Новгородской областной филармонии им. А.С. Аренского исполняется 75 лет. Трудно даже предположить, сколько тысяч людей так или иначе связали с ней свою судьбу. Но есть человек, чьё имя занимает в её истории особое место.

Леонид Владимирович Шитенбург был директором филармонии без малого 25 лет, с 1983 по 2008 год. Ни один руководитель не занимал этот пост так долго. В преддверии юбилея мы попросили Леонида Владимировича поделиться своими воспоминаниями.  

О начале работы

В филармонию я пришёл из управления культуры, был заместителем начальника управления культуры по культурно-массовой работе. Частично имел отношение к общей культуре, но больше знал районы, чем город.

Когда я пришёл в филармонию в 1983, она состояла из двух комнаток, которые мы арендовали у театра. В одной был кабинет директора, в другой – администраторская, где сидели все работники. А работников было, кажется, три человека: худрук, замдиректора и старший кассир – всё. Работали здесь приглашённые коллективы из Ленинграда: балет, детский театр «Светлячок», чтецы, но они считались в штате филармонии. У них был план, они сами ездили заключали договора с другими филармониями. Сами ездили, тратили, привозили отчёты, в лучшем случае – какие-то маленькие деньги.

Здания у нас не было, зал у театра я арендовал довольно редко. Мы начинали с очень маленьких дел: своя касса, свои коллективы, свои концерты. Первую кассу сделали там, где сейчас стоит бюст Аренского на первом этаже. Я хотел показать новгородцам всё лучшее, что есть Ленинграде, в стране – с кем могу договориться. Снимаю в аренду дворец профсоюзов, привозим туда «Землян», билеты реализуются через заводы по разнарядке, частично в кассе. За билетами на них была очередь такая, люди занимали с ночи. Меня вызывали в обком партии, отчитывали, что я натворил: народ стоит с ночи до утра, дежурит милиция, а я выхожу и говорю, что билетов нет.

Я выстраивал программы от простого, отталкиваясь от вкусов людей. Постепенно сам научился многим приёмам.

Концерт Валентины Толкуновой, организованый филармонией в ДК профсоюзов в середине 80-х 

Об именитых коллективах

Мы проводили концерты на открытой площадке у башни Кокуй, строили специальные площадки между памятником тысячелетия и Софией, привозили туда симфонические оркестры. После меня дошло до того, что пригласили спектакль «Садко» (имеется ввиду постановка 2011 года под управлением Валерия Гергиева – прим.). Саша (Александр Вахрушев, бывший директор филармонии) выполнял некоторые задумки, которые я начинал. Нужно постепенно раскачивать идею. Дружбу с Гергиевым я начинал, Саша её продлил.

За эти годы у нас побывали почти все симфонические оркестры страны: Светланов, Рождественский, не было только Спивакова. Потом, Слава Богу, сложились обстоятельства, приехал (на фестиваль «Кремль Музыкальный» в 2009 г. – прим.), были все солистки оперы Большого театра. Была Елена Образцова, даже не один раз.

Мы делали циклы концертов, посвящённые Аренскому. Выискивали, высчитывали, знакомились. Всё время надо учиться самому, а не учить. Я дружил со всеми филармониями страны, у нас были обменные концерты. Для меня очень была важна география, авторитет филармонии. Были такие концерты, когда смеялись – коллектив из Ленинграда приезжал со своим зрителем.

Встреча народной артистки СССР Людмилы Зыкиной 

О фестивале «Русская музыка»

В моей работе отражалась моя философия, мой взгляд на жизнь. Многому учился у коллег. Например, фестиваль «Русская музыка» начинал ещё Пётр Диденко с Яковом Барбанелем (один из первых директоров и художественный руководитель филармонии – прим.). Но уровень проведения их, качество, объём требовали доработки. На нескольких фестивалях я был как зритель: три концерта, два концерта. Я не хочу тянуть на себя одеяло, но просто у меня была возможность оценить их деятельность и внести свои коррективы. Я начал по-другому. Проводил фестиваль три недели, приглашал лучшие коллективы страны: «Берёзка», Государственный симфонический оркестр с Евгением Светлановым. Имел контакты с баритоном, Солистом Большого театра Александром Ворошило, любил его как артиста, приглашал. У меня было желание всё, что лучшее есть в стране, привезти и показать новгородцам. То, чем я внутренне жил. Я не кричал лозунгами.

По образованию я – режиссёр, вот и начал составлять концерты фестиваля так, чтобы они составляли единую тематику. Не просто набор коллективов, но чтобы использовались разные жанры, инструменты, голоса, окраски, чтобы звучала музыка новгородских композиторов. Так или иначе, хотя бы один концерт Рахманинова был.

Филармония – не тех контора по организации концертов. Она должна заниматься внутренним воспитанием жителей. Не зря был смотр филармонических коллективов, где мы заняли первое место (в 2000-м году филармония стала лауреатом всероссийского конкурса «Окно в Россию» в номинации «Филармония года»  прим.). Это ведь тоже не просто так.

На награждении конкурса «Окно в Россию» В центре фото в заднем ряду – Леонид Владимирович Шитенбург

Леонид Шитенбург и ОРНИ им. В.Г. Бабанова во время фестиваля «Русская музыка» в 2019г. 

О местных талантах

Есть такое понятие в культуре – краеведение. Когда-то я курировал библиотеки, Новгородика мне близка. Мы стали поддерживать местных композиторов, и классиков, и современных. Чтобы создать симбиоз, чтобы люди понимали: даже в небольших городах есть своё искусство.

Филармонии нужно использовать опыт предшественников. Важно, чтобы у сезона была своя тематика – посвятить год Рахманинову, например. Делать посвящения даже местным композиторам, так называемым, бывшим самодеятельным. У нас были концерты, посвящённые, например, Виктору Алексеевичу Никитину, слепому музыканту, он работал в ДК Васильева (баянист, хормейстер и композитор легендарного новгородского ансамбля «Садко»). Его песня «Закаты, русские закаты» всю Россию обошла. Был такой композитор Николай Барулин. Старались привлечь к филармонии свои силы. Откуда возникли концерты Тамары Иванько? Они оттуда. Я искал творческие силы, которые в Новгороде могут проявиться.  

Об условиях работы  

Всегда было трудно, и в 80-е, и в лихие 90-е. Филармония никогда не жила легко. Финансирование было мизерное. Мы вынуждены были на всё зарабатывать: на транспорт, на побелку, на всё. Важно выстраивать работу на личностных началах. Многое зависело от того, как я умел общаться с городской администрацией, с комитетом культуры. Это отзывалось поступками: обратился, помогли напрямую купить автобус.

Как-то Наталья Владимировна Серова говорила со сцены: период работы Шитенбурга – наш золотой век. Не я сказал.

У нас маленький город, интеллигенции – ещё меньше. Приученность русского народа к искусству – своеобразная. Я не старался проводить концерты бесплатно: пусть меньше зрителей, но за деньги. На меня многие обижались, что я не даю приглашений, но я воспитывал публику. Постепенно мы научили людей любить филармонию.

Празднование 50-летия филармонии. Леонид Владимирович Шитенбург – второй справа  

Было время, когда мы отказывались от абонементов. Называли просто цикл концертов. В то время печатать абонементы, делать рекламу – таких денег не было. Моя жена была начальником рекламного одела, бегала, упрашивала. Ведь это мы приучили новгородские газеты печатать на последней странице объявления зрелищных учреждений. Я подсмотрел у петербуржцев. Но это тоже требовало определённого влияния, авторитета, чтобы нам поверили, что так лучше. Это прижилось.

Сейчас эта культура тоже теряется. Страница с объявлениями должна начинаться со статусных учреждений. Есть традиция в широком смысле слова, люди приучаются к ней. А когда вперемежку «ремонтирую окна – иди на концерт» – это проявление отсутствия культуры. Моя точка зрения.

Мы приучили сотрудников выносить стулья, толкать рояль – для них тоже была наука. Они стали патриотами филармонии. Все были патриотами, начиная от столяра и сантехника. И они видели, как я старался для них: премия, праздники коллективные. Чтобы они чувствовали, что в них заинтересованы. Я перепробовал сюда приглашать многие кадры, которых знал. Кто-то увольнялся сам, кто-то был уволен. Были те, кто с нами сотрудничали, были те, кто плевались. Сочетание наших требований и финансовых возможностей не каждый мог выдержать.

Автограф, оставленный Народным Артистом РФ Сергеем Захаровым для Леонида Шитенбурга. Некоторое время Захаров работал солистом Новгородской филармонии 

Об уровне культуры в целом

Я считаю, был период – золотой век новгородской культуры. Все были на месте, патриоты своего дела. Между нами шла какая-то внутренняя конкуренция, очень важный был момент.

Сейчас иногда прихожу на концерты. Культуры на них всё меньше-меньше-меньше. Она начинается у входа в зал от работы билетёра до работы ведущего, умеющего преподнести, объявить, поблагодарить. Я был очень строгий. Требовал уважения, любви к артисту. Кого-то я влюбил в филармонию, а были и «временщики». Многое сейчас уже не нравится. Ведущий ведёт не с тем пафосом, не с тем напором, не с той мизансценой, не с тем ощущением. И Наталье Серовой я каждый раз делал замечания (Наталья Серова – музыковед, на протяжении нескольких десятилетий – бессменный ведущий филармонических концертов – прим.).

Администраторы, билетёры – это как солдатики, как офицеры. Всё должно быть чётко: чтобы пол не скрипнул, чтобы не было плачущих детей. А фотографы, телевизионщики, которые болтаются по залу во время исполнения музыки! Я для них был плохой. Я требовал: во время концерта Рахманинова кто имеет право брать на себя внимание? Многие люди только начали воспринимать музыку, а тут вы. Конечно, и в других городах со зрителем всё не идеально, но я сравнивал, я видел, как слушают концерты в Берлине.

Очень важно, чтобы весь опыт твоей жизни ты мог привнести в работу. Тогда твоя совесть перед публикой всегда чиста. Ей нужно помогать, но и с неё требовать. 

Фото из архива Новгородской областной филармонии