Сколько заработал за год Андрей Павлов, почему он против излишней свободы для предпринимателей, куда выселить чиновников из дома на Софийской и как реально сделать Новгород туристической Меккой, «ВНовгороде.ру» узнало из первых уст.

В Москве прошла пресс-конференция руководителя ZENDEN Group и его компаньонов. На деловой завтрак в числе журналистов РБК, Коммерсанта, Forbes и Bloomberg, был приглашён главный редактор сетевого издания «ВНовгороде.ру». Разумеется, кроме бизнес-идей, законодательных инициатив и финансовых итогов года компании наш земляк Андрей Павлов (бизнесмен, входящий в 1000 лучших топ-менеджеров страны вырос в Поддорье) озвучил и свои планы, которые порадуют новгородцев. Но обо всём по порядку.

О заработанной недостижимой морковке

Разговор предпринимателя и журналистов начался с важных для компании цифр.

– Все говорили, что год будет очень тяжёлый. Мы за 2017 тоже переживали, думали, как его переживём. Посчитали – обрадовались. В цифрах мы на 30% увеличили выручку год-к-году. С выручкой в 23 миллиарда рублей, по нашим данным, на рынке обуви мы заняли второе место, продав при этом 12 млн пар. И это при том, что обувью сегодня торгуют практически все, включая в продуктовые сети. Честно говоря, пару лет назад цифра 10 миллионов пар была для нас такой недостижимой морковкой. Но в прошлом году мы эту планку преодолели. А теперь мы ставим новую и думаем, способны ли мы продать 20 миллионов пар?

Для меня самые важные цифры – это выручка, количество обувных пар и выплаты в бюджеты всех уровней. Последние в 2017 году составили 4 миллиарда 370 миллионов рублей.

При этом, как уверяет Андрей Павлов, его в этом году очень плотно изучали компетентные органы. Та же ФНС проверяла все пять фирм, входящие в его группу компаний.

Они до сих пор ищут, где у меня недвижимость за рубежом, где у меня там счета. Я скажу просто: у меня никогда в жизни не было оффшоров, даже мысли не было, и никогда не было счетов за рубежом.

После предприниматель порекомендовал собравшимся, желающим разобраться в теме и обувном рынке, почитать последнее исследование РБК о доле контрафакта в обувной сфере.

– Отчёт показывает реальное состояние дел на обувном рынке. Журналисты изучили рынок трёх конкретных городов. И от тех цифр, которые они показали, у меня глаза на лоб полезли: я никогда не думал, например, что в городе Иваново 284 обувных магазинов на 400 тысяч жителей.

Я называю это гиперконкуренцией. У нас сейчас в производстве 1 человек, а продаёт 100 человек. Вот наглядная картинка происходящего не только на рынке обуви, а вообще в ритейле: китайцы производят, вьетнамцы производят, индусы производят, весь мир азиатский и немного итальянцы, а мы это дело продаём.

Ещё я бы обратил внимание на интересную статистику по завозу обуви от ФТС и Росстата. В 2016 году в Россию было завезено 206 млн пар, а в 2017 – 286 млн. За один год легальный ввоз в страну увеличился почти на 40%. По производству обуви в России рост 11,5%, с 93 до 111 миллионов. Тогда я стал смотреть по регионам, где произвели такое количество обуви. И вот больше всего меня удивил Дагестан: там официально произведено 50 тысяч пар, а только мы произвели в Дагестане за это же время произвели 172 тысячи пар, то есть, на мой взгляд, уровень официальной статистики не превышает 2-3% от реального производства. Такая же ситуация в Ростовской области.

Меня сейчас эти вещи интересуют. Если цифры взять, то в 2016 году в стране официально завезено и произведено почти 300 миллионов пар обуви (206 и 93), а в 2017 году уже 400 миллионов. Представляете, какой скачок легализации! 

Зачем нужны маркировка обуви и онлайн-кассы?

По словам бизнесмена, ему очень хочется дождаться полноценного «обеления». Тут  – благодарность государственной повестке, работе ФНС: идёт борьба с «однодневками».

Это действительно хороший государственный пинок.

Говоря о госповестке, Павлов отметил, что пока сам точно не знает, как именно отразятся законодательные новшества на его бизнесе.

Но я поддерживаю всеми силами онлайн-кассы, они дают понятную и внятную статистику, государство видит реальные обороты и понимает, с кого налоги собирает. Также поддерживаю маркировку обуви.

Вообще, я больше на стороне государства и ФНС, чем бизнеса и основной массы бизнес-сообществ, которые кричат «Не трогайте бизнес! Дайте свободы». Этой свободой захлебнуться можно.

Как в телевизоре со свободой сериалов и Дома-2. Только в бизнесе эта свобода вредна. Взять хотя бы ВВП страны: в то время, когда мы растём на 1,5%, Америка на 5%, а Китай 7%. Причём с каждым годом мы падаем, а конкуренты идут вперёд: мы делаем шаг вперёд и два назад.

Чтобы ВВП реально рос, необходимо делать две вещи, о которых я твержу: необходимо менять налоговый кодекс, убирать излишнюю свободу, а дальше принимать хорошие законы.

Предприниматель рекомендует брать пример с Италии или Австрии. В частности, по времени работы магазинов.

Почему в Германии магазины работают на 30% меньше, а у нас и магазинов больше и работают они дольше? Такие же вопросы вызывает и отсрочка по установке онлайн-касс некоторым категориям предпринимателей.

Моё предложение очень простое: выберите три пилотных области и сделайте онлайн-кассы обязательными для всех, безо всяких отсрочек. Если реально поставить задачу то выполнить её не так сложно. Тогда бы увидели реальную выручку, которая по факту в 3-4 раза больше, чем та, что предприниматели показывают.

К счастью, государство слышит, и потому надеюсь, что 2019 год покажет уже совсем другие цифры. 

Перед тем как перейти к другой ключевой теме, Павлов не без удовольствия похвастал полученным от Роскачества Знаком качества своей продукции. О себе же добавил, что недавно был избран в состав Генерального совета «Деловой России», именно для того, чтобы продвигать повестку, о которой сказал выше.

Другой важной темой разговора стали арендные ставки в торговых центрах.

– Я поднимаю эту тему и в ФНС, и в ФАС. И не потому, что не люблю западные бренды, я снимаю перед ними шляпу, они молодцы. Но не понимаю, почему когда на рынок России приходит западная компания, то собственник торгового комплекса, который вложил миллионы в его строительство, должен заплатить такому арендатору за «вход» и предоставить ему лучшее место. В то время как для нас (российского бизнеса – прим.ред.) – условия жёсткие, просто «обдиралово», а для малого и микробизнеса – это вообще кабала. Вот вам конкретный пример расхождения того, о чём говорят на многочисленных форумах о защите малого и микробизнеса, и реальности. По сути, данные малому бизнесу льготы попросту перетекают в арендную плату.

При этом всяческие льготы для бизнеса даются за счёт казны, бюджетов. Но если Москва – город богатый, то если посмотреть мою родную Новгородскую область, её бюджет, то прямо-таки слеза потечёт.

В регионе год назад сменился губернатор. Сейчас мне интересно, как мой родной регион будет развиваться.

Свой вклад, по признанию Павлова, он уже сделал: перевёл одну из пяти компаний – ООО «Сакура». В Великом Новгороде уже открыли удалённый офис, где работает больше 100 сотрудников; стоит задача в течение года удвоить количество сотрудников. При этом совокупный налог этой фирмы составляет около миллиарда рублей в бюджеты всех уровней, включая федеральный и региональный.

Наука побеждать 

Среди важного для Новгородчины запуск проекта по реконструкции храма в Кончанско-Суворовском. Сейчас храм находится в плачевном состоянии. Надеюсь, что за год с небольшим этот проект мы поднимем. На реконструкцию потребуется около 60 миллионов рублей. Это по первоначальной смете. Но я думаю, она уменьшится, либо объём работ будет увеличен. Сам проект реставрации готовит новгородская компания. Работы, скорее всего, тоже будут выполнять местные специалисты.

Суворово-Кончанское должно стать мощной туристической зоной. Там просто огромная положительная энергетика. Для меня лично это место тоже очень значимое. В Сопинах располагался детский дом, там познакомились мои родители.

Другой проект – социальный – детский лагерь. Который закрылся на окраине области. Уже приобрели здание под офис, ищем площадку среди бывших пионерских лагерей.

Я считаю, что Новгород должен стать одним из ведущих туристических центров России. И это реально! У города для этого есть всё: потрясающая история.

Если привести в порядок памятники истории, то в Новгород должны начать приезжать миллионы туристов, а не жидкие тысячи.

Причём не просто посмотрели и уехали, люди должны оставаться. Для этого должен развиваться гостиничный комплекс, развлекательная составляющая.

Подтверждение тому – Москва, которая стала одним из самых ярких примеров развитых туристических городов. И что немаловажно, она стала центром притяжения богатых туристов. Вот и Великий Новгород должен создать предложения для туриста «+20 тысяч», т.е. для человека, который легко потратит в городе 20 тысяч рублей в день и более. Это рестораны, досуг. Мне, как туристу, сейчас в Новгороде делать нечего. Там на ночь оставаться нет смысла: нет ни одной пятизвёздочной гостиницы, ни одной полноценной, на мой взгляд, 4-звёздочной. Лично у меня очень много планов на эту тему, и я понимаю, что нужно для этого делать в городе: многое посмотрел в Казани, Сочи, по миру покатался. Неплохим примером мог бы быть Санкт-Петербург, Суздаль. Ведь опыт можно перенимать не только у больших городов. К тому же при наличии трассы М11, которую в течение года хотят запустить, для жителей Санкт-Петербурга съездить в Новгород будет всё равно, что побывать на даче (по временным затратам). Но только встаёт вопрос: куда ехать и что делать.

А идею усадьбы за рубль изучали?

– Изучал и поддерживаю её. Я бы вообще радикальную идею озвучил: выселение всех административных органов из центра Великого Новгорода. Нужно строить новые здания и переносить их туда. А на площади победы Софийская я вижу шикарную пятизвёздочную гостиницу. Где были бы не только хорошие номера, но и магазины высокого уровня, а также соответствующий комплекс услуг.

Креативно...

Это мировой опыт. Центр города, особенно в таком как Великий Новгород, должен принадлежать туристам. Там люди абсолютно спокойно должны кататься на велосипедах, роликах. Одним словом, поле тут непаханное.

Значит, с возвращением в регион, на этот раз окончательным и бесповоротным?

Нужно понимать, что перевод компании из региона в регион – это серьёзное решение. Оно как минимум несёт расходы.

Но в прошлом году активность в Поддорье тоже была воспринята как возвращение, но осенью ваши планы резко изменились...

Иногда нужно и Москву жечь, чтобы с чистого листа начать. Жизнь такая: учит, бьёт, калечит.

Однако, чтобы начать делать что-то конкретное в Великом Новгороде, нужно дождаться полноценной концепции развития города. Пока мы просто делаем аудит: состояние города, площадок уже понятно. Ясно и что нужно менять, чтобы привести их в порядок.

Я снова озвучу, возможно, радикальные вещи. Но есть ответ на вопрос, почему эти площадки не приведены в порядок. Не только у собственников нет сил и возможности, привести их в порядок. Но также никто и ничто на них не давит.

Сегодня у всех свобода, по мнению Павлова. И именно она приводит к массовым нарушениям: люди работают неоформленные, контрабандой торгуют. А нужно, чтобы интересы бизнеса, власти и граждан совпадали.

И снова собеседник приводит в пример Москву с её широкими и чистыми тротуарами, приведёнными в порядок зданиями и отсутствием палаток.

– Сюда приятно приехать. Но если давать малому бизнесу открывать палатки на каждом углу, он никогда не приведёт в порядок рядом стоящее здание. Ведь это самые выгодные места – пешеходные переходы и тротуары (и приводит в пример некоторых новгородских предпринимателей, которые ставят свои павильоны именно так). Но ведь наша задача привести в порядок здания?!

Мы видим в Новгороде (при этом Павлов указывает широким жестом на вид из окна ресторана «Пушкин», что на Тверском – прим.ред.) нечто подобное через 3-5 лет! И это возможно сделать. Надо просто поменять вектор развития!

Ну что ж, Ваши слова, Андрей Васильевич, да губернатору и будущему новгородскому сити-менеджеру в уши!

Фото автора, из архива компании, pixabay