Новгородские журналисты сегодня смогли побывать в реставрационных мастерских государственного объединённого музея-заповедника. Необычная экскурсия прошла в преддверии выставки «От обители земной в обитель небесную», которая откроется в сентябре. Выставка приурочена к 900-летию собора Рождества Богородицы Антониева монастыря и 825-летию Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря. Какие памятники культуры и уникальные предметы войдут в экспозицию, прессе рассказали сотрудники и эксперты музея.

DdUR bKaNe8

В мастерской реставрации тканей завершается подготовка к выставке уникального надгробного покрова преподобного Варлаама Хутынского, вложенного царем Фёдором Иоанновичем и его супругой Ириной Годуновой в Хутынскую обитель в 1579 году. Этот памятник, исполненный в царской «светлице», – самый известный из трёх сохранившихся лицевых покровов преподобного Варлаама.

Святой изображён в традиционном облачении. Покров вышит золотом, серебром, расшит жемчугом, рубинами и сапфирами по шёлковой ткани, – говорит старший научный сотрудник музея, куратор выставки Елена Игнашина.

Реставрация длилась около десяти лет. Заведующая мастерской Наталья Рябовичева выполнила очистку покрова, выправление деформаций, укрепление нитей.

c4d5086c16c66216d1bc98e987a84083

Работа над вторым экспонатом длилась около пяти лет. Это памятник домонгольского шитья, епитрахиль XII века, которую предание приписывает преподобному Варлааму Хутынскому.

Это обязательная часть церковного облачения. Анализ пигмента подтвердил раннее происхождение этого предмета: конец XII – начало XIII века, – говорит Елена Игнашина. – Мастерские по шитью существовали во всех крупных женских монастырях, а также богатых боярских или великокняжеских семьях, которые могли позволить себе приобрести такие дорогие привозные материалы. Такая работа стоила дороже написания иконы и росписи храма.

При создании епитрахили также использовались шёлк, золотые и серебряные нити, жемчуг и золотые нити. Оба памятника исходят из Хутынского монастыря.

 589ec209b9f3468fa556866b988a4328

В мастерской реставрации металла журналистам показали четыре памятника декоративно-прикладного искусства. Наиболее впечатляет напрестольное Евангелие XVIII века, также из Хутынского монастыря:

Это Евангелие было напечатано в московской типографии в 1759 году при императрице Елизавете Петровне, а через 12 лет по повелению архимандрита Лаврентия началась работа над окладом, – рассказывает эксперт по технико-технологической экспертизе музейных предметов Наталья Гормина.

Серебряный оклад украшает изысканный позолоченный орнамент, обрамляющий эмалевые накладки с образами Воскресения Христова и евангелистов на лицевой стороне и чеканное изображение преподобного Варлаама Хутынского – на оборотной.

Это самое самое большое Евангелие в коллекции музея. Внушает уважение и вес памятника: около двух пудов или почти 32 килограмма, 12 из которых – серебро.

01b3ab0c5e755a5a279ba109a2ac4174

Оклад ещё одного Евангелия был выполнен в стиле барокко при Екатерине II по повелению владыки Иоакима. На его застёжках размещены изображения апостолов Петра и Павла.

Из предметов богослужебной утвари Антониева и Хутынского монастырей в экспозиции будут представлены дарохранительница, выполненная новгородским мастером, и кандило. Последнее – осветительный прибор, в переводе с латинского «свечник». Это довольно редкий и, как выражаются реставраторы, «разновремённый» предмет, поскольку его детали относятся к разным эпохам.

tWyHhh45FuU
В мастерской реставрации темперной живописи в ходе подготовки к выставке удалось сделать важное открытие. В процессе удаления потемневшего лакового покрытия на монументальной иконе из церкви Апостола Филиппа были обнаружены датировка – 1703 год, и имя художника, ранее незнакомое историкам. Василий Иванович Москвитин, по всей видимости, относился к известной династии иконописцев.

Икона изображает новгородских святых – святителей Никиту и Иоанна, преподобных Антония Римлянина и Варлаама Хутынского.

Уникальный надгробный покров, «двухпудовое» Евангелие и икона

В военное время иконостас был вывезен в Германию, в 1946-1947 годах был возвращён и хранился в наших фондах, – поясняет заведующий мастерской Юрий Александров.

Фото автора и Сергея Козлова