Этот материал в новгородской электронной библиотеке «Муравейник» – первый, сделанный совместно с новгородцами. В его создании с большой любовью, ответственностью и гордостью приняли участие те, кто когда-то пел и танцевал в составе легендарного новгородского ансамбля «Садко»

Народный ансамбль песни и танца «Садко» стал настоящей культурной легендой советского Новгорода – объездил с гастролями всю Новгородскую область, выступал в центральной России и Сибири, Средней Азии, Венгрии, Дании, Румынии, Финляндии и даже Африке, официально представлял Новгород в культурных программах Олимпиады-80, был удостоен государственных премий. А пели и танцевали… операторы, слесари, наладчики, испытатели новгородского завода им. Ленинского комсомола! Но, наверное, лучше начать с самого начала…

Своим рождением «Садко» обязан трём талантливым людям – художественному руководителю Петру Семеновичу Синицыну, поэту и журналисту Петру Ивановичу Сукнову, музыканту, баянисту, хормейстеру и композитору Виктору Алексеевичу Никитину. Генератором идей и инициатором создания ансамбля был Пётр Синицын. Он был назначен художественным руководителем в новгородский Дом культуры им. Н.Г. Васильева – приглашён сюда из Любытинского Дома культуры, самодеятельность которого, при его участии, стала одной из лучших в области. В ДК Васильева на тот момент работали отдельные кружки – хоровые, танцевальные; здесь творчески проводили свой досуг работники местного завода им. Ленинского комсомола. Петр Семенович предложил объединить всю эту деятельность и создать единый ансамбль песни и танца, взяв за основу русские народные музыкальные традиции. Так в 1966 году родился ансамбль «Садко».

Первый год был «закулисным» – создавали концертные программы, ставили танцы, разучивали песни, шили костюмы. Шли напряженные репетиции… Не покладая рук, трудились отцы-основатели «Садко»: писали тексты песен, музыку, создавали хореографические композиции, разрабатывали сценарии программ. Не жалея сил, трудились артисты – кстати сказать, многие из них, помимо работы на заводе, были семейными, учились в техникумах и институтах… Это был титанический труд людей, полюбивших народную песню и танец, поверивших в идею, поверивших в мечту!

И у них получилось. Были подготовлены и тщательно отрепетированы первые концертно-музыкальные программы: «В краю былин и песен», «Новгородский сувенир», готовилась новая программа «Новгородская краса». Начались выступления на сценах Новгорода и области, ансамбль заметили и полюбили. Пресса и власти одобрительно отнеслись к «Садко», как к «активному пропагандисту народного самобытного искусства», ансамбль стали отправлять на всероссийские смотры и всесоюзные фестивали, в гастроли по Союзу, в первые зарубежные поездки. А чуткий зритель оценил и полюбил музыкально-хореографические композиции «Садко», создававшиеся тщательно и очень творчески.

О том, сколько души и труда вкладывали создатели в каждую композицию, ярко свидетельствует один эпизод. Рассказан Изольдой Михайловной Кушнир, бывшим директором новгородского Дома культуры им. Н.Г. Васильева:

Однажды Пётр Синицын предложил создать музыкальную композицию «Крестецкие узоры». Задание дали балетмейстеру, хореографам, стихи для песни поручили сочинить Сукнову, музыка – за Никитиным. Но музыка не сочиняется. Никитин – незрячий, не чувствует предмета – крестецких кружев. Он просит отвезти его в поселок Крестцы, на фабрику «Крестецкая строчка», где мастерицы создают свои шедевры. Виктор Алексеевич слушает историю возникновения народного промысла, долго пальцами изучает изделия, пытаясь понять рисунок кружев, технологию их изготовления. И рождается мелодия: музыка крестецких кружев переходит в гармонию звуков. Мелодия плавная, в танце поплыл хоровод девушек. Красоту композиции усилили костюмы, которые сшили в мастерских театра Моссовета, и занавес, который создали крестецкие кружевницы…

Такое отношение к творчеству было у всех «садковцев» – у тех, кто писал слова и музыку, кто создавал композиции и программы, кто пел и танцевал. Тонкие штрихи, яркие образы, выверенные детали – всё это превращалось в настоящую сказку для зрителя. Удивительный шаг «Берёзка», когда девушки в народных платьях «в пол» передвигаются быстрыми мелкими шагами – подолы платьев плавно колышутся, создается ощущение, что весь хоровод просто плывет над землёй! Песня «Горочки валдайские», найденная фольклористами и разученная ансамблем «Садко» – и взволнованные крестецкие старушки, в восхищении спрашивающие: как? откуда? Это песня их молодости, которую они и сами толком не помнили, и вот – слышат со сцены, такую же, «как тогда»…

Неудивительно, что «Садко», восхитивший и удививший собственного, новгородского зрителя, покорил сердца тысяч людей в разных городах и странах мира.Об ансамбле писали в журналах «Советский Союз», «Огонёк», «Музыкальная жизнь», показывали в передачах по центральному телевидению. И вот в «Садко» уже занято около ста человек, создан детский музыкальный коллектив «Гусельки» – воспитывающий смену для концертного состава «старшего» ансамбля. Разработаны новые программы – «Сказ о земле Новгородской», «Скажи мне, Ильмень» и другие, дополнившие концертный репертуар «Садко». И наконец, высшее подтверждение достойной творческой репутации самодеятельного коллектива – приглашение принять участие в культурной программе летних XXII Олимпийских игр в Москве, знаменитой Олимпиады 1980 года. Олимпийская деревня любуется «Новгородской красой» и «Крестецкой строчкой», проникаясь волшебством искусства русского народа…