Редкая реформа в системе ЖКХ проходит в нашей необъятной стране без потрясений. Капремонт, содержание общего имущества, непонятные заигрывания с самоуправлением… Профильные министерства между тем, кажется, без устали «балуют» нас новыми законодательными инициативами. Вот только эксперты, как и прежде, все еще щедры на скепсис и критику, указывая, что Жилищный кодекс до сих пор неработоспособен и постоянно конфликтует с кодексом Гражданским. Да и в целом в законодательстве еще столько пробелов и лакун, что в них, как в черную дыру, засасывает все благие намерения по повышению качества управления жилым фондом.

И вот снова на повестке дня очередная законодательная инициатива от Минстроя. В министерстве решили исключить из цепочки оплаты за коммунальные ресурсы управляющие организации. Иными словами, потребители станут платить ресурсоснабжающим организациям напрямую, без посредников. Авторы соответствующего законопроекта полагают, что таким образом рынок избавится от недобросовестных игроков, огромных задолженностей и путаницы с квитанциями. Но так ли все радужно?

С чего все началось

О необходимости перейти на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями (РСО) в России говорится уже давно. Даже законопроекты соответствующие уже появлялись, правда, потом куда-то пропадали в пучине доработок и согласований. Но на этот раз в Минстрое подчеркивают, что настроены очень серьезно. Более того, в министерстве надеются, что закон появится очень быстро - до конца текущего года.
 

Полтора года шла жаркая дискуссия, отстаивались разные точки зрения, обсуждались детали. Сложно пока прогнозировать сроки его принятия: впереди новое обсуждение - в Госдуме. И не исключено, что появятся ещё поправки. Но мы, конечно, рассчитываем, что в осеннюю сессию процесс будет запущен», - говорит министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень.

В министерстве обеспокоены, что долги по коммунальным услугам все растут и растут. Немалая часть из них получает статус невозвратных. К тому же аналитики Минстроя сообщают, что недобросовестные управляющие компании, накопившие долги за поставку ресурсов, всячески пытаются увильнуть от перечисления платежей: создают клоны, меняют вывески, рассылают жильцам двойные квитанции.

Чиновники указывают, что платежи за энергоресурсы задерживают как физические, так и юридические лица. Причины просты: либо финансовые затруднения, либо принципиальное несогласие с повышением тарифов. Однако большая часть платежей задерживается не в виду низкой платежной дисциплины, а по вине управляющих организаций, уверены в Минстрое.

По легенде, последней каплей в море стала история с управляющей компанией, которая собранные за коммунальные услуги платежи пустила на… благотворительность. Замечательная идея, вот только дом за неоплату поставленных ресурсов от этих самых ресурсов отключили. Тогда премьер-министр Дмитрий Медведев высказался по ситуации очень эмоциально: «Нужно разбираться с проблемой задолженности за услуги, которые были оказаны в предыдущем сезоне. В частности, нужно обратить внимание на ситуацию, она абсолютно вопиющая, когда люди платят за услуги ЖКХ, причем платят вовремя, а дом из-за недобросовестности управляющей компании отключается от теплоснабжения. Это абсолютно недопустимо и на это необходимо реагировать как по линии исполнительной власти, так и по линии прокурорского и иного воздействия».

Масла в огонь подлил президент России Владимир Путин, который в ходе летней прямой линии провел аналогию между практикой управляющих компаний в сфере ЖКХ и… действиями оппозиции. «Они спекулируют на проблемах. Не спекулировать надо, а предлагать решения. Мы так и будем делать», - подчеркнул тогда глава государства.

Минстрой просто не мог не среагировать на такие эскапады. Так и появился законопроект, в котором вводится типовая форма единого платежного документа, по которой россияне смогут напрямую договариваться с поставщиками ресурсов, а управляющим компаниям будут поступать средства только за управление жилым домом.

 

Виноваты «управляйки»?

Еще с начала 2000 годов в России сбор коммунальных платежей отдали на откуп управляющим компаниям. То есть вместе с оплатой собственных услуг, содержания дома и ремонта жилья, УК собирали с населения и средства за водоснабжение, тепло, газ, электроэнергию и так далее. Недавно, кстати, к ним добавились взносы на проведение капитального ремонта, и едва ли «управляйки» этому рады.

Что же происходит, когда кто-то из недобросовестных плательщиков не оплачивает коммунальные ресурсы в кассу УК? Компании приходится компенсировать возникшую задолженность из собственных средств, как правило, собранных на обслуживание и ремонт дома. Так как управляющая организация или ТСЖ вынуждены брать недостающие суммы из денег, заплаченных за содержание жилья, качество жилищных услуг ожидаемо и неуклонно ползет вниз.

Либо, как вариант,  «управляйки» вынуждены задерживать выплаты РСО, пока дело не доходит до судебных исков и последующего банкротства. И такие примеры, к сожалению, встречались и в Пскове. Ирония в том, что такая ситуация вполне устраивала злостных неплательщиков, потому что их долги так удачно для них превращались в невозвратные.

«Действительно, управляющие организации зачастую банкротились из-за того, что не могли расплатиться с ресурсниками. Если помните, у нас это были, к примеру «Двойка» и «Семерка». Почему происходит такая ситуация? Грубый пример: РСО выставляет управляющей компании плату за 100 кВт электричества, а УК собирает только половину от этого объема. Это означает, что вторую половину она должна покрыть за счет собственных средств. Все это в итоге растет, как снежный ком, и компания банкротится», - рассказал председатель общественного Совета при региональном госкомитете по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алексей Кириллов.

При этом он отмечает, что в Пскове примеров, когда УК целенаправленно собирала деньги и сбегала, не было. «У нас уходили от долгов, создавая компании-дублеры со схожими названиями, но не для того, чтобы сбежать, а наоборот, чтобы продолжить деятельность. При этом убытки нес ресурсник», - добавил общественник.

Нельзя сказать, что все посредники недобросовестны, но, по нашим оценкам, около 30% УК используют соблазн недоплатить ресурсоснабжающим организациям, собрав при этом деньги с населения. К сожалению, бизнес-модель использования чужих средств до сих пор практикуетс, - говорит заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.

Поэтому руководители управляющих организаций даже немного обижаются на заявления Минстроя о том, что на этом рынке треть игроков – мошенники. Например, в соседнем с нами Пскове заявляют:

Когда мы слышим, что какие-то «плохие» УК не платят ресурсникам - это как раз непонимание ситуации. Ведь не платят потребители, а не организации! Если в министерстве считают, что у нас до трети управляющих компаний - это жулики, то значит, это они сами допустили такую ситуацию в стране. Значит, такое у нас лицензирование. Это вы создали такие правила игры, и если вы не можете контролировать то, что вы создали, значит, нужно другим делом заниматься.

Он уверен, что те добросовестные компании, которые пришли на этот рынок работать, а не просто аккумулировать какие-то средства (а других, по его мнению, в Пскове и нет), заинтересованы в нововведениях с прямыми расчётами.

В чём смысл?

В чем же интерес «управляек» в прямых расчетах собственников жилья с РСО? Ведь они лишаются существенного потока денег? В том, что УК перестанут терять средства на оплате чужих долгов и сэкономят на налогах! 

Сейчас управляющим организациям приходится расплачиваться за неплательщиков. Пока происходит процесс взыскания средств с должников, а огромное количество денег взыскать просто невозможно, долги оплачиваются за счет тех средств, которые должны были направлены на техобслуживание. Получается, что РСО становятся нахлебниками УК, потому что «управляйки» расплачиваются с ними за неплательщиков. Такого, конечно, быть не должно. УК не снабжает потребителей водой или электричеством, у нас нет этих ресурсов, мы их не производим, не покупаем и не продаем. Управляющие компании не владеют сетями, фактическими потребителями ресурсов является не мы, а собственники жилья.

По сути, лишнее звено в расчётах с «ресурсниками» приводит к лишнему обороту денег, а значит и дополнительному налогообложению «управляек». Многие из них работают на упрощенной системе налогообложения - 1% надо отдать в качестве налога, только потому, что деньги пришли на счета. При этом УК оказывают услуги по тем же ценам, которые установлены РСО. Они никак не могут повлиять на установленный тариф, а значит, и заложить в  него какие-то издержки.  

Ресурснабжающие организации тоже в плюсе?

Если прямые расчёты с РСО на руку управляющим компаниям, то как среагируют на нововведения в самих ресурсоснабжающих организациях? Важный вопрос - кто будет в конечном счёте нести расходы.

«РСО тоже будут рады прямым расчетам, потому что будут получать деньги напрямую, минуя УК, - уверен Андрей Тарасов. - У нас достаточно высокий уровень платежной дисциплины в городе, свыше 90%. «Ресурсникам» проще будет контролировать финансовые потоки и отслеживать должников. Они могут закладывать в свои тарифы те расходы, которые УК не могут закладывать. У них уже есть штат сотрудников, который занимается снятием показанием счетчиков. Причем работа абонентских отделов уже изначально заложена в тариф. Вот только занимаются этим сейчас почему-то управляющие компании».

Когда ресурсоснабжающие организации начнут своевременно получать весь объём платежей, они смогут и больше средств направлять на модернизацию сетей, что скажется на росте качества предоставляемых ими услуг, - считает заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.

Ряд экспертов сегодня указывает, что монополисты при прямых расчётах  с потребителями останутся без надзора и контроля с точки зрения качества поставки услуг и приборов учета. Да и потребитель будет совершенно отрешён от процесса поставки и количества поставленного ресурса.

 

Тяжелое бремя долгов

Кстати, с долгами потребителей вырисовывается занятная картина, которая по живописности может переплюнуть ситуацию с доставкой квитанций по взносам на капремонт, осуществлять которую на добровольных началах управляющие компании нередко отказываются. В любом случае, работает доставка таких платежек с заметными сбоями.

Когда на этом фоне глава Минстроя Михаил Мень заявляет, что с долгами  как раз будут все равно разбираться УК, последним есть из-за чего беспокоиться. Ведь по сути их превращают… в коллекторов.

С такой позицией Минстроя категорически не согласны  «управленцы»:

И в Жилищном кодексе, и в Гражданском должен быть принцип, что деньги получает тот, кто оказывает услугу, а он уже может делегировать свое право кому угодно на основании каких-то документов. Соответственно, и за неоплату услуги должны отвечать те организации, которые их оказывают. Это все равно что на Водоканал свалить долги Теплосетей, а на Энергосбыт долги по газу. Нелогично? Так в чём логика взваливать долги потребителей на управляющие компании?

При этом, УК ничего не может добавить сверху к платёжкам, а оплачивать работу по администрированию долгов, получается, снова придётся за счет техобслуживания. При этом нигде на уровне законов не говорится, что «управляйки» должна за счет техобслуживания и управления домом оплачивать убытки, которые они несут на коммунальных услугах. Есть мнение, что такой неправильный принцип работы приведёт к краху.

Впрочем, даже если РСО возьмут борьбу с долгами на себя, они могут стать очагом роста социальной напряженности. Не исключено, что поставщики ресурсов начнут нанимать коллекторов, которые будут работать с гражданами теми же методами, которые они сегодня используют при «выбивании» неоплаченных кредитов. 

 

Единая Квитанция

Судя по официальной риторике того же Минстроя, цель законопроекта о прямых расчёетах – это не только борьба с долгами, но и подводка под создание единой квитанции по коммунальным услугам.  Однако многие эксперты считают, что этот без сомнения удобный для потребителей вариант всё-таки имеет свои подводные камни, о которых законодателям стоит задуматься.

Если обслуживать единый платёжный документ будет расчетный центр, и если цель реформы с прямыми расчетами с РСО - уйти от посредников, то такой вариант получается, мягко говоря, нелогичным. Посредник может просрочить выплаты. В том числе по объективным причинам. У РСО возникает кассовый разрыв. Даже если он возник на один-два дня – это уже десятки и даже сотни тысяч рублей.

Есть и еще один сомнительный аспект. Не секрет, что потребитель не всегда может или хочет оплачивать все приходящие к нему в ящик квитанции. Не будем показывать пальцем на группы риска. В случае, если собственник не захочет оплачивать одну из строчек в едином платежном документе, он её, скорее всего, вычеркнет. Но как дальше поступит расчётный центр? Не заплатит именно этому поставщику за этого потребителя или в любом случае распределит его платёж пропорционально между получателями, и в результате недополучат все РСО?

 

Нужно обкатать

Некоторые эксперты полагают, что закон о прямых расчётах вряд ли как-то заметно скажется на потребителях – собственниках жилья, о них явно подумали в последнюю очередь, но во взаимоотношения РСО и УК может внести некоторую сумятицу. Есть вопросы по неплательщикам, оплате за СОИ, разграничению ответственности за содержание сетей… С другой стороны, у потребителя будет больше уверенности в том, что его деньги дошли до поставщика ресурса, а у управляющих компаний будет меньше соблазнов сбегать от долгов в процедуры банкротства.

В проекте закона указано, что подписывать специальные договоры с ресурсниками жильцам не потребуется: это будет делаться автоматически на основании первой же оплаты ЕПД. Но самое главное: нововведение не скажется на сумме в платёжке - тарифы останутся прежними, поменяется только алгоритм их проведения, уверяют чиновники.

Не коснутся изменения и способов оплаты - банки, интернет-банки, автоплатежи - все, как привыкли люди. И, наконец, если ресурсоснабжающая компания не имеет возражений, то собственники на общем собрании вправе принять решение о сохранении существующей системы, когда договор с ресурсоснабжающей компанией заключает УК.

Нужно дождаться окончательной редакции закона. Как показывает практика, в процессе доработки все ещё может перевернуться с ног на голову. И такие примеры тоже были. Что ж, будем следить за развитием событий.

 

Это ещё не все

Думаете, Минстрой ограничился в своих законодательных порывах только прямыми расчётами? Отнюдь. Министерство планирует в следующем году запустить на территории России ещё и систему предоплаты услуг ЖКХ. Сообщается, что эта реформа опять же направлена на снижение астрономических долгов в «коммуналке».

Как уточнил на Владимирском экономическом форуме замглавы ведомства Андрей Чибис, сейчас прорабатываются разные возможности для потребителя по выбору форм и методов оплаты. Правда, по его словам, пока запуск этого варианта взаиморасчётов граждан с ресурсоснабжающими организациями будет носить тестовый и добровольный характер. Причём согласившимся на неё потребителям будет предоставляться скидка, размеры которой пока не уточняются.

Это, конечно, замечательно, но, как не единожды входившие в реку российских реформ ЖКХ потребители, мы помним, как любое добровольное начинание у нас легко превращается в неотвратимую обязанность.

Источник: Псковская Лента Новостей, фото lori.ru