова.

z 830f9106

Открытка. Три строителя Морского канала в Петербурге. Слева - С. Максимович, в центре – М. Фуфаевский, справа – Петр Борейша.

Балкон усадебного дома был обращён к реке, а парадный вход украшали статуи львов, рядом стояли два фонтана. Источники утверждают, что хозяин имения, инженер по профессии, организовал здесь водопровод, пробурив скважину из подземной карстовой реки.

1 15

В память о жене и дочери Марии, которые скончались в 1896 году с разницей в два месяца, Пётр Борейша завещал открыть в имении женское учебное заведение, которое назвали Мариинской школой. В 1978 году здание перешло пионерскому лагерю «Орлёнок», а в 2004 году сгорело.

z 4256bf04

Здание бывшей Мариинской Мстинской школы. Фото 1985 года Кудряшовой Е. В.

Сохранилась пятнадцатиметровая кирпичная обзорно-водонапорная башня, облицованная камнем. Раньше на неё можно было подняться по винтовой деревянной лестнице, от которой теперь ничего не осталось.

1 13

Рядом с башней стоит деревянный одноэтажный дом священника. Настоятель церкви работал также директором Мариинской школы.

1 12

Несколько лучше сохранилась церковь св. великомученицы Екатерины. Разрешение на строительство храма в псевдорусском стиле было выдано супруге инженера в 1887 году. И сегодня здесь можно увидеть росписи с византийскими орнаментами, восьмиконечными звездами, мозаичные полы, изящные кованые решётки. Миниатюрная часовня украшает вход в некрополь.

1 20

Видно, что за храмом присматривают – здесь довольно чисто, а на подоконниках стоит несколько икон. Одна из них вышита бисером.

К слову, «ВКонтакте» есть сообщество инициативной группы, которая пытается привлечь внимание к разрушающейся усадьбе: vk.com/club34297592. 

Возвращение через Мсту далось нам совсем непросто. Бурная речка не даёт хотя бы немного продвинуться вверх по течению, однако вскоре мы смогли найти стремнину у противоположного берега.

1 10

На обратном пути мы притормозили у Аракчеевских казарм в Селищах. Подробно о военных поселениях в Новгородской губернии мы уже рассказывали читателям на примере казарм в селе Медведь.

1 2

Маршрут

Проследить свой путь к усадьбе вам поможет качественная интернет-связь от компании «МегаФон». Проехав через Малую Вишеру по улицам Мира и Революции, едьте до поворота на Мстинский мост. Проехав его и деревню Сурики, вы можете смело обратиться к местным жителям за лодкой. Либо езжайте через Мстинский Мост в сторону деревни Бор и пересеките реку по автомобильному мосту. Проехав через Городищи под мостом железнодорожным, оставьте машину и двигайтесь пешком около четырёх километров. Координаты: 58°40'4"N 32°35'41"E. 

Благодарим компанию «МегаФон» за качественную связь и автошколу «Таксопарк плюс» за оказанную поддержку.

ЛОготип зеленый горизонтальный b2c 1

Фото Светланы Смирновой и из сообщества «Усадьба Льзи»