Депутаты Новгородской областной думы приняли проект бюджета региона на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов в первом чтении. В рамках спецпроекта «Открытая политика» мы предлагаем читателям взглянуть, как после бурного обсуждения распределились голоса депутатов.

По нашей просьбе некоторые из народных избранников объяснили свою позицию и высказали своё мнение о том, почему они поддержали или, наоборот, проголосовали против  законопроекта. Часть мнений прозвучала публично в рамках заседания.

По итогам голосования законопроект поддержали 20 депутатов.

1 2019 12 05 za NOVYJ UNIVERSAL NYJ OBLASTNAYa DUMA

Александр Рыбка, «Единая Россия»:

Бюджет социально-ориентированный, все гарантии, которые прописаны в федеральном и областном законодательстве, будут обеспечены финансово. Всё, что гарантировано государством, здесь заложено. Ну а то, что будет – это посмотрим. Сколько было агрессивной критики против 100 тысяч на первого ребёнка женщинам до 29 лет. Ну что? Поорали-поорали, а ведь это же во благо. Если что-то будет ещё такое позитивное, оно непременно будет рассмотрено, добавлено. По-крайней мере, урезать никто ничего не собирается – ни одну социальную позицию.

Во-вторых, большие параметры бюджета в позитиве: сокращается федеральный долг, много сделано в части дорожного строительства и это запланировано на следующий год.

Поэтому я считаю, что бюджет совершенно просчитанный, реальный, выполнимый, его надо принимать. Без всяких подтасовок и спекуляций. То, что оппозиционные партии голосуют против – это так, привлечь внимание. В данных экономических возможностях бюджет – правильный.

Юрий Саламонов, «Единая Россия»:

Уже в четвёртый раз в нынешнем созыве мы собираемся в этом зале, чтобы обсудить и принять областной бюджет. Думаю, это достаточный срок, чтобы проследить тенденции, по которым он развивается. Я выделю два вектора.

Первый – рост собственных доходов бюджета, причём достаточно значимый. Во-вторых, происходит снижение размера государственного долга. Эти два фактора свидетельствуют об упрочении финансовой самостоятельности области, без которого должного развития добиться невозможно.

При этом областной бюджет недостаточно велик, чтобы решить все имеющиеся социальные проблемы. Поэтому предусмотрено участие в национальных проектах. Почти 60% бюджета будет направлено на социальные задачи.

Константин Макаров, ЛДПР:

Предварительно мы обсуждали проект бюджета на разных уровнях, в том числе и на самом высоком – с Андреем Сергеевичем Никитиным. В его лице мы нашли понимание, большинство предложений, которые я внёс, так или иначе были поддержаны. Поэтому я посчитал возможным проголосовать таким образом.

Так, я поднимал вопрос о колледже искусств имени С.В. Рахманинова, которому уже много десятилетий не уделялось внимания. В рамках бюджета на следующий год и целевой программы предусмотрены и ремонты, и строительство, а также закупка новых инструментов. Кроме того, я попросил обратить внимание на Фонд капитального ремонта. Средства распределяются непрозрачно, есть целый ряд жилых домов, которые нуждаются в серьёзных мерах. Например, на улице Кочетова, 16 стоит девятиэтажный дом, построенный с техническими нарушениями, есть экспертное заключение о работах, которые нужно провести, чтобы дом не стал аварийным. Губернатор обещал определённую поддержку.

Конечно, остаются вопросы по социальной сфере, по медицине. Но я прекрасно понимаю, что «одним годом» их не решить. По-крайней мере, намётки решений присутствуют, и меня это радует. Пока не удалось найти понимания по вопросу о повышении зарплат педагогам в сфере культуры. Это одна из причин, по которой люди уходят из профессии, а студенты стараются найти более денежные вакансии, не только в мегаполисах, но и в Твери, Пскове. Это затрагивает и демографию.

Мы обратили внимание, что вы – единственный депутат от ЛДПР, который поддержал бюджет.

Я стараюсь подходить к таким вопросам прагматично. Я за конструктивный диалог и здравый смысл. Если те предложения, которые я внёс, нашли резонанс во всей ветви исполнительной власти, то было бы некорректно голосовать против. Я увидел готовность к диалогу и поэтому принял такое решение.

Как можно заметить, разделились мнения и у членов фракции «Справедливой России». И если позиция воздержавшихся представлена мнением Александра Кашицына, то доводы депутатов-«эсеров», поддержавших бюджет, мы не услышали. Евгений Катенов, выслушав вопрос, попросил перезвонить ему позже. Сергей Феодотов согласился ответить, но плохая связь не позволила ему выразить свою мысль, и мы также договорились созвониться позже. После этого связаться с ними обоими уже не удалось. До Михаила Караулова мы дозвониться не смогли.

Не поддержали проект бюджета 8 народных избранников.

2019 12 05 protiv NOVYJ UNIVERSAL NYJ OBLASTNAYa DUMA

Андрей Васильев, ЛДПР:

Надо отдать должное правительству: каждый раз оно пытается максимально сбалансировать бюджет: «и нашим, и вашим», тут они молодцы. Но мы голосовали против, потому что бюджет всё-таки не до конца социально направлен. Предложения нашей фракции касались ремонта детских садов и школ – и они остались обделёнными. В остальном всё нас устраивало. Наверное, в этом вопросе не бывает чего-то универсального: каждый тащит на себя, как одеяло.

Как вы оцениваете то, что ваш коллега по фракции Константин Макаров поддержал законопроект?

У нас дружная фракция, обычно мы схожи во мнениях. Почему в этот раз получилось так, мне не очень понятно. В любом случае, это хорошо: депутат избран от народа и должен отдавать голос по своему сердцу, если можно так выразиться. Это ни в коем разе не осуждается, он решил выразить своё мнение. Наоборот, мы приветствуем это, и Владимир Вольфович Жириновский всегда говорит о том, что не должно быть подобной «партийной этики». Взять, например, «Единую Россию»: они голосуют всегда все одинаково, и это иногда мешает проводить нужные нам и избирателям законопроекты.

Валерий Гайдым, КПРФ:

Самая большая опасность сегодня заключается в целом комплексе проблем, связанных с бедностью. Она приводит к нездоровой обстановке в семьях, хроническим заболеваниям детей, невозможности дать уход и лекарственное обеспечение старикам, безработица, растущие преступность и долги по ЖКХ.

Говорить о бедности в России – это просто нонсенс, катастрофа.

Давайте заставим работать экономику, за счёт которой мы можем победить бедность. Налог на прибыль организаций и на НДФЛ практически колеблются на одном уровне. Как же мы собираемся пополнять бюджет? За счёт того, что у губернатора авторитет и связи с Москвой? Он привёз 12 миллиардов – отсюда и эффект у нас такой хороший. А как же экономика? Каждый день банкротятся предприятия: мы уже потеряли рыбокомбинат, речной порт, почти потеряли «Деку». Нельзя соглашаться с такими вещами, надо влиять, опережать такие события. Это, может быть, отвлечённые моменты, но они говорят об отношении нашего правительства к наполнению бюджета.

Бюджет должен быть более амбициозным и ориентироваться на людей.

Дмитрий Игнатов, не состоит ни в одной из фракций:

Недавно я увидел красивый ролик, в котором рассказывается о том, что в нашей области – более пяти тысяч объектов культурного наследия, посмотреть на которые приглашают туристов. На содержание объектов культурного наследия выделяется 0 рублей. Туристы приезжают и видят разрушившиеся здания. Или как в Батецком районе бабушка уже несколько десятилетий содержит парк – прекрасную дубовую рощу. Она бьётся во все инстанции, а региональные чиновники считают, что им это не нужно, а нужно больше вкладывать в «Русь Новгородскую»: буклетиков понаделаем, автобусы все в Новгороде пообклеиваем, вот это – да, это – правильно, на это деньги нужно выделять.

Второй пример: на цифровизацию образования – 224 миллиона, а на обновление материально-технической базы – 70. Каждый из вас посещает школы и видит состояние учебных классов, которое оставляет желать лучшего. В Великом Новгороде на ремонты в образовательных учреждениях выделяется 10 миллионов в год. У нас нет денег на единый социальный проездной билет, на зубопротезирование для работающих пенсионеров. Хотя мы сотни миллионов вкладываем в цифровую экономику.

Территории детских садов и школ, домов ветеранов, объектов здравоохранения находятся в плачевном состоянии. Разбитое асфальто-бетонное покрытие, провалившиеся люки, дети бегают, на моём округе бабушка подвернула ногу. В министерстве образования занимаются отписками. Моё предложение: предусмотреть в бюджете на 2020 год средства на то, чтобы заасфальтировать и привести в порядок территории социальных объектов. Это же позорище – мы декларируем, что мы успешный регион, вкладываемся в продвижение, но элементарные вещи… Всё перевалено на плечи родителей.

Воздержались от голосования два депутата от «Справедливой России».

2019 12 05 vozd NOVYJ UNIVERSAL NYJ OBLASTNAYa DUMA

Александр Кашицын, «Справедливая Россия»:

Госдума принимает бюджет России с профицитом без малого 2 триллиона рублей. А у нас он принимается с дефицитом – 500 миллионов рублей. Не кажется ли вам, что средств, которые поступают из федерального центра на выравнивание бюджета Новгородской области, очень мало? Мы не смогли закрыть лист ожидания, который у нас был в прошлом году, куда входило в том числе и лекарственное обеспечение. И если область находится в таком, с моей точки зрения, патовом состоянии, может быть, нам увеличить дефицит – ведь денег нам не хватает? И обратиться за помощью к Федерации. Вот смотрите: семь триллионов выделяется на нацпроекты на всю страну. А мы получим за три года 7 миллиардов – копейки.

Давайте посмотрим на проблемы здравоохранения. Так, на стационарную медпомощь в 2020 году будет выделен 1 миллиард 201 миллион рублей, а в 2021 – уже на 150 миллионов меньше. Возникает вопрос: разве она не будет нуждаться в этих средствах? Постоянно растут цены на медикаменты, оборудование, должны пересматриваться зарплаты врачам. И правильно сказал Валерий Гайдым: два триллиона рублей мы вкладываем неизвестно куда, в фонд национального благосостояния, безопасности… Сегодня опасность состоит в том, что мы провалим систему здравоохранения.

Президент конкретно указал: поднять оклады бюджетникам на 50-55%. Спросите у кого-нибудь из докторов, медсестёр, сколько они зарабатывают. Кадры мы можем задержать только мотивацией труда: достойной зарплатой. В качестве примера: Санкт-Петербург принимает бюджет, зарплата врача будет начинаться со 120 тысяч. Кого вы здесь сможете задержать нашими, извините меня, подачками?

Сконцентрировался на медицине: низкие зарплаты, изношенное оборудование. Растущие цены, тарифы. Кадры можно задержать только мотивацией:

Вот слова одного из первых заместителей фракции «Единая Россия» в Госдуме: «Зачем вкачивать финансы в социалку? Надо развивать рабочие места и давать людям возможность зарабатывать деньги». Зачем нам кормить детей нищих родителей, которые не могут зарабатывать?

Не стал голосовать по «бюджетному» вопросу один депутат.

2019 12 05 negolos NOVYJ UNIVERSAL NYJ OBLASTNAYa DUMA

Юрий Зернов, не состоит ни в одной из фракций:

Впервые за всё время моей работы в новгородской политике, с 1991 года, областной бюджет обсуждается в таком формате: депутаты увидели его только в ноябре. Это главный финансовый документ области и он, конечно, должен быть принят, иначе в январе пострадают, в первую очередь, бюджетники. Я всегда был сторонником того, что не взирая на то, хороший бюджет или плохой, грамотно он составлен или нет, социально направленный или нет, приниматься он должен. Но за то время, которое нам отводилось раньше – с сентября по ноябрь, на заседаниях согласительных комиссий, рабочих групп, фракций, встречах с сотрудниками правительства обсуждались все детали, была возможность задать вопросы и осознанно подойти к голосованию на думе. Встреча с губернатором всегда проходила до последнего времени.

Иногда у обывателя складывается впечатление, что депутаты голосуют, как роботы – все «за» и всё. Но это так потому, что идёт большая подготовительная работа. А в этом году впервые в моей практике этого не было сделано.

Бюджет по объёму составляет от тысячи до полутора тысяч страниц текста, таблиц и прочего... Даже я, как относительно подготовленный человек, который 20 лет видел эти бюджеты, а раньше, когда работал в органах власти, ещё и писал их, могу сказать, что не может человек, который не является профессионалом в этой сфере, за две недели грамотно изучить этот документ. Нужно время на сопоставление цифр в динамике. А я не могу голосовать за то, в чём я не разобрался.

Сегодня органы исполнительной власти в лице правительства приняли такой подход формирования обсуждения. Я прекрасно понимаю, что «Единая Россия» примет любой документ. Но это их право. Я всегда считал, что за любое принятое решение рано или поздно каждый должен будет ответить. И готов ответить перед избирателями за любое решение, когда я принимаю его осознанно. Здесь я не имел такой возможности.

Коллаж: Алексей Алексеев, Андрей Маркушкин