Чуть менее месяца осталось до Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка»/Kingfestival. Он пройдёт в Великом Новгороде с 21 по 25 апреля уже в 14-й раз. Новгородцы увидят 15 спектаклей из Франции, Швеции, Италии, Лихтенштейна, Южной Кореи, Китая, Португалии, Бельгии, Германии и Латвии. Россию представят театры из Орла, Петрозаводска и города Нягань. В ближайшие дни начнётся продажа билетов.

О том, что ждёт гостей «Царь-Сказки», чем живёт сегодня «Малый», и о языках современного театра нашему изданию рассказала художественный руководитель фестиваля Надежда Алексеева.

Кого ждём в гости?

В этом году география фестиваля достаточно обширна: представлены театры Европы, Азии и России. Что касается нашей страны, нам было важно показать спектакли из других российских регионов, кроме Центрального и Северо-Западного. Поэтому к нам приедет Театр юного зрителя из города Нягань (республика Югра) со спектаклем «Научи меня летать». Театр «Свободное пространство» из Орла привезёт спектакль по произведению Марины Цветаевой. Из Петрозаводска приедет Кукольный театр Республики Карелия со спектаклем «Стойкий оловянный солдатик». Сюжет рассказан детьми военного времени, поэтому романтизм сказки и дополняется новой драматургией. 

Я очень рада, что на фестивале будет представлено немало спектаклей театра движения, современного танца. В нашем театре действует лаборатория, изучающая этот жанр, и мы представим спектакль «Однажды я исчез» в день открытия фестиваля 21 апреля.

Достаточно острым кажется мне спектакль «Каин и Авель» компании «Родизио» (Италия) и театра «Так» (Лихтенштейн). Он ориентирован на подростков и говорит на их языке, не умничает. Через театр движения, в том числе через хип-хоп и городскую субкультуру, они преломляют легенду о братьях.

Малышам будет интересно увидеть работу «Зигзаг» из французского Руана и шведскую «Коробочку с секретом». Такие спектакли учат ребёнка воспринимать театральное искусство не «одноканально», а всеми органами чувств. Мне важно рассказать новгородской публике о том, как развивается современный театр и о том, что ребёнок должен научиться воспринимать искусство.

Zigzag 0707

Бельгийский спектакль «Жили-были» – европейская клоунада, которую мы не увидим в Новгороде. Это целый жанр, который не близок к цирку и несёт ироничный, сентиментальный взгляд на мир.

О «Балладе о маленьком буксире»

Мы покажем этот спектакль на фестивале. Он, в отличие от нашей недавней премьеры «UFO», вписывается в контекст. В декабре спектакль получил награду Международного театрального фестиваля «Рождественский парад» в Санкт-Петербурге.

О специальной программе фестиваля

В то время как зрители смотрят спектакли, триста участников фестиваля решают проблемы искусства сегодняшнего дня. Работает лаборатория «Молодая критика – театральное будущее», в которую заявилось 80 российских и иностранных участников. Мы отобрали 16 человек, среди которых 4 иностранца. В этом году лаборатория отметит 10-летие, и я горжусь тем, что из её участников выросли профессиональные журналисты и критики, например, Евгений Бабушкин, Евгений Авраменко и другие.

Пройдёт круглый стол директоров международных театральных фестивалей. Мы организуем мастер-классы и лекции в НовГУ. Кроме того, продолжится работа в рамках совместного проекта театра «Малый» и городского театра Билефельда.

Миссия «Царь-Сказки»

Фестиваль для нас – способ рассказать о направлениях и движениях, о том, что бурлит в театре, о тенденциях развития. Мы собираем достаточно «остроконечные» истории.

Например, будет спектакль из Португалии, где трое достаточно брутальных мужчин путём визуализации на английском языке под джаз рассказывают историю Макбета, снося на своём пути все преграды относительно нашего понимания этого сюжета. Остро-альтернативной вещью можно назвать спектакль «Я позову своих братьев» городского театра Билефельда – это история о эмигрантах.

Будет представлен и традиционный театр. Это китайская опера «Шатёр лёгкого ветра» и корейская сказка «Мальчик и дерево». Именно в Корее могли сделать таких живых, круглолицых кукол.

Театр из Нантера (Франция) привезёт спектакль «Собачье сердце», который выстроен как диалог с русской культурой, и это очень бережная попытка. Со стороны они увидели в этом произведении то, чего я раньше не замечала.

О фестивальном зрителе

Иногда публика уходит озадаченной, иногда восторженной, но столько молодёжи, как на фестивале, я не вижу потом никогда и нигде.

IMG 90151

О взаимопонимании с чиновниками

Понимания, нужна ли «Царь-Сказка» городу, нет. Я благодарна мэру за то, что в декабре, когда нас «выкинули» из бюджета, он обещал помочь найти средства и сдержал своё слово.

В наш фестиваль вкладываются мэрии тех городов, из которых приезжают театры, культурные институты, театральное сообщество. Доля Великого Новгорода, включая бюджетные, спонсорские средства и выручку от билетов, едва ли составляет треть всех затрат на проведение «Царь-Сказки».

Я понимаю, в какой ситуации мы сейчас живём, но с другой стороны, если мы не будем заниматься мозгами людей, ситуация так и не изменится.

О культурных связях с Европой

В 2015 году культурные связи оказались под угрозой, от нас все «отшатнулись». Сейчас напряжённость ещё остаётся, многие культурные институты ушли. Но наш фестиваль имеет шлейф позитива, и поэтому, например, Французский институт в этом году сам вышел на связь с предложением о поддержке. У профессионалов всегда хватает сознательности, чтобы отделить искусство от политики.

Ремонт и реконструкция здания театра

В прошлом году нам сделали ремонт фасада и входной группы. Обойдите вокруг театра и вы увидите, что плитка развалилась. А уже через месяц мы встречаем фестиваль. Конечно, подрядчик взялся всё переделать, но я не уверена, что они продолжат работы, если пойдут дожди.

Реконструкция требует гигантских средств и такого же человеческого ресурса. Проектно-сметную документацию мы ждём уже пятый год. Теперь обещают объявить конкурс в мае. А ведь в этом здании работает не только театр, но и музыкальная школа. И дело не во внешнем виде, а в требованиях пожарной безопасности. Нам уже назначили огромный штраф. И выплачивать его обязаны мы, а не администрация города, и это несправедливо.

нЯГАНЬ научи меня летать

О поддержке муниципальных театров

Действительно, партия «Единая Россия» решила поддержать муниципальные театры. Это важно, потому что такие театры напрямую зависят от финансового положения города или от гранта, который они могут выиграть. Речь не идёт о средствах на реконструкцию. Возможно, нам удастся поправить положение звукового и светового цехов.

Чем завершится театральный сезон?

Готовим небольшое «сочинение», связанное с шекспировскими сюжетами – очень интересная задумка. Детям покажем «Удивительное путешествие кролика Эдварда» совместно с рижским кукольным театром.

В июне мы представим «Где живёт ветер» на Международном театральном фестивале Треф в Таллине, а «Вдребезги» отправится в Орёл на театральный фестиваль «LUDI».

Как отметим День театра?

25 марта мы покажем спектакль «UFO», а также презентуем видеоролик и афишу фестиваля и проведём розыгрыш постеров, магнитов и других подарков.

Об «UFO»

Это провокация, которую автор пьесы не скрывает. Мы же любим поговорить о смысле жизни, ну так давайте. Только к чему мы придём и хотим ли мы это знать? Это современная драматургия, которая задаёт всё те же вечные вопросы, собирает в одном пространстве разных людей с разными обстоятельствами и сталкивает их. И мы видим современный срез. Там нет плохих и хороших – все и плохие, и хорошие. Нет глупых или умных ответов. И нельзя не оценить иронию посыла – неужели должны прилететь инопланетяне, чтобы мы задумались о том, как мы тут живём?

О современном театре

Театр сегодня ведёт существование с размытыми границами. Не зря его называют постдраматическим. На мой взгляд, заканчивается эра режиссёрская, вперёд выходит личность. Руководить театром может художник, как например, в Лаборатории Дмитрия Крымова, или музыкант, как Теодор Курентзис в Перми, демонстрирующий образец не симфонического, а полифонического мышления на грани драмы в своих операх. Выступает личность – образованная, художественная, способная собирать истории вместе, но рассказывать их разными языками. Современный театр – своеобразный Вавилон в хорошем смысле этого слова, и чем больше языков зритель знает, тем больше театр сможет ему предложить.

Фото и видео предоставлено театром «Малый»