Новгородец Виталий Васильев провёл несколько часов на избирательном участке, работая наблюдателем на выборах в городскую думу и делится с читателями своим опытом. Надеемся, этот обзор будет полезен тем, кто хочет лучше понять избирательный процесс.

Существует расхожее мнение о выборах: «Не так важно, как проголосуют, важнее, как посчитают». Темой подсчёта голосов на выборах я впервые заинтересовался в связи с протестами против нечестности выборов в 2012 году. Тогда все говорили о волшебнике Чурове – главе ЦИК, обвиняли его в фальсификациях в пользу Единой России. Изредка были слышны голоса о том, что ЦИК не может особо ничего фальсифицировать, так как занимается складыванием цифр, которые ему отправляют нижестоящие избирательные комиссии. А если захочет сфальсифицировать, то этот факт легко обнаружить и изобличить. Известный мем про 146% как раз о том – о проблемах с математикой.

2018 09 16 18 19 38

Где же тогда могут происходить фальсификации? Ответ был прост – на избирательных участках. И чтобы фальсификации удались, на участках не должно быть лишних людей – независимых или оппозиционных наблюдателей, а если они там появляются, их необходимо выключить различными способами. То есть, наблюдатель является ключевой фигурой, которая обеспечивает прозрачность и чистоту избирательных процедур.

К 2018 году я дозрел, чтобы пойти и посмотреть, что и как происходит на участках в нашем городе. Сначала мне предложили стать членом комиссии с правом решающего голоса, я согласился. На обучающем семинаре, в администрации, который проводил глава горизбиркома Евгений Шаваев, членам комиссии объясняли основы работы на выборах, не обходили стороной и вопросы фальсификаций, и их выявления. У меня сложилось самое благоприятное впечатление – избирательная комиссия Великого Новгорода за честность выборов. Но оказалось, что член УИК с правом решающего голоса не имеет права участвовать в политической агитации, поэтому я решил выйти, так как уже занялся борьбой против пенсионной реформы.

Итак, на выборы я пошёл наблюдателем. Точнее, членом УИК с правом совещательного голоса, что по функциям на избирательном участке практически полностью совпадает с работой наблюдателя.

Оппозиционные политические партии проводили инструктажи, я решил пройти такое обучение в общественной организации «Голос». За несколько часов выступившая в качестве тренера Ксения Черепанова подробно рассказала о том, что нужно делать наблюдателю, как могут происходить фальсификации, за соблюдением каких процедур следует особо следить. Раздала участникам семинара материалы, которые в дальнейшем пригодились.

Теперь непосредственно к механизму выборов: для наблюдателя избирательный участок открывается в 7:00. Первая задача – познакомиться с председателем УИК и передать необходимые документы – направление, заявление и паспорт, также у меня было требование о предоставлении копии протоколов и предупреждение о фото и видео съёмке. Прошло краткое заседание УИК, на котором меня приняли в комиссию, с чем и поздравили, выдали удостоверение. И предоставили место наблюдателя.

Вид с места наблюдателя был прекрасен – все члены комиссии, пустые урны для голосования, переносные урны для голосования. Всё по закону.

С самого начала общения было видно, что председатель и члены комиссии настроены дружелюбно и не хотят никаких эксцессов. Мне эксцессы тоже были не нужны, главное – дело сделать. Соблюсти процедуры, обеспечивающие честность выборов.

eGxI2Py5 qc

Участок для голосования до открытия. Урны ещё не опечатаны и пусты.

Пара слов о других наблюдателях. Всего нас на участке оказалось пятеро. Один наблюдатель от «Единой России», один член УИК с совещательным голосом от неё же, один наблюдатель от кандидата, представляющего партию власти, один наблюдатель от КПРФ и я от партии Яблоко.

Сначала я думал, что нормально общаться можно будет только с представителем оппозиции – девушкой из КПРФ, но в ходе разговора выяснилось, что трое наблюдателей от партии власти нормальные товарищи, которые просто делают на участке свою работу. Так что атмосфера была вполне дружелюбная, общее дело, как-никак…

Первым из наших дел стало наблюдение за опечатыванием стационарных и переносных урн для голосования. Пронаблюдали, посмотрели номера пломб, расписались в акте.

Дальше урны всегда были в нашем поле зрения. Конструкция у них такая, что два сложенных пополам бюллетеня с трудом проходят в щель. Подойти и забросить пачку просто не реально.

Также мы просмотрели книги со списками избирателей, что они правильно сшиты и пронумерованы, нет никаких лишних пометок. Это важно, так как, если планируются вбросы, лишние бюллетени должны быть вписаны как выданные в этих списках, или могут стоять пометки, где нужно будет вписывать данные. Всё было чисто.

Следующий этап – вскрытие конвертов с досрочным голосованием, их было всего 15 – меньше 1% от общего количества избирателей, поэтому бюллетени были опущены в урны для голосования без специальной печати. Так, если бы был массовый привод на досрочное голосование, можно было бы посчитать эти бюллетени отдельно и понять, за кого же голосовали эти досрочники.

064g41lTteQ

Члены комиссии заняли свои места за столами с книгами избирателей.

И вот, восемь утра. Прозвучал гимн России. Голосование началось.

С самого утра была высокая явка. Позже она снизилась. Очередей на участке не было. Я и наблюдатель от КПРФ вели визуальный учёт голосовавших по специальным таблицам. Это ещё один хороший способ контроля – когда наблюдатели имеют собственную статистику посещения участка, очень сложно доказать что проголосовавших было гораздо больше. Но у нас с комиссией не было никаких проблем, цифры сходились.

Заявок на выездное голосование было всего две, наблюдать за процессом отправился парень от Единой России. После возвращения на все мои вопросы о ходе выездного голосования ответил – там тоже была полная законность и порядок.

Общая явка на участке составила 23%. Максимальный приход избирателей выглядел так.

YBbtKT8iIBI

На участке были поставлены два специальных стенда: с информацией о партиях, кандидатах и участковой комиссии.

tR54c0qAQK4

С технической информацией для подсчёта – лист с количеством избирателей и явкой, два больших листа увеличенной формы протоколов, инструкция по проведению подсчёта голосов.

pqYFk3xr8LI

Хорошим подспорьем в работе наблюдателя оказалось приложение «Голос». Через него нужно было три раза отправить анкету о наличии или отсутствии нарушений на участке – после открытия, в 18:00, и после подсчёта голосов. А так же отправить результаты голосования на сайт, где можно было отслеживать статистику онлайн.

На участке работали видеокамеры, велась трансляция через интернет. Так что информационные технологии по полной работали на прозрачность избирательного процесса.

Всё интересное началось с закрытием участка в 20:00. Пришло время подсчёта. У меня был азарт – мы первыми узнаем результаты.

Прежде чем вскрывать урны с бюллетенями, нужно было проверить книги со списками избирателей, подсчитать и погасить(отрезать угол) неиспользованных бюллетеней. На это ушло около 40 минут.

Далее были сдвинуты парты, вскрыты пломбы на переносном ящике, подсчитаны бюллетени – целых два, и положены на стол.

Пришла очередь стационарных урн.

Как оказалось, вытащить бюллетени, не смяв и не разорвав даже одного – целая задача!

Далее пошла сортировка на две пачки, розовую – за кандидатов, и синюю – за партии. Наблюдатели стояли рядом со столом, внимательно следили за работой членов комиссии. Донести левых бюллетеней, или заменить часть из них, на заранее подготовленные, было просто не реально.

Следующий этап – сортировка бюллетеней по одномандатному округу в пачки по кандидатам. Происходило это с оглашением отметки:

Далее начался подсчёт пачек. Первой, посчитали пачку недействительных, каждый бюллетень был предъявлен комиссии и наблюдателям. Всего 15 шутк.

Перешли к подсчёту кандидатов. И здесь мною было зафиксировано нарушение, на которое я указал комиссии, председатель уточнила правила, нарушение было устранено.

Момент подсчёта, один из ключевых во всей избирательной процедуре и должен проводиться с тщательным соблюдением буквы закона – в этом залог честности выборов. И подсчёт это продемонстрировал. Так, в пачке за одного из кандидатов случайно оказался бюллетень с отметкой за другого. Один раз не сошлось количество общее количество бюллетеней в пачках, и комиссия делала пересчёт в поисках ошибки. По итогу, все ошибки были устранены.

Результаты подсчёта сразу записаны в увеличенную форму протокола, а бюллетени упакованы и опечатаны.

IaiyML 2bT8

Заключительный акт – подписание первичного протокола и вывешивание его на стенд.

PknMSIL8FVE

Далее вся процедура повторилась с бюллетенями по единому округу. Никаких сложностей больше не возникало, комиссия и наблюдатели спокойно провели эту работу.

pqYFk3xr8LI

Копии первичных протоколов получили все заинтересованные члены комиссии и наблюдатели.

io1e78GOr1E

Моя работа на участке завершилась в 23:50 наблюдением за упаковкой бюллетеней, для отправки в городскую избирательную комиссию. Все устали, но настроение было приподнятое. В качестве курьёзного факта обсуждали соседнюю УИК 1192, которая успела всё посчитать и уехать к 21:00. Возможно, посещу их на будущих выборах.

В заключение хочу поблагодарить за дружелюбие и внимательность к работе наблюдателей Председателя УИК 1116 Банникову Ольгу Валерьевну.

Работа наблюдателем стала для меня важным опытом. Теперь точно знаю: при должном подходе наши выборы могут быть прозрачными и честными!

Фото автора, из архива редакции и с сайта www.obozrevatel.comwww.obozrevatel.com