Сегодня завершился четырёхдневный «Марш памяти  «75 лет Любанской операции», проведённый Военно-историческим центром в СЗФО в лесах в районе Мясного Бора.

Про его начало мы уже рассказывали: в лес отправились сорок подростков вместе с инструкторами и военной техникой. Пока танки и пушки везли к Мясному Бору из Ленобласти, на них озирались водители. В лес пришлось ехать по грунтовке, которую используют строители М-11. На пропускном пункте водитель первой машины (а ехали-то в них всё ребята в военной форме) сказал удивлённому вахтёру: «Да, ещё за нами сейчас ещё танки проедут»... 

В лес танки вошли уже своим ходом. А два малых плавающих Т-38 потом предприняли здесь попытку форсировать реку.

Лагерь на берегу Новой Керести для ребят соорудили военные из 90-го отдельного специального поискового батальона. Девушки Юлия, Анастасия и Катя из новгородского поискового отряда «Гвардия», участвовавшие в походе, рассказали нашему изданию:

В лесу мы не в первый раз, а в таких условиях впервые: палатки с кроватями, жизнь по командам. Вчера мы стреляли, гранаты бросали, прикрывали переправу танков через реку. Было очень интересно.

Вместе с работающими здесь поисковиками ребята подняли останки двух красноармейцев. Послушали они и лекции о военной технике. При этом среди подростков были и такие, кто мог и лектору что-то подсказать. Заместитель директора Музея битвы за Ленинград имени Зиновия Колобанова Виктор Смирнов рассказывал о «тридцатьчетвёрках». Из этих двух танках повоевать успел один. Называют их «эстонский» (на нём была надпись: «Советская Эстония») и «армянский» (он из колонны танков, на которую собирали деньги армяне со всего мира). Одна из машин, перед тем как попасть в музей, работала тралом на лесоповале. Виктор Михайлович рассказывал:

Идею наклонной брони предложил молодой советский конструктор Николай Цыганов. Она была эффективнее в полтора-два раза. То есть эффект от 45-миллиметрвоой брони был, как от 90-миллиметровой. А такой ни у одного танка не было. Над Т-34 сначала работал Адольф Дик. Он был замечательный конструктор, но плохой организатор. Потом его репрессировали. Настоящим создателем танка стал Михаил Кошкин. Он умер, простудившись, когда ночами перегонял танк на полигон и сам сидел за рычагами. Во время дальнейшей работы над танком конструкторская мысль шла на упрощение и удешевление. Отказались от двух фар, от трёх перископов у водителя, дополнительных баков, от сварной башни отказались в пользу литой. Заводы очень быстро приспосабливались под выпуск Т-34. А в полевых условиях из двух неисправных танков было достаточно легко собрать один исправный. Масса 25 тонн. Скоростные показатели не так существенны, скорости было достаточно, чтобы воевать. Марши он делал редко, обычно на фронт доставляли на платформах. Заправки хватало на 400 километров. Танк был очень маневренный, это одно из главных его преимуществ. Он мог форсировать по дну водные преграды. Два главных недостатка: места для четырёх членов экипажа категорически не хватало, а командир исполнял и обязанности наводчика. Затем добавили пятого человека, наводчика. Места больше не стало. Немцы в своих воспоминаниях рассказывали, что если с десятого попадания у Т-34 удавалось заклинить башню, то это была большая удача. А вот первые четыре «Тигра», прибывшие на Ленинградский фронт в первые же дни все были подбиты нашими 45-миллиметровыми орудиями.

На берегу Новой Керести участники марша открыли памятник с сентиментальной надписью. Он посвящён погибшим мирным жителям.

Председатель правления Военно-исторического центра СЗФО и директор Музея битвы за Ленинград Олег Титберия рассказал сетевому изданию «ВНовгороде.ру:

Наш музей начинался как раз из этих мест. В девяностые знакомые предложили мне поехать в лес под Мясной Бор. Я провёл здесь восемь дней, не понимая – что я тут делаю! Но потом во мне что-то включилось. Я стал читать о 2-й Ударной и ждать, когда снова сюда поеду. Мы привозили отсюда фрагменты техники, реставрировали её. У нас был уже свой Национальный автомобильный музей. И потом возникла идея нового музея – Битвы за Ленинград.

Нынешний поход, организованный военно-историческим центром, уже четвёртый. До этого ходили на Синявинские высоты, к месту гибели подольских курсантов в Калужской области, к Дороге жизни. Олег Иликович оговаривается, что направлений деятельности у него с единомышленниками много:

Строим храмы, школы. В деревне Ветвеник в Псковской области вместо закрытой школы, открыли новую – церковно-приходскую. С театром. Её директор в прошлом году был признан лучшим учителем страны. Сейчас планируем строить ещё одну школу в деревне Кунесть.

А ещё одно направление: создание фильмов. Сын Титберии (его тоже зовут Олег Титберия) снял документальный анимационный фильм-реконструкцию о Зиновии Колобанове, имя которого носит Музей битвы за Ленинград. Это танкист, в одном бою подбивший 22 немецких танка. Сейчас начинается работа над другим фильмом – «Призрак». Олег Олегович рассказал сетевому изданию «ВНовгороде.ру»:

«Призраком» немцы называли наш танк КВ-1, от которого отлетали их снаряды. Ну и в начале фильма у нас один оставшийся в живых танкист снова видит живыми своих товарищей...В основе фильма две истории: как в июне 1941 года под Рассеняем один КВ на два дня задержал немецкую танковую дивизию. По легенде, немцы потом похоронили экипаж с воинскими почестями. И другая история: как КВ, который немцы попытались отбуксировать с места боя, увёз к своим два немецких танка.

Анимационный фильм должен быть выполнен в новом для России качестве 3D-графики. Сейчас на него собирают деньги. А работа над ним займёт не меньше двух лет.

Фото Татьяны Яковенко