Простому новгородцу Леониду Николаевичу Кириллову в январе этого года очень повезло – он стал владельцем здания и земли под ним в центре Великого Новгорода. Речь идёт о многострадальном здании бывшей бани на Великой.

Как известно, баню в 2005 году закрыли и продали. Собственник планировал открыть здесь гостиницу и надстроили ещё два этажа. В 2014 году фактический новый владелец – гендиректор ЗАО «Проектстрой» Арсен Давтян. Начали новую реконструкцию. Планировалось разместить в здании гостиницу и несколько огромных элитных квартир. Проект завершился ничем, и несчастное здание портит облик города.

В прошлом году, кстати, неутомимый новгородский общественник Александр Гольман через суд пытался добиться включения здания бани 1953 года постройки и здания КЮМа в число объектов культурного наследия, но суд ему отказал (решение оспаривается).

После другого судебного процесса, начатого прокуратурой, собственника обязали закрыть доступ в здание, установить на нём фальшфасады, привести в порядок деревянный настил для пешеходов. А затем здание на короткий срок даже оказалось под арестом судебных приставов из-за долгов владельца. Кстати, после изменений в областном законе штрафы, которые собственник может уплатить за ненадлежащее содержание здания, серьёзно увеличились.

И вот – владелец здания сменился. Вместо «Стройкома», которому пришлось бы платить от 500 до 1000 000 рублей, собственником стал Леонид Николаевич Кириллов, о котором в общем-то ничего неизвестно. Ему, в случае чего, придётся раскошелиться на сумму от 30 до 50 тысяч рублей.

На днях ситуацию со зданием на Великой обсуждали на заседании круглого стола, организованного новгородской Общественной палатой в «Точке кипения» под председательством члена ОП Юлии Бороненко. Из экспертов никто не сомневался: смена владельца, скорее всего, фиктивная, а фактическим владельцем остался Арсен Давтян, смещённый с поста директора «Проектстроя» и обложенный уголовными делами, для которого бывшая баня, возможно, превратилась, в «чемодан без ручки».

На круглом столе эксперты-архитекторы категорично заявили, что за прошедшее с момента последнего обследования время состояние здания несомненно ухудшилось, необходимо новое обследование и в зависимости от результатов – реконструкция или снос. Николай и Аркадий Варухины из КЮМа говорили, что опасаются обрушения бывшей бани на их здание, о том, что там были пожары, наркопритон и сейчас регулярно оставляют «закладки». 

Высказывались разные мнения о том, как повлиять на владельца: например, пикетировать заброшенное здание. А председатель общественного совета при УМВД Фёдор Кудрин считает, что собственник мог бы передать здание Морскому центру капитана Варухина и стать за то соучредителем славного учреждения.

В резолюции собравшиеся потребовали от мэрии организовать обследование здания на Великой, а от прокуратуры – проверить: нет ли со стороны должностных лиц бездействия. Впрочем, новый мэр Сергей Бусурин ещё раньше обозначил борьбу с недстроями, как один из главных своих приоритетов. 

А кое-какие изменения в этом вопросе за последнее время произошли: собственник снёс принадлежащую ему часть недостроенного корпуса «Волны», около трёх десятилетий «украшавшую» город. Выкуплен бывший военный госпиталь. Отремонтировано осыпавшееся здание на Рогатице, раньше принадлежавшее лесной компании, реконструируется здание на Сенной…

Руководитель контрольно-административного управления администрации Великого Новгорода Юлия Ездакова рассказала сетевому изданию «ВНовгороде.ру»:

Сейчас в нашем реестре 29 объектов – недостроенные или заброшенные здания, 13 из них принадлежат физическим, 16 – юридическим лицам.  Больше всего вопросов ранее возникало по зданию на Санкт-Петербургской, 39, которое недавно всё-таки было снесено. И по зданию бывшей бани на Великой 2. На набережной реки Гзень 11/32 начались работы по реконструкции (снесена часть построек, территория очищена от мусора, ограничен доступ). За 2018 год в адрес юридических и физических лиц направлено 33 предписания и письма о принятии мер по удалению надписей на фасадах, уборке и вывозу мусора, веток, окосу территорий, закрытию проёмов в зданиях, составлено 22 протокола об административных правонарушениях. Сумма наложенных административных штрафов составила 431 000 рублей. Работа по данным объектам продолжается. 

В 2018 году изменился областной закон об административных правонарушениях. В нём были конкретизированы нарушения со стороны владельцев зданий, за которые предусмотрена административная ответственность: «отсутствие ограждения территории; отсутствие на объекте строительных сеток с изображением фальшфасада; содержание ограждения территории в ненадлежащем состоянии; содержание территорий, отведённых под объекты незавершенного строительства, на которых не ведутся работы, в ненадлежащем состоянии (проведение уборки, вывоз мусора, удаление дикорастущей поросли деревьев и кустарников, снос сухих и аварийных деревьев, покос травы». 

Увеличены штрафы за эти нарушения. Если раньше юридическим лицам грозило от 50 до 100 тысяч рублей, то теперь от 500 до 1000 000 рублей. 

Однако государство у нас защищает и интересы собственника. Поэтому сначала в виде наказания предусмотрено предупреждение и только потом, в случае непринятия мер – штраф. 

Да, у владельца может не быть денег, чтобы достроить здание. Но можно установить фальшфасады. Можно снести, если понятно, что здание не подлежит реконструкции или она нецелесообразна. Да, это тоже затраты. Но облик улицы не будет испорчен. Этого мы и добиваемся. Важно помнить, что любое имущество требует внимания, содержания и соответствующих затрат, даже если оно не эксплуатируется.

А мы предлагаем вам «прогуляться», но только виртуально, по некоторым новгородским «недостроям» и «заброшкам».

Здание торгово-офисного центра на месте недостроенного цеха завода Ленинского комсомола. Принадлежит ООО «Казначейский» бывшего первого вице-губернатора Бориса Воронцова. Строительство началось в 2013 году, и его должны были завершить в 2014 году, но не завершили. Здание перекрыло обзор купола церкви Дмитрия Солунского с Софийской стороны. Объект не завершён и не сдан. А тем временем бывший депутат Илья Костусенко ввёл в тридцати метрах свой торгово-офисный центр. Борис Воронцов оказался в СИЗО по обвинению в мошенничестве с кредитами, взятыми на реконструкцию различных зданий.

Здесь же рядом на бывшей территории завода находится неиспользуемое здание, которое официально значится, как «виварий» – место для опытов над лабораторными животными. Здание закреплено за НовГУ. Поскольку оно является федеральной собственностью, территориальное управление Росимущество ведёт с вузом переписку по поводу его изъятия.

Недостроенный частный дом по адресу: Славков переулок,14, за гостиницей «Садко», где во дворах уцелели несколько частных домов. По имеющейся в КАУ информации, владелец недостроенного дома умер. Его наследника привлекали к административной ответственности из-за состояния дома.

Церковь Никиты Мученика на Большой Московской. Возведена в 1557 году на месте более древнего храма. Не раз серьёзно перестраивалась. В советское время здесь располагался шахматный клуб. В двухтысячные годы частично отреставрировано. Служила местом ночлега для бездомных Здесь неоднократно совершались преступления. В 2011 году на пожаре погиб человек. Сейчас Росимуществом доступ в храм ограничен. Минкульт связывает выделение денег на реставрацию с появлением у здания пользователя. От новгородской митрополии заявок в Росимущество на передачу храма не поступало. В реестр заброшенных зданий КАУ церковь не входит, но в случае сигналов о нарушении правил благоустройства, его специалисты выходят на место с проверкой и составляют протоколы в адрес Росимущества.

Бывшее здание лицензионно-разрешительной службы УВД (а ещё раньше – общества «Динамо»). Несколько лет назад пустующее здание было передано из федеральной в областную собственность. Предполагалось дальнейшее расширение стадиона, чего не произошло. Здание не используется.

Недостроенное в своё время здание ДОСААФ на улице Советской Армии. Не используется. Огорожено, частично закрыто сеткой.

Бывший профилакторий на Зоотехнической. Сейчас находится в управлении Центральной городской клинической больницы, не используется. Привлекает подростков, поэтому здесь регулярно проводят рейды полицейские.

Рядом находится ещё одно, историческое, здание дореволюционной школы. По рассказам очевидцев, в двухтысячные здесь размещалась сауны и сидел медведь на цепи. Сейчас здание передано Церкви и ожидает реставрации.

Здание на Тихвинской. Раньше принадлежало медицинскому учреждению. Продано частному лицу. Не используется.

Две постройки на территории бывшего аэропорта «Юрьево». Одна из них принадлежит новгородцу, проживающему в США. Когда возникают вопросы по благоустройству, сотрудники КАУ связываются с его представителем в Великом Новгороде.

Здание фитнес-центра на Колмовской набережной. Начал строиться по заказу индивидуального предпринимателя Соболева в 2016 году. Строительство должны были завершить в 2017 году. Не завершили.

Бывший военный госпиталь на набережной Гзени. После долгих лет в заброшенном и запущенном состоянии перешёл из федеральной в городскую собственность и был продан владельцу Zenden Андрею Павлову. Озвучены планы по созданию здесь гостиницы. Часть госпиталя является памятником – «Главный корпус бывшей Адмиралтейской парусной фабрики».

Недостроенный корпус завода «Волна». В 2016 году выкупившая его петербургская корпорация «ВИМ» объявляла о планах открыть здесь ТРЦ «Новгородский пассаж» с бассейном. Проект не реализован. Здание огорожено, со стороны улицы закрыто сеткой.

Что ж, может в истории новгородских «недостроев» медленно, но верно что-то сдвинется с места. Ведь в своё время трудно было поверить в то, что вместо недостроенного здания школы на Ломоносова появится «Мармелад». Или что новгородский «Сплав» доведёт-таки до ума здание недостроенного ДК на Кочетова.