Одним из участников нашего проекта «Новгородская десятка 2.0» стала группа Ze Next – настоящие динозавры новгородской рок-сцены. О ней мы беседуем с бессменным фронтменом Денисом Репкиным.

Первой рок-группой, на концерте которой я побывал, был Next году в 93-м… Получается, что четверть века назад вы уже играли. Мда…

Да, в декабре прошлого года концертом в «Железном папе» прекрасно отметили своё 25-летие!

Как у вас всё началось?

Как и у большинства групп тогда и сейчас. Весь первый состав учился в школе №8. Однажды Алексей Шибков (с которым мы играем до сих пор) и Александр Бороздичёв пришли в школу и сказали, что создали группу и даже записали альбом. Он был очень альтернативный – Саша стучал по пивной канистре, а Алексей что-то бренчал на гитаре со звукоснимателем для акустики. Я уже знал несколько аккордов и в тот же день мы пошли и записали вместе ещё один альбом. А потом стали репетировать в Доме пионеров под руководством Сергея Георгиевича Дёмина, учились играть на музыкальных инструментах. Костя Терехов, который до сих пор играет у нас на басу, тоже очень скоро появился. 5 декабря 1992 года состоялся первый концерт в школе №28 в Западном районе.

А концерт, про который я говорил, был в кинотеатре «Родина» вместе со «Следами» – довольно угарный.

Это, видимо, был концерт в защиту кинотеатра, чтобы помещение, где показывают фильмы для детей, не отдавали под церковь. Организаторы не очень разбирались в музыке и пригласили нас сыграть в защиту кинотеатра для детей. Там наши не очень культурные слушатели что-то немного разгромили. И газеты написали о дегенератах из числа молодёжи. Но это даже сработало в нашу пользу: когда мы потом ходили в администрацию, чтобы просить денег для записи, там удивлялись: Next? Это такие культурные молодые люди? И этот контраст срабатывал.

На какие группы вы тогда ориентировались?

Барабанщику нравился трэш и дэт-метал, Алексей Шибков был поклонником Dire Straits, я любил Beatles, Guns N' Roses, U2, Sex Pistols. Вот такая гремучая смесь и определяла наше творчество. Мы считали, что играем смесь панка, хард-рока и «новой волны». Но сейчас можно сказать, что мы стояли у истоков хардкор-панка. Покойный Геннадий Бачинский из группы «Химера» в рецензии на наш альбом написал, что мы играем мейнстрим, что меня тогда удивило, так я считал, что мы – это «альтернатива». Но по сравнению с «Химерой» – всё мейнстрим.

Как появилось название?

Мы сразу же решили петь на английском языке и подбирали название в словаре. Понравилось слово Next, к которому мы зачем-то добавили артикль «The». Позже, когда мы уже были довольно известны, один знакомый предложил заменить его на Ze – всё равно все так произносят. Потом многие группы, в том числе на западе, стали так писать свои названия.

А почему решили петь на английском? В расчёте на международное признание?

Нам всегда нравилось, как звучит английский. Хотя один сингл у нас записан на русском. За рубежом, кстати, нас неплохо принимали. А один независимый лейбл не так давно даже предлагал купить у нас песню для сборника – за 800 фунтов. Но мы решили её приберечь для альбома.

Тексты писал ты?

Сначала Марк Шерман, потом я и другие.

Ты ведь ещё шведским владеешь, а может ещё какими-нибудь языками?

Я по профессии – переводчик со шведского. Немного учил в своё время норвежский. Могу читать на датском. Английский вот сейчас приходится подтягивать.

В конце девяностых вы выступали на фестивале в Дании, в Москве на Манежной площади во время акции «Рок-музыканты против наркотиков». А потом ты, вроде бы, решил перебраться в столицу и группа прекратила своё существование...

В 2001 году я уехал в Москву. Там мы продолжали играть – с Александром Макарцевым, Ильёй Мамонтовым, который сейчас в «Эпидемии», но было нужно работать, времени не хватало… В 2004 году я вернулся, мы играли вдвоём с клавишником Виталием Семёновым, также с Жаном Помором, Яшей Берфордом, Дмитрием Дарианом. Но не выступали. В 2010 году мы отметили 18-летие серией концертов по клубам. Затем снова наступило затишье. Но к 25-летию снова собрались и решили, что соскучились без концертов. Надеюсь, что это надолго.

В своё время ты ведь был первым ректором «Народного университета» в Новгороде. А сейчас – водишь экскурсии, в образе статского советника. Нравится?

Сейчас работу для переводчика со шведского найти нелегко и я обратился в музей-заповедник. Окончил курсы экскурсоводов. Работа очень интересная. Раньше я думал, что только древний Новгород заслуживает внимания. Оказалось, что 18-19 века, о которых рассказывает статский советник, тоже очень интересны. Иногда я еще подменяю купца Готлиба на экскурсиях.

Вот у меня ещё одно воспоминание: 96 год в Антонове кандидат в президенты Геннадий Андреевич Зюганов выступает перед молодёжью. А ты его атакуешь вопросами. Вскоре Зюганов проиграет выборы, и в гроб коммунизма будет вбит ещё один гвоздь.

Мне, как и многим из творческой молодёжи тогда основательно промыли мозги. И мы не хотели возвращения прежних порядков. Хотя я себя считаю социалистом. Я вёл себя, как молодой наглец, перебивал Зюганова. Сейчас бы я, конечно, так поступать не стал.

В ближайшие дни вы будете играть на митинге «Яблока» – это по идейным соображениям?

Да. Я давно состою в партии. Правда, думал уже уходить, но в последнее время мне нравится, что там происходит. Конечно, мы посоветовались с ребятами и решили выступить.

А вообще, много есть возможностей выступать?

Да, в общем-то не очень… Фактически, один «Железный папа» нас выручает.

У вас готовится альбом? Это второй полноценный альбом в дискографии?

В 93 году у нас был записан черновой альбом на репетиционной базе. Недавно мы его даже выложили в интернет. Нам сделал ремастеринг Артём Долина. Потом мы пробовали записываться на новгородской студии «Миф», но она была ориентирована на советскую поп-музыку, и получалось очень приглажено. Пока звукорежиссёр Дмитрий Синицын не записал наш первый альбом Boy Inside Your Head. Затем мы записали EP и несколько синглов на новгородской Bumba records с Александром Васильевым, который тогда ещё даже на звукорежиссёра не учился, но уже был прекрасным профессионалом. А над новым альбомом мы работали почти десять лет. Он будет называться – Cybernetical Opportunities’ Shell («Кибернитическая раковина возможностей»). Записывали его на домашних студиях, а сводим у Сергея Лятавского. Там будет много электроники, а мы сейчас вернулись к более живому звуку и, надеюсь, ещё что-нибудь запишем.

Что ты сейчас слушаешь?

Sonic Youth, PIL Джонни Лайдона… вообще много чего – и рэп, и соул. Была бы хорошая музыка.

Фото 1 Карины Поляковой, остальные со страниц Дениса Репкина и группы Ze Next