Такого количества нареканий от водителей и пешеходов Великого Новгорода, как Колмовский мост, пожалуй, ни одна другая переправа или дорога областного центра не получала. Жители его постоянно ругали, чиновники регулярно обещали отремонтировать, но ни разу капитальных изменений он так и не видел. В каком состоянии сегодня находится эта жизненно-важная дорожная артерия областного центра, включая невидимые глазу обывателя внутренние детали, а также о том, какие изменения ждут Колмовский мост в ближайшие два года, сетевое издание «ВНовгороде.ру» узнало из первых рук, пообщавшись с руководителем комитета архитектуры города Евгением Жилиным и начальником управления капитального строительства (УКС) Александром Васильевым.

Денег не было, но работы вели

Несмотря на то, что уверенности в выделении бюджетных средств несколько лет назад ещё не было, специалисты администрации Великого Новгорода не сидели сложа руки и активно вели подготовительную работу. Так, в 2017 году по заказу УКСа московской фирмой «НПП СК МОСТ» была составлена проектно-сметная документация (ПСД) на капитальный ремонт Колмовского моста.

По словам Евгения Жилина, данная ПСД получила положительное заключение госэкспертизы. Тогда стоимость проектирования составила 24 миллиона 617 тысяч рублей, а ремонт (при переводе в нынешние цены) – эксперты оценили в 321 миллион 399 тысяч рублей.

Для тех, у кого возникают вопросы – почему так дорого (а в соцсетях таких было немало), поясним: Колмовский мост – это огромное сооружение с семью пролётами и протяжённостью 600 метров. При ширине четырёхполосной проезжей части 16,5 метров, на мосту ещё есть два тротуара – по 2,25 метра каждый. И всё это давно нуждается в основательном ремонте, а что-то даже в замене.

Александр Васильев, который сам неоднократно выходил на объект, отмечает: техническое состояние дорожного полотна на данный момент неудовлетворительное, как и пролётных строений. А вот состояние опорных частей и самих опор специалист считает хорошим.

Надо сказать, что при разработке проектно-сметной документации проектировщики использовали технический отчёт по результатам обследования моста, которое в 2016 году проводил петербургский «Центр Диагностики Строительных конструкций». Эта же фирма разработала и паспорт моста. Эксперты проводили полное обследование состояния моста, только после этого принималось решение, что и как будет ремонтироваться, – подчеркнул Евгений Жилин.

Поскольку сооружение, возведённое в 1978 году, ни разу нормального капремонта не видело, сегодня работ там предстоит много. А чтобы не вводить город в состояние транспортного коллапса, как это было несколько лет назад при ремонте моста Александра Невского, специалисты предусмотрели наиболее оптимальное решение. Ряд работ будет вестись по низовой стороне моста (проще говоря, то, что находится под мостом и внутри него) вне зависимости от перекрытия дорожного движения. А позже, по необходимости, будет перекрываться часть моста для работ по верховой части:

Ни о каком полном перекрытии путепровода не может быть и речи. Будет частично перекрываться проезжая часть, для проезда автомобилистов будут оставлены две полосы (по одной в каждую строну), – поясняет Александр Васильев.

Чтобы минимизировать неудобства для горожан также ряд работ будет вестись вне зависимости от сезонности и даже перекрытия движения: например, ремонт и окраска пролётного строения, опор и прочие работы.

Новый старый мост

Так что же будут делать строители на нашем мосту? Перейдём к деталям и постараемся максимально просто объяснить технически сложные термины в предстоящем перечне работ.

В частности, по мостовому полотну проектно-сметной документацией предусматривается полная замена с разборкой всех слоёв асфальтобетонного покрытия, снятием гидроизоляции и ремонтом выравнивающего слоя бетона (порядка 4 сантиметров); предусматривается демонтаж накладных тротуарных блоков вместе с перильным ограждением, а также парапетного ограждения.

Подрядчику, который определится на конкурсе уже в середине июля нынешнего года, предстоит провести и целый ряд строительных работ:

– Строители проведут разборку элементов мостового полотна, устройство выравнивающего слоя проезжей части (бетон и гидроизоляция), устройство тротуаров, установку перильных ограждений высотой не менее 110 сантиметров в соответствии с ГОСТом, парапеты (70 сантиметров) по аналогии с теми, что были установлены на мосту Невского; монтаж опор наружного освещения (8,5 метров) со светодиодными светильниками мощностью 150 Ватт каждый; усиление пролётного строения. Кроме того, предстоит ремонт деформационных швов, вызывавших массу нареканий, и только затем устройство асфальтобетонного покрытия с толщиной верхнего слоя 9 сантиметров.

Из-за того, что у прошлых хозяйственников долгое время «руки не доходили» до ремонта моста, его внутренности обветшали порядком:

– Важно, что при ремонте подрядчик восстановит защитный слой на железобетонных конструкциях, будут заменены металлические конструкции, которые за время многолетней эксплуатации пришли в негодность из-за коррозии. Что касается «невидимой» глазу обывателя части моста – там будут проведены очень важные работы: будут натянуты шесть металлических тросов. Они будут проложены через весь мост, придавая ему нужную форму и удерживая его.

О том, что проект предстоящего ремонта выполнен очень качественно, говорят не только новгородские специалисты, но положительные оценки дают и сторонние независимые эксперты.

– Мы консультировались со специалистами, которые всю жизнь занимаются строительными работами и мостами. Изучая наш проект, они оценили его как документ очень высокого уровня, – отметил Жилин.

По словам Евгения Алексеевича, Колмовский мост после ремонта приобретёт не только улучшенные технические характеристики, но он получит и абсолютно иной вид, включая фасадную часть. Например, если сейчас мы видим опоры освещения, которые буквально «торчат» по центру тротуаров, мешая пешеходам и велосипедистам, то в новом решении это будут выносные опоры с новой электрикой и фонарями. Перильные ограждения также сильно преобразятся – они будут изогнутой формы в виде ладьи.

– Одним словом, после ремонта мост будет не только соответствовать современным правилам безопасности, но и поменяется его внешний облик, – отмечает Евгений Жилин. – Он даже не будет уступать нашему третьему мосту, в который было вложено порядка 8 миллиардов рублей, и будет выглядеть как новый!

Минимум неудобств

По словам Александра Александровича, администрация заинтересована в том, чтобы на подряд вышла фирма, которая профессионально занимается строительными работами, при этом имея не только опыт укладки асфальта, но и собственно ремонта мостов. Ведь это объект особой ответственности.

А вот подстегнёт подрядчика выполнять работы хорошо и качественно с первого раза тот факт, что первые деньги строители увидят лишь в 2020 году. Как ранее в рамках брифинга сообщал мэр Великого Новгорода Сергей Бусурин, именно так составлены условия конкурса: начнут ремонт моста специалисты на свои или заёмные средства.

– Когда исполнитель представлял нам несколько вариантов проекта, нам необходимо было выбрать наиболее оптимальный, ориентиров на какие-то другие города у нас не было: мы просто смотрели на то, как мост будет выглядеть, насколько это сопоставимо с обликом города. При этом мы понимали, что от принимаемого решения зависит и цена. Был найден компромисс: сделано будет хорошо, но не на заоблачные деньги.

Очевидно, капитальный ремонт Колмовского моста станет самым большим и долгожданным подарком к юбилею города, который прошёл на днях под лозунгом #1160подарков_ВеликомуНовгороду.

– Сколько лет мы по нему ездили и сколько негатива от людей выслушивали фактически ежедневно. Кроме того, на постоянное латание дыр тратились немалые средства, а хватало этих временных мер максимум на 2-3 недели, и работы приходилось проводить по-новой. После ремонта вырастут технико-экономические показатели моста: траты на содержание объекта уменьшатся, – считает Александр Васильев.

Как признаются сотрудники мэрии, оба они автомобилисты, и для них самих, как горожан, предстоящий ремонт – самое радостное событие за последние годы.

– Да, мы столкнёмся с определёнными сложностями, потому что на какой-то период будет организованно движение всего в 2 полосы, и несомненно, мы увидим заторы, но моё пожелание одно – отнеситесь к ремонту моста с пониманием. Время пролетит быстро, и мы не заметим, как начнём ездить по отремонтированному мосту!

Хорошо нарисовать, сделать ещё лучше!

Разумеется, одного отличного проекта мало для успеха. Необходим и грамотный контроль за ходом работ.

Контролировать ремонт и осуществлять технический надзор на протяжении всего периода будет специализированная организация с опытом работы.

– Её мы выберем позже, через аукцион, а УКС, как муниципальный заказчик, постоянно будет присутствовать на объекте. Некачественного ремонта мы не допустим, – заверил Александр Васильев. – Мы постараемся сделать всё так, чтобы потом не пришлось краснеть за ремонт, который все так долго ждали.

Фото из архива редакции и пресс-центра мэрии