Наши читатели обращаются в редакцию с различными вопросами. Один из них мы адресовали юристу, заместителю председателя Думы Великого Новгорода Константину Демидову.           

Должен ли платить потребитель за испорченный им в магазине товар? 

Потребитель всегда прав, а стало быть – не должен. Примерно такой ответ можно найти на просторах Сети. Ответ неправильный. Дело в том, что закон о защите прав потребителей никаких преимуществ по сравнению с общими правилами гражданского законодательства гражданам-покупателям не предоставляет.

Действует общая статья 1064 Гражданского кодекса РФ, в которой написано: вред, причинённый имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

Словом, испортил, разбил, сломал – оплачивай. Но есть серьёзный нюанс. Ответственность в этом случае не может наступить без вины. Если бутылка упала с верхней полки и разбилась не потому, что покупатель такой неуклюжий, а потому что была небрежно поставлена продавцами, если в магазине так тесно, что не пройти, не задев товар, если товар упал с ленты на кассе, если… Таких «если», освобождающих покупателя от ответственности, существует великое множество. И доказывать их наличие придётся покупателю. Да, да, именно ему.

По закону освобождение от ответственности происходит в том случае, если тот, с кого требуют ущерб, докажет, что вред причинён не по его вине. Другое дело, что доказывать всё-таки нужно эти обстоятельства в суде, а не охраннику магазина на повышенных тонах.

Поэтому самая правильная позиция в таких случаях – не ругаться, спокойно предложить работникам магазина зафиксировать произошедшее, самому озаботитьтся тем же, включая фотографирование на телефон и привлечение свидетелей, после чего предложить разобраться в суде. Не стоит отказываться и бояться вызова полиции. Это тоже один из способов объективно  зафиксировать  произошедшее.

Однако на практике магазины редко пользуются своим правом на обращение в суд. Стоимость испорченного товара как правило невелика и судебная тяжба с покупателем может принести куда больший репутационный вред, чем возмещение копеечного ущерба.

Уважаемые читатели, возникающие у вас вопросы на юридические темы вы можете направлять на электронный адрес редакции (news@vnovgorode.ru.) с пометкой «Юр.отдел». Ответы на наиболее актуальные и интересные из них мы будем публиковать в нашем издании.