В Великом Новгороде и Старой Руссе стартовал ХXIV Международный театральный фестиваль Ф.М. Достоевского. Онлайн-дневник фестиваля на «ВНовгороде.ру» ведёт поэт, перформер, руководитель перформанс-группы «Омлет для любимой женщины» Яна Лебедева.

XXIV фестиваль Ф.М. Достоевского – конечно, фестиваль вопреки. Ноябрьские просмотры стали для нас чем-то уже традиционным, тем более странно представлять себя в этой точке уже другим, перепрошитым: «Вот если бы нам в прошлом году показали нас сейчас». Мы сейчас – сплошная дистанция, скрытая половина лица.

В это время первый спектакль фестиваля, «Братья Карамазовы» от Санкт-Петербургского Небольшого Драматического театра – торжество контакта. Бесконечный обмен жидкостями, смотришь – и не веришь. Действия, раньше казавшиеся вполне будничными, теперь кажутся почти экзотическими. Актёры смачно плюются, пьют из одних стаканов, долго целуются, облизывают друг друга, и в этом заключена такая красота, которая как в приведенных в фестивальном трейлере словах Достоевского «не только страшная, но и таинственная вещь». Это физичность, которая способна притягивать и отталкивать одновременно. Высшая точка физичности в спектакле – история Лизаветы Смердящей, соединившая в себе сцену и зачатия, и рождения.

RsrXiTksII0

Спектакль, выросший из студенческой работы, — это субъективная версия «Братьев», в которых Алеша – практически греческий бог, умеющий и Pole-dance, если потребуется, а Смердяков – практически метросексуал. Добавлю — метросексуал, к которому испытываешь большую симпатию – до чего трогательной видится сцена, когда он наносит духи на запястья или наливает чай перед тем, как открыть дверь.

RTP8yTppOQA

В работе НеБДТ очень много иронии, и не всегда понимаешь, где ирония, а где – искренняя любовь к персонажу, попытка его реабилитировать и очеловечить настолько, насколько это возможно.

Организующим элементом пространства здесь выступает столб, по которому стучат, взбираются, на котором любят и вешаются. Вокруг столба и собираются братья в последней живописной сцене (уверена, что к ней есть точный ренессансный референс, но я не могу его найти), фотография которой до спектакля, судя по всему, вызвала какие-то неоднозначные реакции. Почему может отталкивать физичность? Мне – непонятно, но это очень интересный вопрос для исследования. Когда-нибудь, возможно, мы к нему вернемся.

qXGNQArkt9w

Фото Сергея Гриднева и из архива Небольшого драматического театра