В наследии Ф.М. Достоевского есть произведения, которые никогда не сойдут с мировых театральных сцен. Раз за разом постановщики ищут в них обаяние старины, острые вопросы, воплощённые в изяществе литературных фраз, немыслимого страдания и болезненного попадания в современность. Не всем сочинениям писателя так повезло. В афише Фестиваля Достоевского 2019 года редкостей по названиям нет, но есть весьма редкие, неожиданные прочтения.

Сразу четыре версии романа «Идиот» – ещё одна изюминка предстоящего фестиваля. Не много ли? – вздохнёт зритель. Конечно, можно совершить подвиг и посмотреть их все, но лучше выбрать именно тот ракурс, который покажется наиболее интригующим. Начнём с большого костюмного спектакля Санкт-Петербургского православного драматического театра «Странник». Режиссёр Владимир Уваров любит Достоевского и ставит его со всеми классическими акцентами, ведя зрителей по страстному, трагическому и возвышенному сюжету любви и духовного поиска. Труппа театра специально согласилась сыграть спектакль дважды – 6 ноября в 18:30 на сцене культурного центра «Русич» в Старой Руссе и 7 ноября в 19:00 на сцене Дворца культуры и молодёжи «Город» в Великом Новгороде.

А чтобы буквально проследовать за героями «Идиота», нужно ехать на единственный показ в Музей романа «Братья Карамазовы» в Старую Руссу. Московский драматический театр им. Сергея Есенина представляет многочасовой спектакль-бродилку. В оригинале он играется в залах дворянских дворцов, но и купеческий дом XIX века тоже сгодится, чтобы передать манящее изящество и тёмные страсти эпохи Достоевского. Перемещаясь вслед за актёрами из локации в локацию, зрители пройдут все круги трагического карнавала 11 ноября в 18:30 в упомянутом уже музее.

Другие две версии «Идиота» из славянских стран непременно нужно смотреть комплектом. Мужской и женский взгляд на любовный треугольник Мышкин – Настасья Филипповна – Рогожин погружает в бездны безумия и поисков себя в странно устроенном мире. Театр при культурном центре «Антон Панов» в Струмице (Северная Македония) отправляет нас за воспоминаниями двух страстно влюбленных мужчин в таинственное пространство. Битва двух незаурядных личностей происходит в андеграундной среде, где сняты табу на общественную мораль и приличное поведение. Режиссёр Горан Тренчовски переплетает бред и явь в течение одной очень необычной ночи. Но она состоится довольно рано, 9 ноября в 13:00 на сцене Новгородской областной филармонии им. А.С. Аренского.

 

Готическую стильность увидела в «Идиоте» и Татьяна Малиновска-Тышкевич, создатель театра «Nie Ma» в Щецине, Польша. Чувственный и воздушный спектакль – это откровенный разговор о месте и роли женщины в обществе. Оказавшись между интересами двух мужчин, Настасья Филипповна обречена. И есть ли цена у свободы, любви, обладания? Постановка тоже балансирует на грани реалистичности и фантастики, завораживает и пугает сильными сценическими решениями. Самое время отправиться за нашими страхами надеждами 11 ноября в 21:00 на сцене Новгородской областной филармонии им. А.С. Аренского.

Редкий фестиваль Достоевского обходится без «Белых ночей». Уж слишком лакомое это произведение для сцены, особенно когда в труппе есть романтическая молодёжь. Независимый театральный проект Татьяны Каретиной «Мечтатель» из Санкт-Петербурга – это исследование человеческого одиночества. Два типичных петербургских Мечтателя создают театр в любом месте и пространстве прямо на глазах у зрителей из классического текста и собственной молодости. Фестивальная версия состоится 12 ноября в 18:30 в комнатах Дома-музея Ф.М. Достоевского в Старой Руссе.

Также у жителей Старой Руссы есть уникальная возможность познакомиться с «Селом Степанчиковым и его обитателями» в принципиально разных версиях. Московский театр «Внутреннее зрение» особенный – он создан при Всероссийском обществе слепых. Театр хорошо известен и имеет своих поклонников, постоянных зрителей. Молодой режиссёр и драматург Виктория Доценко вместе с артистами воссоздаёт сатирический тоталитарный мир Степанчикова, выписанный смеющимся Достоевским. Перед нами простые, но заблудившиеся в собственном невежестве люди. Сочные характеры и искренняя игра актёров станет подарком фестивальной публике 10 ноября в 18:30 на сцене культурного центра «Русич».

А затем Старую Руссу посетит коллектив с далёкого Севера – Воркутинский драматический театр им. Б.А. Мордвинова. Несмотря на тяжелые природные условия и непростую историю тех краёв, в этом театре тоже любят классику и Достоевского. Феерическое «Село Степанчиково и его обитатели» сделано с богатой фантазией, живостью. Тиран Фома Опискин, русский Тартюф, вдоволь натешится над семьей доверчивого генерала Ростанева, превратив село в изощренный театр 13 ноября в 18:30 на сцене культурного центра «Русич».

Еще одну классическую комедию из повествовательного репертуара Достоевского покажет Минский областной драматический театр. «Дядюшкин сон» из тех историй, которые можно смотреть бесконечно. Вновь Москалёва будет устраивать брак своей дочери с престарелым князем, а проворный Мозгляков расстроит все наполеоновские замыслы. Виртуозный сюжет, красочные костюмы и нравы XIX века, тем не менее, напомнят нам нас сегодняшних 9 ноября в 19:00 на сцене Новгородского академического театра драмы им. Ф.М.Достоевского.

Один из самых трагических и загадочных сюжетов. И один из самых неожиданных спектаклей фестивальной программе Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина из Барнаула покажет «Кроткую». Это история женщины, которая искала защиты, но нашла лишь мужской эгоизм и насилие. Это история мужчины, задавленного собственными пороками и не сумевшего оценить доверие со стороны такого же потерянного существа. Это битва ангела и демона за душу человека. И это очень сильный, современный спектакль, который мы увидим 12 ноября в 19:00 на сцене Новгородского академического театра драмы им. Ф.М. Достоевского.

«Неточку Незванову» Достоевского не слишком часто ставят на театральной сцене. Разветвленный и не слишком динамичный сюжет с трудом поддаётся инсценировке. И только в Ереванском драматическом театре им. Гр. Капланяна отважились поставить произведение почти целиком. Темы страданий ребёнка, гения и злодейства, женской эмансипации воплотились в красочном спектакле. Атмосфера XIX века, тщательно воссозданная в деталях, нисколько не заслоняет злободневности. Зрителей ждёт встреча с высоким театральным искусством, сближающим народы России и Армении 7 ноября в 19:00 на сцене Новгородской областной филармонии им. Ф.М. Достоевского.

Информация обновлена: как стало известно нашему изданию, за несколько дней до фестиваля ведущая актриса Ереванского драматического театра имени Гр. Капланяна получила серьёзную травму на репетиции. К сожалению, театр не сможет представить новгородцам свой спектакль «Неточка Незванова».

В финале нашего путешествия обратим внимание на знаковое произведение Достоевского для нашей местности – «Братья Карамазовы». Московский Театр Скорика представляет спектакль «Брат Алёша». Театром руководит известный педагог, режиссёр МХТ им. А.П. Чехова Николай Скорик. Театр сложился из актёрского курса, для которого пресловутая «система Станиславского» - не пустая формула, а живой процесс. Пьесу же классика советской драматургии Виктора Розова по мотивам романа Достоевского поставила его дочь, Татьяна Розова. Искренняя молодёжь воплотит одни из самых лиричных страниц книги, посвященных детям 9 ноября в 16:00 на сцене центра культуры «Диалог».

Завершит фестивальную программу монументальная постановка Петра Орлова «Братья Карамазовы» в Рыбинском драматическом театре. Не пытаясь уместить все сюжетные линии, режиссёр, тем не менее, удивит публику сценами, которые обычно упускают из вида. Развёрнутый актерский ансамбль одного из старейших театров России с динамичность и жесткостью прогрузит в пучину страстей Скотопригоньевска, где живут святые и черти 13 ноября в 19:00 на сцене Новгородского академического театра драмы им. Ф.М. Достоевского.

Фестиваль организован Министерством культуры Новгородской области, Новгородским областным театрально-концертным агентством, Новгородским музеем-заповедником при поддержке Министерства культуры России и Правительства Новгородской области.