В преддверии Дня учителя мы поговорили о нелёгком, без шуток, учительском труде с педагогом, уже давно работающим в одной из новгородских школ. По понятным причинам, имя педагога и школу мы называть не будем.

… Первый урок у нового класса обычно проходит замечательно. Дети к тебе присматриваются. Они ещё не знают, насколько вредным ты можешь оказаться и ведут себя спокойно. Это потом они понемногу расслабляются.

А как учитель может наказать?

Сделать замечание в дневнике. Вызвать родителей. Надо сказать, что таких серьёзных наказаний, как в советское время, нет. Исключить из школы мы никого не имеем права. На второй год оставляют только с согласия родителей. Без согласия – только в четвертом и девятом классах. Но это редкость.

Более серьёзные наказания были бы актуальны?

Скажем у нас в школе таких серьёзных хулиганов нет. Но в некоторых других школах такая проблема есть. В своё время в Великом Новгороде была школа №19 для девиантных детей. Потом её закрыли, и все учатся вместе. Сейчас ходят слухи, что объединят двенадцатую и седьмую школу, и родители из двенадцатой переведут детей в обычные школы. По-моему, если у нас будут когда-нибудь строить ещё одну школу, то нужна как раз школа для особых детей: девиантных или детей с ОВЗ, инвалидов. Хотя сейчас такая установка: все должны учиться вместе. Или ситуация с детьми с ограниченными возможностями. Они должны учиться вместе со всеми, но по отдельной адаптивной программе. Учитель проводит урок для всего класса, тут же занимаясь с особым ребёнком. И все это одновременно. Должны ли доплачивать учителям в таких ситуациях – большой вопрос!

Урок для учителя начинается с подготовки накануне вечером?

Он начинается летом, когда составляются рабочие программы. Во время учебного года этим заниматься просто некогда. В программе надо прописать тематическое планирование, расписать все результаты, сослаться на нормативные документы. За существенные отклонения от авторской программы может наказать Рособрнадзор, который раз в пять лет проводит проверки школы.

Учителям не нравится такой контроль?

Коллеги, которые работали в девяностые, говорят, что тогда свободы было больше. Можно было выбирать учебники, идти на какие-нибудь эксперименты. Сейчас всё подводится под единую схему. Может, это и хорошо. Но это – шаг вправо – шаг влево – конечно, угнетает.

Как складываются отношения с родителями школьников?

С большинством – хорошо. Но есть такие, кто считают: мы сдали ребёнка в школу, а дальше – ваша забота.

А что можно рассказать про поборы с родителей?

У нас нет поборов. Есть добровольные пожертвования.

Вот, как раз о них речь.

Смотрите, недавно мы слышали выступление министра образования: на школы выделяются огромные средства. Может быть, но у нас в Великом Новгороде деньги в последние несколько лет выделяют только на зарплаты. Нам это объясняли тем, что всё идёт в счёт городской доли на постройку тридцать шестой, тридцать седьмой школ. На ремонт, мебель, компьютеры идут те небольшие деньги, которые школа зарабатывает за счёт дополнительных платных образовательных услуг, и то, что дают спонсоры, если они есть, и, конечно, то, что собирают родители. Есть различные федеральные конкурсы, победа в которых дает школе гранты. Но оформление бумаг на эти конкурсы занимает много времени, да и сама процедура кажется очень субъективной. И возникает вопрос, если у государства есть деньги, почему оно просто не может выделить их школе! Без всяких грантов! На новые учебники денег дается недостаточно. А некоторые из них давно запретили использовать. Почему – непонятно. Например, почему-то не попал в рекомендованные учебник Петерсон по математике. Было разрешено использовать учебники, не вошедшие в перечень в течение 5 лет. И срок этот вышел. Что делать дальше? Правда, сейчас нам сказали, что благодаря тому, что наша область вместе с Дагестаном не обеспечили школьников учебниками на 100% и об этом докладывали на заседании правительства страны, денег на учебники нам всё-таки дадут. Нет денег на охрану, на оплату услуг ЖКХ. На школы подают в суд. В своё время наши учреждения сделали автономными. Теперь вдруг решили забрать бухгалтерии, и объединить в одну. Но если школа должна зарабатывать деньги, то ей выгодно иметь бухгалтера у себя или где-то на стороне?

Недостаток учителей очень ощутим?

Конечно! Много людей старше шестидесяти, которые и хотели бы уйти на пенсию, но их мы не отпускаем. Много людей со всех школ ушли в новые – 36, 37-ю. Рассказывают, что в Ленобласти при строительстве новой школы запретили переманивать педагогов из действующих – брать можно было после института или из других регионов. А у нас всё по-другому. Кого точно везде хватает – это физруков. А вот спортзалов, кстати, не хватает, как и спортивного инвентаря. Когда президент распорядился ввести третий урок физкультуры, он об этом, наверное, не подумал. Уроков стало больше, а спортзалов – нет. Нам говорят: договаривайтесь о проведении уроков в других местах. Вообще, физкультуре и ОБЖ сейчас уделяют больше всего внимания. По идее, ОБЖ должен преподавать бывший военный или сотрудник МЧС. Но ведет тот, у кого мало своих часов. Или вот – новый министр распорядилась ввести астрономию в школах в 10-11 классах. Но зачем астрономия в 11 классе во всех профилях, даже гуманитарных?

Потому что она была в советское время.

Тогда много чего было.

Была ещё «Этика и психология семейной жизни» – я не застал, но на последней странице дневника в списке предметов значилась.

Кстати, поговаривают, что этот предмет тоже хотят вернуть.

Ещё в советское время было распределение. Как думаешь, оно может решить проблему с кадрами?

Сомневаюсь. Ну, отработает человек пять лет и уйдёт. Решение тут одно – учитель не может получать столько, как сейчас.

Однако сейчас, всё-таки лучше, чем в девяностые, когда стояли с плакатами: «Нищий учитель – позор для страны».

Сейчас базовая ставка 6900 рублей предусматривает 18 часов работы в неделю. Понятно, что к ней идут надбавки за стаж и другие. На ставку учителю не выжить, надо хотя бы 25 часов. Можно заработать и 40 тысяч рублей, но это уже с запредельной нагрузкой и на грани выгорания. Добавьте к этому кучу всякой бумажной работы. Президент говорит о необходимости снять бумажное ярмо с учителя – ничего подобного не происходит. Приходится заниматься кучей бумажек. Добавьте, то директора штрафует Роспотребнадзор за то, что в классах учеников больше нормы. Из прокуратуры приходят и напоминают, что для того, чтобы повесить на доску фотографии медалистов, нужно получить письменное согласие их родителей на обработку персональных данных. Приходит пожарный надзор, приходят иски в суд из-за долгов. А еще наш губернатор любит эксперименты. Вот сейчас решили, что со следующего года в Великом Новгороде будет персонифицированная система дополнительного образования. То есть в бюджетную музыкальную школу, например, можно будет попасть, только имея сертификат. И это возложили на школы – учителя должны организовать получение родителями этих сертификатов, школа – пункт их выдачи. Ну и за явку на выборах директора, тоже, как известно, отвечают.

Какой-то совсем нерадостный выходит рассказ о школьных буднях. У нас ведь нет задачи отпугнуть кого-то от работы учителем. Расскажи о хорошем!

Хорошее – это те эмоции, которые тебе даёт каждый урок.

Ну, это – банальность.

Но я во время уроков забываю обо всём том, что я тебе сейчас рассказывал! Это, действительно, замечательные эмоции – когда ты видишь, как дети сами думают, ищут решения, находят какие-то аналогии. Ты видишь, как они меняются, становятся мудрее, получают опыт. Если бы не это, то зачем тогда наша работа.

Что же, тогда с Днём учителя тебя и всех твоих коллег!