На попечении реставраторов Новгородского музея-заповедника находится свыше 800 тысяч памятников истории и искусства, которые постоянно преумножаются благодаря археологическим раскопкам и регулярным приобретениям. Каждый предмет требует индивидуального подхода, а процесс реставрации может растянуться на годы и даже десятилетия. И все работы скрупулезно подсчитаны. Реставраторы озвучили цифру за 2016 год – 727 предметов вышли из 8 мастерских. Лидером стала мастерская реставрации археологической древесины и кожи – 373 единицы хранения, на втором месте мастерская реставрации металла – 185 единиц.

Кстати, эти две мастерские выступили в совместном проекте. Заведующая мастерской реставрации археологического дерева и кожи Лариса Кокуца и реставратор мастерской реставрации металла Игорь Приходько выполнили работы по восстановлению транспортировочной орудийной лыжи времен Великой Отечественной войны. Экспонат возвращен в Музей Северо-Западного фронта, Старорусский филиал Новгородского музея.

Крупнейшие выставочные проекты ушедшего года позволили реставраторам поработать поистине с уникальными произведениями искусства, которые были представлены публике. Из музея-заповедника «Царицыно» на днях возвращаются экспонаты, составившие выставку «Похвала заступнице». Кроме известных шедевров из экспозиций Новгородского музея, художники-реставраторы икон, тканей и металлов трудились над фондовыми вещами.

Картины из личной коллекции Николая II отправились на выставку «Царское Село. Александровский дворец и его венценосные владельцы». Одну из них, «Василия Блаженного» К. Лебедева специально подготовила заведущая мастерской реставрации масляной живописи Татьяна Бодина. В зал живописи XVIII века экспозиции Музея изобразительных искусств возвращен после художественной реставрации мастером портрет Е.А. Неклюдовой кисти В.Л. Боровиковского.

Там же, в Музее изобразительных искусств, прошла выставка «Грузино – «маленький Петербург» графа Аракчеева». Для неё реставраторы графики работали с видами имения Грузино, реставраторы тканей воскресили одеяния священнослужителя из бархата, покрывавшего саркофаг Александра I, реставраторы металла позволили увидеть фрагменты не сохранившегося памятника императору, надгробную плиту возлюбленной Аракчеева из усадьбы и многое другое.

Необходимо вспомнить и о двух чугунных львах, которые теперь снова привычно сторожат вход во Владычную палату. Художники-реставраторы Ольга Беляева и Игорь Приходько провели настоящее расследование, чтобы восстановить утраченные части скульптур.

В мастерской реставрации тканей Лилией Титовой и Светланой Чуткиной было завершено восстановление двусторонней пелены (хоругви) XVI века, начатое под руководством специалистов ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря. А заведующим мастерской реставрации темперной живописи Юрием Александровым продолжена расчистка иконы «Богоматерь Одигитрия» XIV века, начатая в отделе реставрации темперной живописи Русского музея. Этими работами специалисты музея подтверждают, что находятся на высочайшем профессиональном уровне, а в чем-то и превосходят мастеров ведущих реставрационных учреждений страны.

Наконец, реставратор мебели Валерий Мисевич продолжает работу над предметами интерьера для новой экспозиции, посвященной роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» в доме Беклемешевских в Старой Руссе.

Фото автора