Военная техника отправилась в лес вместе с пешими участниками марша памяти.

Его подготовил Военно-исторический центр СЗФО. В поход по новгородским лесам отправятся сорок подростков из патриотических клубов Северо-Запада в сопровождении инструкторов.

О том, что в походе может оказаться нелегко, предупреждал сегодня дождь с градом, зарядивший прямо во время митинга в Мясном Бору – марш памяти начался от кладбища солдат 2-ой Ударной.

В марше участвуют четыре танка, а также грузовики и легковушка военных времён. Техника – из Музея битвы за Ленинград во Всеволожске. Музей носит имя Зиновия Колобанова – танкиста, подбившего в одном бою 22 немецких танка. 

Танки Т-34-76 и Т-34-85 и два Т-38 сегодня привезли в Мясной Бор на тралах. А в лес они пошли своим ходом. Реставратор и водитель танка Т-38 Валерий Дмитриев рассказал сетевому изданию «ВНовгороде.ру»:

Танк 38-го года выпуска, массой 3,3 тонны, экипаж два человека. Малый плавающий танк разведки. 30 ноября 1942 года при форсировании Невы из десяти танков четыре были потоплены огнём немцев. Три подняли. Один стоит в Кировске, два – в нашем музее.

Этим Т-38 снова придётся плыть, форсируя речку Кересть.

За четыре дня марша ребята должны почувствовать на себе тяготы походной жизни и увидеть места давних боёв, послушать рассказы поисковиков. С собой они привезли памятник жертвам войны среди мирного населения.

В книге новгородского историка Михаила Петрова «Тайная война на новгородской земле» приведён рапорт «особиста» об эвакуации во время Любаньской операции жителей ближайших деревень. Начальник Новгородского РО НКВД Гришина И.В. сообщал, что начальник тыла армии не обеспечил транспорт:

«...Вывод гражданского населения из районов Финёв Луг, Новая Кересть должен был закончиться 22 мая 1942 года. Но Кресик на неоднократные мои требования .... откладывал подачу платформ. По своей инициативе выставил патрулей войск НКВД и стал сажать на автомашины 2-й армии, вывез в район Новой Керести. Население, могущее двигаться самостоятельно, не имеющее детей, было эвакуировано пешим порядком до 25 мая с.г. Население же с детьми, благодаря не предоставлению средств передвижения Кресиком и ВС армии, оставлено в лесу в районе Новой Керести без продовольствия. Всего оставлено на оккупированной территории немцами до 4500 человек населения».

А десятилетия спустя как раз у Новой Керести нашли снарядный ящик с одеждой девочки и косточками. Это место так и стали называть: «У девочки». Новгородский поисковик Александр Киселёв несколько лет назад поставил в лесу памятник жертвам среди мирного населения – фигурку девочки. Сейчас Военно-исторический центр решил поставить ещё один памятник.

«Прошло уже 76 лет. Но тревожный день 22 июня останется у нас в памяти навсегда», – сказала на митинге одна из участниц похода.

Фото Татьяны Яковенко