В сентябре в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого стартовала экспериментальная образовательная программа от Университета НТИ «20.35». И продлится она до середины декабря 2018 года. Как ранее сообщало издание, в проект попали порядка 100 студентов НовГУ, которые успешно прошли двухуровневый отбор: входное тестирование и командную игру. Так что же такое НТИ «20.35», зачем это нужно и что получит Новгород по итогам проекта, рассказывает руководитель образовательного процесса Университета НТИ «20.35» Иван Ниненко – человек, преподававший в США, работавший в Высшей Школе Экономики и ведущий передачи на «Дожде».

Иван, зачем это нашим студентам всё нужно?

- Прежде всего нужно сказать, что участие в проекте – это возможность студента перейти на индивидуальную образовательную траекторию, получить доступ к новому образовательному контенту. Так мы называем лекции, занятия и различные мастер-классы. Но это не какие-то обычные полугодовые курсы, а лаборатории-интенсивы. Все попавшие в программу смогли принять участие в лаборатории открытого университета Сколково по генерации идей, на основе существующих технологических трендов они сформируют свои проектные идеи. Получить доступ к такой лаборатории – это достаточно важно и интересно. Ведь это возможность учиться у практиков на онлайн-курсах и офлайн-занятиях. При этом это не просто учёба ради учёбы. Мы предложили студентам попробовать свои силы в реальных проектах. Родившиеся в ходе лаборатории идеи за оставшиеся месяцы ребята будут воплощать в жизнь. Понятно, что не все из них за столь короткий период можно довести до конца, но мы надеемся и верим, что при желании часть их идей уже будет такого уровня, что в декабре они смогут получить финансирование на развитие своих проектов.

Вы говорите о рынке Национальной технологической инициативы?

- Да. И об отраслях цифровой экономики, в частности это Аэронет, Нейронет и Технет, которые здесь будут представлены. Это рынки с огромными возможностями, где технологический прорыв столь велик, что уже даже не все созданные технологии успевают находить своё воплощение в реальных продуктах. Здесь нужны свежие идеи, которые как раз будут у студентов. Это проект про то, что можно сделать на основе существующих технологий. При этом в работе со студентами участвуют представители различных компаний.

А вы набирали студентов только технических специальностей, или профиль не был столь важен?

- Чтобы команда работала, помимо человека, знающего техническую составляющую, необходим тот, кто знает и человеческую. Поэтому создавались междисциплинарные команды, в которые вошли и студенты гуманитарных направлений, поскольку здесь от них не требуется знаний программирования или высшей математики.

 

Так всё-таки, зачем это нужно студентам?

- Это нужно тем, кто хочет попробовать свои силы в ходе учёбы в какой-то практической деятельности; студентам, которые понимают, что им для этого недостаточно знаний и навыков, но они готовы этому учиться. Создавая свой проект, они получат доступ к знаниям и навыкам, курсам, которые помогут им продвигаться. Здесь меняется степень ответственности. В программе, в которой вам говорят, чему нужно научиться, это одна ситуация, и задача только в том, чтобы выучить дающийся материал. Здесь же мы делаем проект, лицензируем его, привлекая экспертов. И уже с тьютором – наставником – студент определяет, какие знания необходимы. Выпускной работой становится коллективный проект, который станет движением к новому стартапу или продукту на рынке, технологическому решению. Да, к декабрю не все сделают реальный продукт, но прототип или понятную стратегию развития они точно должны представить. Для этого они сейчас исследуют рынок и материалы, которые они могут использовать.

Это определённые заготовки ваши или совершенно свободное творчество и поиск тем?

- У НовГУ есть индустриальные партнёры на перечисленных мною выше рынках. К примеру, для аэронета есть «Лоретт» (Инновационные технологии спутниковой съёмки – прим.ред.). У этих партнёров есть конкретные предложения, студенты могут рассматривать их или формировать свои идеи.

С каждым из этих технологических партнёров университет будет работать всё больше и больше, это стратегия университета, и во многом поэтому мы и сотрудничаем. Наша программа в целом укладывается в те изменения, которые происходят в регионе и новгородском университете. Пилотный проект НТИ сюда приходит, и подготовка кадров для него становится особенно актуальна и востребована.

Также мы проверяем гипотезу, которая заключается в том, что если мы создаём ситуацию, в которой у студента есть свобода действий и поддержка в этой работе и у него есть возможность получить эти навыки, но уже не в абстракции для диплома, а в конкретном применении, то он будет быстрее учиться.

Новгородская область - это первый регион, где мы начинаем работать со студентами. До этого мы сотрудничали с предпринимателями, предоставляли образовательные треки для них и продвигали их проекты. К слову, сейчас переговоры идут со многими вузами страны, но именно в НовГУ оказалась более заинтересованная команда. А в январе мы приступим к работе с другими вузами, которые будут уже учиться у Новгорода. Согласитесь, это достаточно уникальная возможность для новгородцев, которые потом смогут поддерживать команды других вузов.

А какой выхлоп на практике получит Новгород?

- Во-первых, мы ожидаем, что несколько проектов получат финансирование. Например, по программе УМНИК, которая поддерживает технологические разработки в университетах. Возможно привлечение финансов и из других фондов, или инвесторов, которые будут приглашены. Не исключается и правительственная поддержка. Так, министерство инноваций заинтересованно в том, чтобы привлекать студенческие проекты для реализации в Новгородской области. Тот же "Лоретт" будет здесь устанавливать свою спутниковую тарелку, которая будет давать очень подробные снимки области. А вот как обрабатывать эти данные и оптимальным образом использовать их в государственном управлении, в бизнесе - поле для реализации идей и возможностей студентов.

Вы говорите про оценку наших лесных ресурсов, контроля лесозаготовок? В регионе шла речь об этом...

- Да. И не только. Есть у нас и другой партнёр из рынка нейронет, разрабатывающий протезы. Здесь уже студенты могут найти себе применение - в компаниях, работающих в Великом Новгороде.

Весь наш проект заточен на то, чтобы у студентов была возможность стать специалистом в таких областях, которые только-только появляются. Понятно, что специалистом в широком понимании за 4 месяца стать невозможно. Но в январе эта программа продолжится и будут отобраны успешные проекты для дальнейшего продвижения. Это шаг к новым профессиям, карьерам и возможностям. По итогам обучения каждый студент сформирует цифровой профиль компетенций, подтверждённый конкретными примерами из их образовательной проектной деятельности. Это то, что заменит в университет НТИ диплом. Здесь вместо корочки выдаётся цифровой профиль, отражающий конкретные умения, подтверждённые примерами (видеозаписями или примерами программного кода, который написал студент, файл презентации с оценками других участников и экспертов и многое другое).

Пока звучит немного фантастически. По крайней мере для Новгорода. А вы сами какими компетенциями можете похвастать? Насколько я знаю, вы преподавали в Майями?

- Да, два года я преподавал в Университет Майами (частный светский университет в США, основной кампус которого расположен в городке Корал Гейблз штата Флорида - прим.ред.), затем жил в Москве, а после - в Санкт-Петербурге.

Для нас принципиально важно начинать подобного рода проекты с традиционными вузами, в которых сейчас только начинается движение в сторону современных технологических специальностей. А Великий Новгород в целом активно участвует в Национальной Технологической Инициативе. Но вашим городом мы не ограничиваемся. В частности, идут переговоры с Ульяновском, Тюменью и другими.

Современное образование, во многом благодаря возможностям онлайн-курсов и концентрации мастер-классов позволяет получить практические навыки в максимально сжатые сроки.

И опять же, программа позволит студентам новгородского университета получить доступ к преподавателям мирового уровня через онлайн. И знания эти будут не хуже, чем полученные в офлайне. Можно стать реально конкурентоспособными на современном рынке. Кроме того, у новгородских студентов будет возможность лучше подготовиться к олимпиаде НТИ, которая со следующего года будет проходить, в том числе и для бакалавров при поступления в магистратуры.

В целом это не только про пассивное получение знаний, а про изменение отношения к учёбе: такая проактивная позиция, когда студент начинает сам искать знания для того, чтобы воплотить их в реальном проекте, который найдёт своё воплощение в городе, регионе.

Задача НТИ – это российские продукты мирового уровня. Задача студентов – подумать, как эти продукты сделать на локальном уровне. Эта программа может стать тем инструментом, который необходим для трансформации университета, города и региона. Пока же мы находимся в ситуации, когда вузы всё ещё опираются на индустриальную модель обучения. А изменения в экономике и обществе, к сожалению, больше не гарантируют человеку, что его диплом является гарантией его трудоустройства по специальности, а также того, что переучиваться не придётся. Мы уверены: людям придётся переучивать, причём регулярно. А сеть университетов, готовых трансформироваться, опираясь на цифровые данные, поможет им в этом. Ведь внутри сети будет происходить обмен не только методологиями, но и самими студентами и даже преподавателями.

Так не получится ли дополнительного «пылесоса», вытягивающего из региона лучшие умы?

- А это сейчас и так происходит. Люди переезжают в больше города, где больше ресурсов. А здесь же идёт обмен информацией, открытыми лабораториями, есть возможность съездить и воспользоваться тем или иным оборудованием и вернуться домой.

Иван, предлагаю вернуться к вашей биографии. Что интересного о вас должны знать новгородские студенты?

- Большую часть своей университетской карьеры я работал в Высшей школе экономики в Москве на факультете политологии. Закончил магистратуру и поступил в аспирантуру по психофизиологии и буду работать в тематике, связанной с нейронетом. Я интересуюсь тем, как устроено общество и человек. Если раньше я на различные вопросы искал ответы через политологию, то сейчас я понимаю - часть ответов лежит в области когнитивистики и нейротехнологии.

Темы моего дальнейшего обучения связаны напрямую с тем, чем мы занимаемся с новгородскими студентами – с нейронетом и интерфейсами мозг-компьютер. Проект, которым я занимаюсь параллельно работе в университете называется science art – осмысление передовых научных технологий через искусство и поиск возможностей их применения в искусстве. Этот проект называется «Нейросинк», в нём специальный аппарат считывает устройство головного мозга для творческого взаимодействия людей. Когда, к примеру, музыкант и поэт творят совместно, опираясь на изображение, сделанное с помощью нейросинка.

Что-то вы космическое рассказываете, совсем непонятное.

- Это с одной стороны космос, а с другой – уже существующий в нашем распоряжении инструмент.

А что вас связывает с Трансперенси Интернешнл (ТИ)?

- ТИ – крупная антикоррупционная организация, в которой я отработал достаточно большую часть своей жизни до отъезда в 2014 году в США. Сейчас формируется Правление ТИ, куда я собираюсь войти. Но сейчас это для меня не является основным фокусом работы. Я ушел из антикоррупционной лаборотории ВШЭ, где продолжал работать по возвращению из Америки. Я ведь долгое время занимался правозащитной антикоррупционной деятельностью. И для меня это часть идеи про то, что нужно менять мир вокруг, пытаться его улучшить там, где это возможно.

Коль уж мы перешли к философии, Иван, прочла пару ваших статей на Колте, поясните про идентичность «X = Y» в трактовке всеобщей декларации прав человека, которая начинается со слов: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

- Мне стало понятно, что возможность менять мир и те задачи, которые стоят сегодня перед человечеством, как бы громко это не прозвучало сейчас, связаны в том числе и с новыми технологиями... и с ответом на вопрос: «Зачем мне работать, зачем мне жить». А также пониманием того, что каждый из нас имеет определённую гипотезу, с которой он приходит в этот мир и которую ему надо раскрыть. Я говорю не столько про создание продукта, востребованного рынком, сколько про необходимость открыть талант, который заложен в каждом и научиться искать для него проявления. Причём в каждое десятилетие оно может быть разным.

Согласитесь, раньше было понятнее, стабильнее: человек находил свою профессию и мог проработать за одним станком до пенсии. Теперь с каждым годом таких профессий будет всё меньше. И это ставит вопрос о том, кто такой учитель. Если раньше учитель мог сказать делать то и то, и всё будет хорошо, то сейчас честный педагог должен признать, что он не знает, каким будет мир, но он может помочь научиться с этим миром взаимодействовать. Для этого необходимо понимание новых технологий.

Отсюда и боязнь новых технологий и мысли, что это не про нас, а про большие города за океаном... Нет, ребят, это происходит здесь и сейчас... повсеместно. У всех сейчас суперновая технология в кармане - смартфон, о которой лет 15 назад и мечтать было нельзя. Нужно понять, что изменения будут продолжаться, а вы сами можете быть авторами этих изменений. Ведь люди, которые пишут программы под новые технологии ничем от вас не отличаются, и вы тоже можете этому научиться!

А мы ещё не опоздали? По-моему результаты китайского разума наводнили даже самые дальние уголки мира.

- Изменения ещё продолжаются, мы не опоздали. Как раз задача государственной программы НТИ создать инфраструктуру, чтобы в только формирующихся рынках и темах могли возникнуть компании из России. В том же нейронете возможностей и открытий, которые изменят нашу реальность, предостаточно. В этом нас ещё никто не опередил.

И первопроходцами могут стать новгородцы?

- Именно. Но нужно понимать, что уже не будет привязки к определённому региону. Скорее будут создаваться какие-то более сложные кооперации и колоборации. И шаг навстречу этому уже сделан студентами НовГУ!

Для справки: сейчас обучение по программе Университета НТИ «20.35» проходят 98 новгородцев.

Фото: unti_novsu и архива издания