В Великом Новгороде и Старой Руссе продолжается ХXIV Международный театральный фестиваль Ф.М. Достоевского. Онлайн-дневник фестиваля на «ВНовгороде.ру» ведёт поэт, перформер, руководитель перформанс-группы «Омлет для любимой женщины» Яна Лебедева.

Третий день XXIV фестиваль Достоевского играет с нами формами и ритмами, а мы и не сопротивляемся. Фестивальные выходные начались с «Архивариуса», коллаборации актёров «Нашего театра», музыкантов «АукцЫона» и театра Буто ODDdance.

Краткая справка: буто – эстетика телесности, в которой совсем нет и не должно быть желания понравиться, впечатлить или рассказать историю. Есть анимализм, есть вдохновение природой, движение, которое требует больше созерцания, нежели чем осмысления.

В «Архивариусе» актёры ODDdance’а много и умело взаимодействуют с предметами: перчатками, очками, платьями, существуя на обильно усыпанной осенними листьями сцене. Одновременно с этим практически непрерывно звучит текст «Бесов», который для тех, кто не тренировался на аудиокнигах и подскастах (для меня), звучит скорее аккомпанементом к действию наряду с музыкальным сопровождением и видеорядом.

bGUd8N XVCM

Итого: танец, текст, видео, музыка. И даже кукла трикстер-Петрушка. Всё это работает согласно эстетике буто скорее на чувственное восприятие, чем на логическое мышление.

Вс. Мейерхольд говорит: «Нельзя смотреть на поэзию исключительно как на стремление что-то сказать. «А что там сказано?» – «Ничего там не сказано!» Читайте стихи и наслаждайтесь ритмом из-за размещения ударных и неударных слогов, воспринимайте поэзию не с точки зрения содержания, а с точки зрения формы». Так же и здесь: ты либо подключаешься к этому ритму, кинестетически сопереживаешь минималистичным движениям, либо для тебя этого не случается. Сегодня. И с этой точки зрения каждый спектакль – это риск и со стороны зрителя, и со стороны деятелей.

bGUd8N XVCM

Воскресная часть фестиваля прошла под девизом «Впервые». Впервые в программе был кукольный театр, впервые прозвучало концертное исполнение романа «Игрок».

Владимирский областной театр кукол рассказал о «Белых ночах» XIX века с помощью кукольных Мечтателя, бабушки, бесконечно вяжущей и повторяющей ворчливое «Наказанье!», Настеньки и её возлюбленного. Одновременно с этим – мир «Белых ночей», задуманный как современный, история которого разворачивается в книжном пространстве, где два героя, сидя на скамейке, читают одну и ту же книгу, герой-мечтатель пытается завоевать сердце героини томиком Достоевского и бесплатным кофе в открыточном Петербурге. Их книжную реальность, как и реальность кукольных персонажей, нарушают безымянные Возлюбленные. Оба мечтателя в разных формах получают «Спасибо» как предложение остаться во френд-зоне.

Fx9fTG7QZAc

«Белые ночи» обозначены как «сентиментальный роман», сентиментальный и есть спектакль в программе фестиваля. Разлетающиеся строчки письма Настеньки к Мечтателю, чтение «бумажных книг» вдвоём на лавочке – очень юношеские настроения, которые заставляют задаваться вопросом, есть ли место этой сентиментальности в реальности зрителей.

eKT145AWo6U

Второе «Впервые» – совместная работа Государственного Русского Театра Драмы имени Ф.А. Искандера и концертного хора Санкт-Петербурга.

С одной стороны, здесь – минимализм в сценографии. Акценты в спектакле расставлены с помощью лучей, столпов света, выхватывающих из мрака лица и ладони героев. Противопоставление мрак/свет, в которой игромания соседствует с попыткой чувства. С другой – эмоциональная подача актерского состава, полнозвучность «Реквиема» Моцарта от артистов хора, вторжение в пространственную часть зрителя. Как итог – чередование одержимости и сдержанности, мании и депрессии.

BvZtUaWFoZM

Интересно, как, кажется, практически не содержащий религиозных отсылок роман Достоевского, сосредоточенный на страстях и зависимости, где присутствует даже не смерть, а только ожидание смерти, оформляется моцартовской заупокойной мессой. Монолог Алексея Ивановича, полный надежд отыграться, и процессия хора; человек за человеком, уходящие со сцены, оставляющие звуковой шлейф.

zPzp2nny91M

Фото Сергея Гриднева