Корреспондент сетевого издания «ВНовгороде.ру» Алексей Сабельский больше не может молчать и намерен рассказать о том, как обстоят дела в городском хозяйстве.

Эта колонка – результат наблюдений за состоянием городской среды, за происходящими в ней процессами принятия решений, за взаимоотношениями мэрии с городскими и коммунальными службами и с общественностью в течение нескольких лет. Из года в год повторяются одни и те же ошибки, плохие привычки и закономерности.

Здесь не будет хвалебных отзывов в адрес мэрии. Только критика, а именно – пять дико раздражающих вещей, характерных для нашего города. Предупреждаю – в процессе прочтения вы можете разозлиться вместе с автором.

Несогласованность городских служб

Раз за разом, год за годом поздней осенью выпадает снег, и где-то обязательно найдутся дорожники, укладывающие асфальт именно в этот момент. По большому счёту, укатывать покрытие в мире научились при почти любой погоде. Но не в Великом Новгороде. По преданию, асфальт в России сходит вместе со снегом. Такие шутки появились вследствие несоблюдения технических условий во время дорожных работ.

После выпадения приличного слоя снега организация, выполняющая уборку улиц, решает посыпать снежок песком, чтобы не было скользко. Потом приходит дворник или снегоуборочная машина и убирает этот снег. Вместе с песком.

Бывает так, что песок кладут вовремя – на обледенелый тротуар. После этого смесь лежит здесь до весны и разносится новгородскими ботинками по квартирам, усложняя нашу бытовую жизнь. Почему-то подрядчик уверен, что песок надо убирать только один раз в год, а не каждый раз после посыпки. Кстати, весной тоже не спешат, предпочитая подождать гневные отзывы горожан о пыльных бурях.

Забывчивость и волюнтаризм сотрудников администрации

Наверное, с этим пунктом согласятся люди, имеющие опыт отношений с чиновниками администрации Великого Новгорода на общественных началах. Если помните, при ремонте тротуаров на улице Ломоносова и проспекте Мира появлялась велосипедная разметка и соответствующие знаки. Чиновники, в том числе мэр Юрий Бобрышев, отчитывались о километрах велосипедных маршрутов в городе. Но обновлять стертую с тех пор разметку никто не собирается. После соответствующего обращения в адрес мэрии куратора проекта «Велосипедизация Великого Новгорода» Евгения Нефёдова пришёл ответ, что нарисованные ранее велопути не соответствуют ГОСТу и, соответственно, не могут быть обновлены, так как юридически в этих местах велоинфраструктура отсутствует.

Уборка велосипедных дорожек зимой. Сама идея велотранспорта становится профанацией, когда строится не на основе многолетних исследований и удачных примеров круглогодичного использования велосипеда на благо города, а вокруг житейского опыта людей, принимающих решения. Житейский опыт им говорит: зачем чистить велодорожку от снега? Холодно же. Хочется на это ответить: зачем убирать дороги? Всё равно снег растает.

Умирание МУПов и формирование коммерческих монополий

Вы всё видели своими глазами. Муниципальный или вообще государственный общественный транспорт в Новгородской области перешёл в частные руки. ОАО «Автобусный парк», крупнейший перевозчик в областном центре, хотя и находится в руках Новгородской области, всё-таки является акционерным обществом, то есть коммерческим предприятием. Не знаю, есть ли в мире города, где общественный транспорт был бы полностью частным и при этом удобным. Я о таких не слышал. Везде хотя бы один из крупных перевозчиков является муниципальным. В целом, это дотационная сфера, но у нас додумались на ней делать бизнес.

Ещё один пример – концессия МУП «Теплоэнерго». ТК «Новгородская», коммерческая структура – монополист в тепловой энергии области, со всеми отсюда вытекающими, о которых нам рассказывали на лекциях по экономике. В их руках, пусть и не в собственности, теперь и наше муниципальное предприятие.

Есть сферы городской экономики, которые нельзя отдавать полностью в частные руки, потому что они являются для города стратегическими. Транспорт и коммунальное хозяйство – в их числе.

Уплотнительная застройка

Для меня как человека, интересующегося городами, мало что есть более отвратительного, чем продолжение эксперимента над российскими горожанами по созданию монофункциональных микрорайонов, справедливо прозванных спальными. Проснувшись, жители микрорайонов едут в другой конец города на работу. Получается, что эта часть города спит и ночью, и днём.

Ещё хуже, когда в спальном районе любой свободный кусок земли отдают под многоэтажные дома, увеличивая и так высокую плотность населения и создавая социальные и транспортные проблемы: дорог, детских садов и школ после уплотнительной застройки больше не становится.

Прямо сейчас в Великом Новгороде жители борются против такой застройки в Северном районе и на Завокзальной улице. Искренне желаю им победы.

Угодничество туристам

Под соусом увеличения туристской привлекательности в нашем городе лоббируются различные, подчас необязательные проекты, такие, как монструозная набережная возле гостиницы «Россия» или ремонт сквера Лёни Голикова около правительства Новгородской области за 15 миллионов рублей.

В это время в Западном районе, где живёт примерно половина новгородцев, нет ни одного парка или даже сквера, если не считать созданные «Акроном» площадку на Ломоносова и прилегающую территорию к ФОК «Акрон». Местные жители, наверное, перебьются, когда речь идёт об угодничестве людям, приезжающим сюда в первый и, возможно, последний раз. А туристы, может быть, напишут в социальных сетях о том, какой Великий Новгород чистый, красивый и своеобразный, вызывая усмешку жителей серых панельных девятиэтажек с расквашенными газонами и узенькими тротуарчиками, перекрываемыми капотами машин.

Фото из открытых источников