Новый цикл публикаций мы решили посвятить новгородским музеям, в которых далеко не каждому удаётся побывать. Начать мы решили с музея УМВД, и, честно говоря, было опасение – вдруг мы увидим что-то вроде «красного уголка» или «ленинской комнаты». Однако, милицейский музей оказался просто отличным! Кое-что о нём мы вам сейчас расскажем.

– Полиция появилась в Новгороде в 1733 году, – начинает экскурс в историю новгородских правоохранителей заведующий музеем Игорь Викторович Матросов. – Ранее полицию создали в столицах, а в этом году начали создавать в губернских городах. Шестьдесят лет спустя на Софийской площади было возведено здание полицейской управы, к которому потом были сделаны пристройки.

В музее хранится макет этого здания, сделанный ветераном внутренних войск.

Надо сказать, что созданное в начале XIX века МВД было совсем не то, что нынешнее, – рассказывает Игорь Викторович. – Оно охватывало двести направлений деятельности. И некоторые из них были воплощены в этом здании: в подвале — арестантские камеры, на первом этаже – пожарная часть, на втором – полиция, на третьем – родильный дом. А сверху каланча, с которой часовой всё время наблюдал за городом, на случай пожара, и вывешивались шары в случае тревоги. При самых сильных пожарах – чёрный шар.

Последний комиссар и первый генерал новгородской милиции Василий Филимоненко в своё время передал музею подаренную ему шикарную книгу – выпущенную к столетию МВД в 1902 году.

– Вот наш первый министр – граф Виктор Павлович Кочубей, – показывает на портрет из книги методист музея Валентина Степановна Богданова. – С 16 лет он был на дипломатической службе! А министром внутренних дел становился дважды.

– Не забывайте, Валентина Степановна, что при втором своём назначении Кочубей покончил с министерством полиции, – напоминает Игорь Викторович. (Несколько лет в российской империи существовало отдельное от МВД министерство полиции).

– Так что же, – министерство создали и дали полиции столько обязанностей, что она не справилась, – возражает Валентина Степановна. – Кочубей был против этой реформы и сказал, что возглавит МВД, только если полицию в него вернут.

Согласитесь – не часто вы услышите подобный спор!

Надо, пожалуй, обратиться к истории самого музея. Полное его название – «Музей истории органов внутренних дел Новгородской области». Располагается он в бывшей школе милиции на проспекте Корсунова, где и был основан в 1987 году ветераном МВД Игорь Златиным, ранее возглавлявшим следственное управление в областном УВД. Затем 18 лет заведующим музеем был другой ветеран УВД – Михаил Тихомиров. Первые 37 экспонатов передали в музей ветераны новгородской милиции. Сейчас музей занимает пять залов. Работают в нём два человека – заведующий и методист.

Игорь Матросов преподавал историю в профессиональном училище №13 и одновременно обучал курсантов школы милиции самбо. Потом перешёл сюда на службу и отработал 21 год. Валентина Богданова в милиции отслужила 27 лет – в угрозыске, а потом в следствии, она подполковник юстиции в отставке. После ухода из органов преподавала в университете, а потом взялась за работу методиста музея, которая, например, включает в себя и работу в архивах.

– Декрет о создании милиции первый нарком внутренних дел Алексей Рыков подписал 10 ноября, – рассказывает Игорь Матросов. – Но в Новгороде её стали создавать 22 декабря, потому что произошедшая в столице революция другие города затронула далеко не сразу. Однако вскоре большевики в Новгороде взяли власть и под руководством революционного комитета, в основном, из военных, стали создавать милицию.

В начале истории новгородской милиции, по словам директора музея, был любопытный нюанс. Тогда в новгородских учебных заведениях происходили волнения. И распоряжением новой власти были временно закрыты гимназии, училища и семинарии, а из их учащихся под руководством преподавателей стали формировать первые отряды милиции.

Голодные двадцатые годы. Милицию финансировали из местного бюджета. Зарплаты были низкие. Тогда служебный контракт заключали на шесть месяцев, но не все выдерживали этот срок. Вот «карточки ударников», которыми поощряли новгородских милиционеров. Подарочные тарелки с новгородских стекольных заводов.

А вот – паспорта, которые выдавали советским гражданам. Помните:

На польский — глядят, как в афишу коза,

На польский — выпяливают глаза…

А тут – Маяковский, со своим советским. «Видите – шесть витков на гербе, по тогдашнему числу республик в СССР. Именно такой паспорт Маяковский доставал из своих широких штанин».

Но вот — к Новгороду подступает война. Это отражается в спецсообщениях НКВД: бывший торговец Пулькин Илья за антисоветские высказывания предан суду трибунала и расстрелян. После бомбардировки города 14 августа 1941 года имели место случаи мародёрства, в том числе, со стороны военных. Милицией был восстановлен порядок.

Великой Отечественной в музее посвящён отдельный зал, экспозиция которого создана Игорем Матросовым. Её тематика несколько шире, чем история милиции в годы войны. Среди экспонатов – множество фотографий прифронтового Новгорода, в том числе, сделанных оккупантами, оружие времён войны, фрагмент огромной немецкой авиабомбы и т.д.

Конечно, особое место в экспозиции музея уделено Василию Филимоненко. Здесь хранится его фронтовой китель с наградами. Матросов рассказывает, что на войне вчерашний учитель, командир взвода разведки – начальник организации наблюдательных пунктов занимался анализом и корректировкой огня из-за линии фронта, когда на разведчиков, конечно, охотится противник. То, что Василий Александрович получил второй по значимости орден – Боевого Красного Знамени – много значит, а у него ещё – редкий для младших командиров орден Александра Невского, ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степени. Известна история об Ордене Британской империи, который от союзников Филимоненко вручил маршал Жуков – после того, как тот выполнил задание, связанное с испытанием иностранной техники, поступившей на фронт.

А вместо утерянной медали «За боевые заслуги» Василий Александрович в последние годы носил на кителе медаль, посвящённую опальному министру Щёлокову.

Рядом со зданием бывшей школы милиции, как известно, с недавних пор стоит памятник генералу, но Матросов говорит, что и сама школа – это памятник Василию Филимоненко. В своё время он добился от Щёлокова, часто отдыхавшего у нас на Валдае, приказа о её создании. Но затем пришлось решать непростые вопросы, например, со стройматериалами для неё. Кстати, работали на стройке заключённые.

Интересуюсь: а где огромный портрет Дзержинского, когда-то украшавший здание школы? Оказывается, его не пощадило время, и он погиб после нескольких ураганов в девяностые.

Хранятся в музее часы, подаренные в 1923 году за отличную службу молодому милиционеру Павлу Рядову. Часы работы Павла Буре были до этого у кого-то конфискованы. Среди других наград полковника милиции Павла Рядова – редкий случай – сразу две медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» – одна вручена ему за службу в действующей армии, вторая – как милиционеру. Недавно ушёл из жизни ветеран МВД – сын Павла Рядова. А вот подаренные отцу часы до сих пор ходят, если их завести.

Служба в милиции всегда была опасной – гибли милиционеры в двадцатые, тридцатые, сороковые, пятидесятые годы...

В 1969 году в Боровичах погиб участковый Василий Трофимов.

– Он лежал дома после операции, – рассказывает Валентина Богданова. – Сообщили о семейном скандале: пьяный мужчина гоняет семью. Он сказал жене: кому идти, если не мне, и пошёл. А преступник его убил из ружья.

В Боровичах, которые были довольно криминальным городом, погиб и старшина милиции Павел Зуев. Он воевал разведчиком, а в мирном 1973 году подошёл к пьяному и взял его за плечо. Тот оказался профессиональным спортсменом: ударил, милиционер упал и скончался от черепно-мозговой травмы.

В 1993 году в Старой Руссе преступники, грабившие магазин, когда прибыла на место группа задержания, выбежали на водителя милицейской машины Валерия Комарова и смертельно ранили его из обреза. Лейтенант милиции Андрей Лаптев погиб в 1995 году, когда задерживал вооружённого преступника на улице Щусева в Новгороде.

Новгородские милиционеры служили в составе царандоя – афганской милиции во время войны, ездили в командировку в Армению, после землетрясения.

В 2001 году в подорвавшейся на фугасе машине в Чечне погиб новгородский милиционер Вячеслав Сысоев. Вскоре там же погиб капитан ОМОНа Андрей Волков.

Чёрным днём для новгородской милиции стало 2 августа 2009 года, когда при нападении на автоколонну в Чечне погибли четыре милиционера.

Два подбитых, обгоревших «уазика» потом стояли у нас возле милиции, – говорит Игорь Матросов. – На одном из них в задней части было отверстие от гранаты из РПГ-7. Бандит не знал, что она становится на боевой взвод только через пятьдесят метров и выстрелил слишком рано. Граната пробила машину и застряла в земле. Машины загорелись от пулемётного огня. Вот, обгоревший мобильный, по которому полковник Валерий Жердецких за несколько минут до гибели говорил со своим сыном.

Есть в музее и образцы боевого оружия.

– Табельным оружием полицейского до сих пор является пистолет Макарова, – говорит Игорь Матросов. – Поскольку он отвечает боевым задачам. Перед Макаровым в своё время была поставлена цель – одним-двумя выстрелами остановить нападавшего. Из ТТ надо было выстрелить 3-4 раза. Потом появились бронежилеты. И 2010 году вышел приказ о переходе к пистолету Ярыгина. Но кто-то догадался загнать в пистолет Макарова патрон усиленной мощности от пистолета-пулемёта. И оказалось – он стреляет им и пробивает бронежилет. Это – первое в мире оружие, которое стреляет не тем патроном, под который делалось!

Конечно, представлена здесь техника, которой пользовались оперативники и криминалисты. Например, специальный прибор, позволяющий наблюдать за происходящим в закрытой комнате, вставив «перископ» в замочную скважину. Прибор, с помощью которого собирался фоторобот – подбором пластин с различными чертами (а до того в штате милиции был художник).

Представлены образцы милицейской формы, менявшейся, примерно, каждые пятнадцать лет («У нас не хватает двубортного кителя образца 1943 года»).

На вечном хранении в музее знамёна упразднённых подразделений – самой школы милиции, знамя новгородской милиции с лозунгом «Вперёд, к победе коммунизма», переходящее знамя, вручавшееся райотделам, старое знамя УВД и знамя управления наркоконтроля.

А вот – шлем британского констебля. Он был подарен английскими полицейскими, приезжавшими для обмена опытом. Есть подарки от других зарубежных партнёров, например, полицейских с Кубы…

… Я думаю, может быть, зря я так подробно описываю экспозицию музея? Кто-то, может, решит, что прочитав, можно в музей и не ходить. Но, во-первых, увидеть своими глазами лучше, чем сто раз услышать. Во-вторых, рассказал я далеко не обо всём интересном. Ну а в-третьих, до работников музея мне далеко и историю новгородской милиции-полиции лучше узнавать от них.

В музей ходят на экскурсию сотрудники органов внутренних дел (в нём, кстати, готовится отдельная экспозиция, посвящённая Росгвардии), приходят сюда студенты, школьники и ребята из детских садов.

А вообще, попасть в музей может любой желающий, причём – бесплатно. Для этого достаточно записаться на экскурсию по телефону.

Телефон заведующего музеем: 8 953 907-61-87.