19 и 20 сентября в рамках празднования тысячелетия истории Старой Руссы в древнем городе проходил VI межрегиональный автофестиваль "Русса-Ретро". Около 40 единиц техники прошлых лет приехали на выставку-фестиваль со всего Северо-Запада – из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Твери, Ярославской и родной Новгородской области. Любопытно, что многие экспонаты выставки прибыли на неё "своим ходом". Мало того, большая часть авто до сих пор ездит на оригинальных деталях. Некоторым машинам попались настолько бережные хозяева, что сумели сохранить подлинной даже покраску. За каждым авто – история: где и когда её купили, как ремонтировали и ради чего вкладывали множество усилий и денег.

В центре площади ни на минуту без зрительского внимания не оставался уникальный советский автомобиль представительского класса ГАЗ-14 "Чайка". Не меньшая редкость и её хозяева, семья Уткиных из города Тутаев Ярославской области. Не так часто встречаются супруги, которые интересуются машинами на равных:

С этой машиной случилась такая история: механик, который её обслуживал, уехал на 4 года работать в Ливию, и, как случилось тогда со многими, уехал из СССР, а вернулся в Россию. За работу за границей ему не заплатили, обе машины попали к нему вместо зарплаты. Это – ручная сборка, в полу у неё лежат огромные медные пластины – на 85-й год это было такое своеобразное бронирование. Машина в родной краске, кстати, тоже специальной, в семь слоёв. 

К слову, в коллекции пары более десятка раритетных машин, и сейчас они думают о том, чтобы оформить свои приобретения как ретро-клуб.

Фестиваль представил рушанам и гостям города не только легковые ретроавтомобили, но и старинную технику самых разных размеров и габаритов. Невозможно было не подойти к автобусу ГАЗ-5312 "Кубань", вокруг которого развернулась самодельная южная улочка со скамейкой, корзинами яблок, аккордеоном и рабочим патефоном. Георгий, обладатель ретротранспорта, живёт в Москве, а необычный автобус привёз издалека:

Машина попала ко мне в ноябре прошлого года, пригнал я её из станицы Калининской Краснодарского края. Сам автобус выпущен в 1989 году, ребятишки получили его по разнарядке за доблестный труд школ на сельхозработах. Все 25 лет он служил одной школе, возил детей на различные олимпиады и соревнования, и даже почти доехал до сочинской олимпиады. Автобус в абсолютно аутентичном состоянии, прошёл только одну стадию капитального ремонта. На "своём ходу" за последний месяц побывал на нескольких крупных фестивалях: приехал из Калуги в Санкт-Петербург, а оттуда к вам на праздник.

Ретролюбители вкладывют в своих подопечных не только финансы, но и колоссальные объёмы фантазии. Пример – совсем рядом: Вячеслав из Ярославской области своими руками переоборудовал эстонский грузовичок "Тарту" ГАЗ-3760 в... баню. Автомобиль, кстати, "звёздный": снялся в ролике канала "Россия-1" для программы Ивана Зинькевича "Тест-драйв".

Эта машина очень редкая – заводской опытный образец конца 70-х, их всего было изготовлено две. У неё очень интересная история: она чудом осталась "жива", её купил бывший военный, пригнал в Ярославскую область на Рыбинское водохранилище, там-то я её и купил. Почему решил сделать баню? Много друзей, встречаемся часто, париться любим, вот и решили устроить походную баню, удобно и без проблем туда помещаются три-четыре человека, – рассказал и показал Вячеслав.

- Сколько же у Вас всего машин? – полюбопытствовал корреспондент сетевого издания "ВНовгороде.ру".

- Так, надо посчитать... – задумался хозяин. – Получается, пять: ГАЗ-63, два ГАЗа-69, самосвал ГАЗ-3507 и вот эта.

- Где же вы их все храните?

- Летом – на своём участке, а на зиму распихиваю по друзьям, гаражам, как получается.

- А ещё бы купили?

- ...Жена не велит, – со вздохом отвечает владелец мини-автопарка.

Автомобили военных лет, советские мотохиты "Иж" и "Ява", машины от "Запорожца" до элит-класса два дня радовали зрителей фестиваля на Соборной площади и площадке возле КЦ "Русич". Водители и их железные подопечные разъехались по разным уголкам страны: кто-то продолжит путешествие по ретровыставкам, кто-то на время вернётся в "родной" гараж. Остаётся только ждать следующего дня рождения города в надежде, что у организаторов фестиваля, клуба старорусских ретролюбителей, снова хватит сил и желания собрать вместе штучные экспонаты с уникальными историями "жизни" на колёсах.    

Фото автора