Мы уже начинаем привыкать, что Городской театр Билефельда на KINGFESTIVAL – это встреча с острыми современными текстами и, по выражению шеф-координатора фестиваля Татьяны Бобровой, электрической актерской командой. На такое театральное искусство подсаживаешься.

Этот театр не ищет формы, но тексты. Актеры не выбирают способ существования, они выходят и действуют. Театр человеческих тем, театр смыслов, театр как контрастный душ в многообразии жанров современного сценического искусства.

Ich rufe meine Brüder – это сценическая адаптация текста шведского писателя и публициста Юнаса Хассена Хемири о молодых людях, представителей, как у нас принято говорить, диаспоры. Главный герой, поставленный в критическую ситуацию, выявляет не только морально-политические проблемы общества, но и становится героем нашего времени с глубокой душевной травмой.

doc27425420 444714764Когда главного героя Амора (любовь – какая ирония!) начинают подозревать в совершении теракта (речь о подлинных взрывах в Стокгольме в декабре 2010 года), он ищет защиты у друзей и родственников, но психика от напряжения и страха начинает давать сбои. Как вести себя дома, на улице, в торговом центре? Амор проигрывает в воображении все возможные линии поведения. Затаиться и быть похожим на других, мило улыбаться. Вести себя вызывающе, взять на себя ответственность за преступление. Границы реальности начинают стираться, пока не приходит откровение. Все наши страхи порождены нами самими, противник - это наше отражение.

Спектакль строится из множества ситуаций, бытовых и сюрреалистических, юмористических и агрессивных, жестких. Вслед за автором театр исследует сложные психологические дилеммы, поставленные обществом перед человеком. Чувствовать себя в постоянной опасности, искать своих среди чужих, или раствориться в людском потоке, утратить личность… Это бронебойный посыл в подростковую европейскую аудиторию, которую окружают проблемы столкновения с эмигрантской волной. Но нам понятно, что и здесь, в России этот разговор столь же до боли актуален. Достаточно заглянуть в материалы СМИ накануне фестиваля.

Но кроме содержания, нам также важна форма, с которой театр выходит к своему зрителю. Спектакль в постановке Дирка Ширдевана обнаруживает органичное соседство динамичного повествования, актерских этюдов, лозунгов и своеобразной поэзии в прозе. Костюмы взяты в тех же магазинах, где бывают школьники, а сценографическое пространство условно до жеста (художники Лорена Диаса Штефенс и Ян Хендрик Найдерт). Зрительский полукруг и помост в центре. Всё в черных тонах, позволяющих сконцентрироваться на стремительной, пробивной артикуляции текста. Прекрасный образец актёрского отстранения, который демонстрируют Седрик Каваторе, Гвидо Шикоре и Лаура Мария Хансель, редко доступен российскому зрителю в драматическом театре. Смена персонажей происходит простым называнием, никаких приспособлений. Пожалуй, только повышенный градус экспрессии и сам факт нахождения в условном игровом пространстве отличает этих персонажей от зрителей вокруг. А потому так легко обратиться к публике, вызывать на диалог и физический контакт, но в то же время «забыть» и остаться в «публичном одиночестве».

Но, в общем, Городской театр Билефельда не требует театрально-критического высказывания, он вызывает совершенно на иной разговор. Актуальный, как новостные сводки.

doc27425420 444714770

Отражения/Reflections

Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» решил показать гостям KINGFESTIVAL инсценировку «Баллады о маленьком буксире» Иосифа Бродского. Это одна из самых заметных последних премьер для детей, уже с восторгом принятая петербургской критикой.

В спектакле удачно сошлись сразу две мечты режиссера Надежды Алексеевой – поработать с Бродским и песочной анимацией. Текст достался Андрею Данилову, рисование – Олегу Звереву. Но режиссёр пошла еще дальше, добавив в постановку приемы театра объектов. За жизнь миниатюрных, но очень подвижных персонажей отвечают Елена Федотова и Кристина Машевская.

5jRvjhT2YUA

Спектакль неспешный, настраивающий зрителя на мягкое, доброе и проникновенное чтение поэзии и созерцание анимированных изображений, в которых много юмора и лирики, образов и аллегорий. О премьере мы уже писали.

Фестивальная публика смотрела, затаив дыхание. Конечно, нашлись те, кто не смог проникнуться ностальгическим духом, созданным благодаря современным, в общем-то, сценическим техникам и приёмам. Очень чётко свою трактовку сформулировал критик Леннарт Пип из Эстонии. Для него спектакль стал историей о жизни и смерти человека, которую важно рассказать ребёнку.

Петербургский театровед, профессор РГИСИ Елена Горфункель отметила, что детские песни советских времен, которые звучат в спектакле, никогда не были ей близки. Но в контексте постановки вызвали слезы – настолько режиссёру удалось передать ностальгическое настроение.

Участники фестиваля уже потихоньку разъезжаются по домам, а «Баллада о маленьком буксире», к счастью, остается в репертуаре. Следите за афишей театра «Малый».

zhZu8UuCCi0

Фото Анны Ващило и Ольги Михалёвой