Уважаемые читатели, сегодня вашему вниманию мы представляем материал наших коллег из «Новой новгородской газеты» на тему тарифов ЖКХ.

На каждый сладкий пряник для жителей у государственных органов обязательно найдётся один пряник в кавычках и один - опасный и для кошелька, и для здоровья.

С недавних пор повышение цен на услуги ЖКХ стали производить не с нового года, а посреди лета. И впрямь, что людям праздник портить. А вот летом, хоть праздновать и нечего, но тепло, и на сердце легко, и деньги можно тратить легкомысленно. Даже на ЖКХ. Видимо поэтому и другие правила в чувствительной для людей сфере теперь стали менять летом. По крайней мере, в нынешнем году получилось именно так.

За летними заботами многие и не заметили, что с 30 июня платить по общедомовым счетам теперь нужно по-новому. Подготовленные Минстроем и принятые Правительством изменения в правила, регулирующие предоставление коммунальных услуг, в очередной раз усовершенствовали эту систему.

Сначала о приятном. Наконец-то решился вопрос относительно «временного кассового разрыва» по платежам за отопление. Речь идёт о несоответствии собранных с населения управляющими компаниями платежей и выставленных самим управленцам счетах за отопление. Раньше тепловая компания выставляла управляющей организации счёт за поставленное тепло в конкретном месяце по показаниям счётчика (или по нормативу). Понятно, что зимой счёт большой, а летом, наоборот, маленький. Всё бы ничего, но население платит управляющей компании по другому принципу – ежемесячно и круглый год. Понятно, что зимой собранных платежей мало, поскольку тепла потребляется много, а люди платят по среднему. А летом, когда отопление не работает, наоборот, сумма собранных с граждан платежей больше, чем стоимость потребленного летом тепла. В итоге управляющие компании зимой были перед тепловиками в долгах, как в шелках и даже вынуждены были платить пени за задержку платежей по судебным решениям, а летом ситуация «рассасывалась» - зимние долги погашались. Классический «кассовый разрыв». Теперь этот разрыв возложен на ресурсоснабжающие организации. Показания счётчиков по-прежнему считаются как положено, а вот подлежащая оплате управляющими компаниями сумма начисляется так же, как и для населения. Теперь у тепловиков будет зимой пусто, а летом густо. Наверное, придётся им брать кредиты, чтобы платить зимой за газ – ведь у газовиков свои счёты к ресурсникам. Поэтому Минстрой даже специально указал в одном из своих писем, что такие убытки теперь можно будет учитывать в составе тарифа за тепло, когда его утверждают соответствующие органы ценообразования.

Теперь о менее приятном. О прянике в кавычках. Независимо от способа управления домом общедомовые коммунальные услуги могут предъявляться теперь к оплате только в пределах установленных нормативов. Это правило действует даже в отношении тех домов, где избран непосредственный способ управления. Теперь организации, которые оказывают в таких домах услуги по ремонту и обслуживанию общего имущества, должны будут заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями для приобретения света, воды, тепла на общедомовые нужды.

Такие организации будут очень похожи на обычные управляющие компании, отвечающие не только за ремонт в доме, но и за поставку коммунальных ресурсов. Вроде бы хорошо – никто теперь не будет переплачивать сверх норматива. Здесь Минстрой тоже всё конкретно объяснил – мол, если ресурса ушло в дом больше норматива, то разница – на счёт ресурсоснабжающих организаций – пусть себе на издержки относят. Но есть одно обстоятельство, делающее «пряник» сомнительным.

Видимо, для того, чтобы на собственных издержках ресурсники, (конкретно – электроэнергетики) не сильно «издержались», в правилах установлен новый порядок определения платы для домов, где поставлены общедомовые счётчики, считающие электричество по разным тарифам (обычно это день/ночь).

Раньше оплата за электричество, начисляемая таким домам, производилась с применением тарифов день/ночь, что является логичным, справедливым и правильным. Затраты на общедомовое потребление электричества распределялись пропорционально площади помещений собственников исходя из сумм, начисленных по показаниям счетчика и применения тарифа день/ночь. Это позволяло всем собственникам в доме получать экономию своих затрат на общедомовое электричество независимо от того, какие счётчики стояли у них в квартирах. Теперь же в случае, если хотя бы в одной квартире установлен однотарифный счётчик, общедомовой двухтарифный счётчик становится однотарифным. Всё потреблённое домом электричество оплачивается по единому недифференцированному тарифу. Понятно, что в таких домах плата за общедомовое электричество выросла, и значительно.

Не знаем, на что рассчитывал Минстрой, готовя такие изменения. Может, полагал, что люди не умеют считать и не заметят изменения порядка цифр в своих платёжках. Но такое повышение оплаты коснулось как раз тех, кто привык считать и экономить. Это те самые ответственные собственники, что читают законы и следуют государственной политике в области энергосбережения. Они купили в свои квартиры за свой счёт недешёвые двухтарифные счётчики и, как им и было обещано, – получили экономию. А теперь оказались, как это помягче сказать, слегка обманутыми. Ведь оплачивая своё электричество по двухтарифному счётчику у себя в квартире, каждый такой собственник по итогам месяца доплачивает за своё же, прошедшее через общедомовой счётчик электричество, по одноставочному тарифу. А выгодно такое положение оказывается для тех, кто и не думал ни о какой политике. И вообще не думал.

Какая-то экономия наоборот получилась. Кто тратит электричество сверх всякой меры у себя в доме – тому амнистия – платить будут меньше (норматив поставлен на стражу их интересов). А вот кто экономил сам и соседей к этому призывал – тому наоборот – штраф, выходит, выписали – платить за это будут больше. Абсурд.

Впрочем, ответственные собственники с этим абсурдом мириться вовсе не хотят и уже обратились и к депутату Госдумы от нашей области, и в Минстрой, и к председателю Российского правительства. Хотят вернуть к здравому смыслу и снять этот непонятный «штраф» с законопослушных собственников.

А теперь о совсем неприятном, но тем, что пока не стало правилом. О понижении температуры горячей воды в кранах. Выступил с этой инициативой почему-то Роспотребнадзор. Хотя как раз он-то и должен был быть противником этой затеи. Ведь чем вода горячее, тем меньше в ней всяких живых гадостей. Нынешние показатели температуры горячей воды взяты не с потолка и не на ощупь. Существует инфекционное заболевание – легионеллёз.

Заболевание настолько опасное, что даже существуют обязательные санитарные правила под названием «Профилактика легионеллёза», утверждённые главным государственным санитарным врачом России (руководителем Роспотребнадзора) в 2010 году. Так вот там сказано, что системы холодного и горячего водоснабжения «…могут быть контаминированы легионеллами в диапазоне температур от 25 до 60 градусов С. При температуре горячей воды выше 60 градусов С планктонные формы легионелл погибают… При снижении температуры в системе горячего водоснабжения до температуры менее 50 градусов С условия для размножения легионелл наиболее благоприятны…».

Конечно, Роспотребнадзору виднее: может, это заболевание и не такое уж страшное. Но, покопавшись во всемирной Паутине, можно обнаружить и такую информацию: «Вспышка легионеллезной пневмонии была зафиксирована на Среднем Урале в июле 2007 года в Верхней Пышме. Инфекция распространилась через систему горячего водоснабжения из-за нарушения требований по промывке труб и сливу воды. В больницах оказались более 160 горожан, 5 человек умерло. Также вспышка легионеллезной пневмонии была зафиксирована в период с 22 ноября 2011 года по 22 мая 2012 года среди туристов, отдыхавших в отеле в Испании, было зарегистрировано 23 случая легионеллёза, 4 из которых закончились летальным исходом».

Научившиеся хорошо считать собственники тут же смекнули, что после некоторого освежения горячей воды в кранах в выгоде окажутся вовсе не те, у кого в квартире она течёт. Не надо много ума, чтобы понять, что чем горячее вода, тем больше её нужно разбавлять водой холодной. Это значит, что на мытьё, допустим, рук из крана вытечет тёплая вода, в составе которой будет больше воды холодной и меньше горячей. Холодная вода - дешевле горячей. Если горячая станет на 10 градусов холоднее, то чтобы сделать её тёпленькой, потребуется холодной воды меньше. Значит, горячей воды потребуется больше. А это означает ни что иное как скрытое увеличение затрат потребителя на коммунальные ресурсы. Ведь Роспотребнадзор, призывая охладить горячую воду, почему-то не выступил с инициативой пропорционально «охладить» и её стоимость.

Понятно, что у каждого министерства и государственной службы свои задачи и компетенция. Кто-то заботится о сохранности водопроводных труб, кто-то о санитарном благополучии населения. Но всё же было бы неплохо, чтобы благие затеи «по профилю» вначале проходили бы ещё и экспертизу на «справедливость». Уж очень это чувствительная сфера – ЖКХ.