Путь наш во мраке, но другого пути не дано

20 августа президент России Владимир Путин провел совещание по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения. Новейшая история вопроса началась 25 июля, когда состоялась рабочая встреча главы государства с вице-премьером Татьяной Голиковой, курирующей отрасль.

Первичка беспокоит

Президент тогда подчеркнул, что его «беспокоит именно первичное звено здравоохранения, хотя на первичку выделено 49 млрд. рублей». Вице-премьер попыталась его успокоить, дескать, «в населённых пунктах, где численность меньше 100 человек, предусматриваются мобильные комплексы. И до 2021 года таких комплексов предусмотрено 1300, в закупках в 2019 году – 500». Кроме того, «на 2019 год запланировано создание 390 ФАПов и врачебных амбулаторий», сказала она.

Однако менее чем через месяц Владимир Путин вновь созвал руководителей (вице-премьеров и министров), чтобы обсудить этот вопрос. Отмечу, за прошедшее время вопрос о финансировании «первички» был кардинально пересмотрен. Вместо 49 млрд. туда будет направлено по нацпроекту «Здравоохранение» 237,5 млрд. рублей.

«Это заметные, существенные ресурсы, которые должны быть истрачены с умом и должны дать хороший результат, – сказал президент. – Но проблем здесь ещё очень много. Речь идёт о доступности медицинской помощи для жителей малых населённых пунктов и отдалённых территорий… Пациенты справедливо жалуются на плохие условия, очереди к врачам-специалистам и их нехватку». «Вне зоны доступности первичного звена здравоохранения в 2018м году ещё находились 499 населённых пунктов численностью от ста до двух тысяч человек, – добавил Владимир Путин. – К 2021 году должны быть охвачены 100% таких населённых пунктов». Всё это указывает на одно: президент знает о «первичных», мягко говоря, проблемах и намерен серьёзно за них взяться. Как это сделали в Новгородской области, начав стягивать ресурсы в узловые центры (крупные ЦРБ), настраивая неперспективную глубинку на вахтовое обслуживание.

Анкета от почтальона

Во всяком случае, 21 августа на приёме у премьер-министра наш губернатор не говорил ни о нехватке медицинских кадров, ни о том, удалось ли достичь предписанное президентом, «чтобы врачи 200 процентов получали от среднего по экономике региона», ни о выполнении утверждённого в конце 2018 года регионального проекта «Развитие первичной медико-санитарной помощи». Даже тем, что мы покупаем за 172,3 млн. рублей 30 передвижных ФАПов и ставим 16 стационарных не похвастал.

Андрей Никитин заострил внимание Дмитрия Медведева на «потешном полку» почтальонов-фельдшеров. «С «Почтой России» мы сделали проект для наших самых малонаселённых территорий, – доложил главе правительства губернатор. – Минздрав разработал анкету для почтальонов. Почтальоны прошли с этой анкетой по деревням, бабушки и дедушки заполнили, и мы нашли порядка 10% (из тех, кто заполнял) людей, которых точно нужно было быстро обследовать».

Вдумайтесь в сказанное: «нашли порядка 10% людей, которых нужно обследовать». Эти данные базируются на анкетах, которые пожилые люди заполняли с подачи… почтальонов. То есть они (данные) вполне себе условные: бабушки с дедушками могут жаловаться на какие-то болячки, но почтальоны не в состоянии определить, почему, условно говоря, у них болят ноги или головы. Значит, нужно обследовать. Как?

На это у губернатора Никитина тоже ответ готов. «В рамках государственно-частного партнёрства мы также сделали интересную историю: взяли большую фуру, в неё уместилось семь врачебных кабинетов, – продолжил наш губернатор. – Это не ФАП, а небольшая полноценная поликлиника на колёсах. Таких мобильных поликлиник сейчас две, будет четыре. Они ездят по отдалённым районам». По тем, куда идут с анкетами почтальоны, надо полагать. Только вот, сколько у нас мобильных «поликлиник» (две) и сколько деревень (думаю, много десятков). Реально ли что до обследования дело дойдёт вовремя?

Вдруг вспомнилось, что в ходе недавнего посещения Нарьян-Мара (НАО) новгородская делегация во главе с Андреем Никитиным изучила «организацию современных контейнерных площадок для сбора мусора» (пресс-центр нашего облправительства). По итогам осмотра ненецких помоек наш губернатор дал поручение «мэру Великого Новгорода по приезду сделать доклад перед Ассоциацией муниципальных образований, чтобы главы других городов нашей области могли об этом узнать» (пресс-центр администрации НАО).

В Туле не только самовары

Кстати, на совещании у президента 20 августа министр здравоохранения Вероника Скворцова, выступая с докладом, хотя и начала за здравие («в нашей стране первичная медико-санитарная помощь максимально приближена к месту жительства, работы или учёбы граждан») в дальнейшем говорила о серьёзных проблемах с нехваткой врачей и медперсонала, о необходимости «достраивания системы сельской медицины, развития выездных форм работы, скорой и санитарной помощи, санитарно-авиационной, формирования системы защиты прав пациентов» и многом другом. Четыре или пять раз она обращалась к президенту с просьбой дать поручения по особенно острым вопросам.

К сожалению, министр не заметила (не отметила) выше названных инноваций в Новгородской области. Вероника Скворцова обошла молчанием даже тему «мобильных поликлиник». А говоря о мобильности медпомощи отметила Тульскую область. «Алексей Геннадьевич [губернатор Дюмин] для всех своих фельдшеров, ФАПов закупил «Нивы», – сказала она. – Это позволяет, если у фельдшера шесть-семь деревень, объезжать их на «Нивах», и увеличивается мобильность, соответственно, среднего персонала. Стоимость – до 500 тысяч рублей в обычной, базовой комплектации».

По моим подсчётам, одна мобильная поликлиника по стоимости равна 40 «Нивам». Вот и судите, кто хайпует, играя привлекательными терминами, а кто дело делает. Я уж не говорю о том, что служебная машина – это дополнительный стимул молодым (и не очень) специалистам ехать на село.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Издание готово предоставить площадку для обсуждения поднятой темы всем заинтересованным сторонам