Представьте себе картину: половина ваших любимых магазинчиков и кафешек в центре Великого Новгорода одновременно закрываются. Не можете? А придётся, и уже в не такой далёкой перспективе. Дело в том, что многие новгородские предприниматели стали получать «письма счастья» из налоговой, согласно которым у некоторых суммы платежей по налогам за недвижимое имущество возросли одномоментно в 10 раз! Понятное дело, те, кто не закроется, поднимут прайс для нас, своих любимых клиентов...

Это и пути выхода из сложившейся ситуации на днях обсудили в конференц-зале гостиницы «Волхов» предприниматели Великого Новгорода, представители налоговой и антимонопольной служб, а также депутаты Новгородской областной Думы.

Как выяснилось в ходе обсуждений, для многих новгородских предпринимателей стало большим и весьма неприятным сюрпризом начисление налога на имущество по ставке 2% от кадастровой стоимости недвижимости. Участникам мероприятия пояснили, что приказом регионального правительства в конце 2017 года был принят документ (Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость), который позволяет налоговым органам получать огромный налог с местных малых и средних предприятий (кафе, магазины, торговые центры и т.д.).

По мнению предпринимателей, это непомерные сборы, причём у некоторых суммы налога могут достигнуть 500 тысяч рублей. Всё это может привести к массовому закрытию бизнеса (и не только в центре города, разумеется) и, как следствие, к безработице если не в нынешнем, то в следующем году однозначно.

Город умирает, торговли нет совсем, а нам только и думают, что повышать налоги, – заявил директор торгового центра «Барк» Алексей Куштовский. – Но чтобы бизнес выжил, налоги должны быть реальными. Но нет же: мы ведь мосты в Крым строим, да мундиали проводим. А казну как-то пополнять нужно... вот и пополняют за наш с вами счёт...

Депутат Новгородской областной Думы Ольга Ефимова дала свою оценку происходящему: «В условиях, когда экономический рост стагнирует, повысить налоги или ввести новые поборы означает практически единственным простым способом собрать деньги в бюджет, увеличить его доходную часть. Почему приняли данный перечень объектов, не обсудив с предпринимательским сообществом, тоже всем присутствующим понятно. Это принесёт в бюджет значительную сумму».

Начальник отдела налогообложения УФНС России по Новгородской области Наталья Степанова подтвердила, что данный налог действительно принесёт значительное пополнение казны.

У меня лично налог вырос с 7 тысяч рублей до 80! И теперь я не исключаю возможности переезда в другие регионы страны, запросы в префектуры Анапы, Санкт-Петербурга и Московской области уже сделаны. Сейчас выясняю, какие там есть льготы для малого бизнеса и свободные для бизнеса помещения, – призналась изданию предприниматель, хозяйка швейного ателье Светлана. – Я прекрасно понимаю, что для моего швейного бизнеса лучшего положения географического не найти – мы находимся между двух столиц, поэтому очень в мире моды сейчас востребованы: ежемесячно отшиваем до 4000 единиц одежды. А переехав на юг страны придётся менять профиль, однако, мириться с таким отношением, как у нас сейчас к бизнесу, мы больше не готовы. Сама лично знаю нескольких новгородских предпринимателей, которые в этом году уже перебрались на юг. А потом у нас руками разводят – чего это молодёжь и активные люди бегут из Новгорода!

По словам депутата Ефимовой, «сейчас самое время подготовить вдумчивый документ, подкреплённый цифрами, показывающими насколько увеличивается нагрузка на новгородский бизнес, и направить его на рассмотрение в правительство и депутатам регионального парламента. Задача депутатов защищать интересы своих новгородцев, своих избирателей, в независимости от партийной принадлежности. Думаю, что с этим согласятся все депутаты. Нам нужно разобраться в сложившейся ситуации и найти способы разрешения».

Однако позиция другого народного избранника Анатолия Федотова, который возглавляет комитет по бюджету, финансам и экономике в областном парламенте, некоторых предпринимателей несколько насторожила: депутат неоднократно в течение встречи озвучивал мысль о том, что правительство не виновато и не нужно видеть его во всём виновным. Но о том, что законотворчество было и в его руках до принятия перечня, как-то умолчал. Чтобы понять, что же происходило, углубимся в историю вопроса...

Не смогли или не захотели договориться?!

Оказывается, история эта уходит корнями в 2014 год, когда в Налоговый кодекс был внесён ряд изменений. А до вступления их в силу законодатель предусмотрел целых четыре года и различные варианты. Однако некоторые регионы смогли принять правильные местные законы (взять хотя бы соседей псковичей) и установили минимальный порог площади, с которой позволили взимать указанный налог – там это 1000 квадратных метров и те, кто мельче, спокойно живёт и дышит. Некоторые пошли по другому пути и максимально возможный коэффициент ввели не сразу, начав с долей процента, подвели к 2018 году до 1,5%. Одним словом, защитили свой бизнес. Новгородцы же не сделали ни того, ни другого...

Когда этот закон рассматривался местными депутатами, я, как Уполномоченный, неоднократно поднимал этот вопрос, но меня не услышали. Я пытался обратить внимание депутатов на необходимость внести хотя бы с голоса предложение о том, чтобы установить этот минимальный порог, – говорит бизнес-омбудсмен Юрий Михайлов. – Более того, совместно с нашим Аппаратом мы разработали законопроект по ограничениям для малого бизнеса, при этом мы экономически обосновали своё предложение о минимальном ограничении в 1000 квадратных метров.

Но у депутатов, по словам омбудсмена, банально возник спор, если не сказать торг вокруг той цифры, которую нужно принять за основу – каждый тянул в свою сторону.

Разумеется, обращения были и к бизнес-сообществам, которые в свою очередь, писали письма представителям региональной власти. Но когда законопроект всё же был внесён в Думу в ноябре прошлого года, его депутаты добросовестно отклонили. После этого, под "ёлочку", 28 декабря, приказом департамента имущественных отношений был составлен выше названный перечень раздора, вступивший в силу в 2018 году.

Михайлов дважды пытался оспорить его в суде на основании того, что перечень был принят с нарушением ряда процедур. Например, несмотря на то, что принят был в декабре, опубликовали его только в марте.

То есть бизнес, начиная год и строя финансовые планы, не имел возможности узнать и понять, в каких условиях ему предстоит работать.

Поскольку у меня, как у омбудсмена, нет права оспаривать нормативно-правовые документы, я направил материалы в прокуратуру. Кроме того, сегодня порядок включения в данный перечень, по сути, объяснения, кто и почему попал в список, отсутствует. А это значит, что у каждого предпринимателя есть право оспорить включение своего объекта в перечень в суде.

Казуистика? Возможно. Но у новгородских предпринимателей, похоже, появился реальный шанс создать прецедент по отмене включения своих объектов в данный список, позволяющий собирать фискалам непомерную дань.

А почему только сегодня поднялась эта тема, спросите вы? На этот вопрос Михайлов ответил прямо, что не исключает чьи-то политические ходы.

Все эти четыре года, которые государство дало как переходный период, когда другие регионы работали и принимали правильные местные законы, защищая свой малый бизнес, наши молчали. Стучаться приходилось в закрытые двери. Очевидно, было банальное непонимание или нежелание понять, что произойдёт – у одних, и торг и желание получить собственную выгоду – у других.

Любопытно и другое: в то время как на мелкий бизнес обрушилось неподъёмное налоговое бремя, некоторые всё же получат от этого закона выгоду. К примеру, крупные объекты (такие, как Мармелад) даже уменьшат выплаты. Речь идёт о юридических лицах, плативших раньше налог от балансовой стоимости (а она сегодня оказалась выше кадастровой по некоторым объектам – прим.ред.).

Но пока пишутся обращения в правительство и депутатам инициативной предпринимательской группой, которую собрала «Опора МСБ» под руководством Ирины Лебедевой (она же инициатор проведения упомянутой встречи), и первые ласточки пытаются обжаловать попадание в перечень через суд, некоторые предприниматели могут оспорить кадастровую стоимость своего имущества. По словам юриста Натальи Поздняковой, это вполне реально. Главное, не сидеть сложа руки, и начать стучать во все двери: даже если для кого-то это окажется политическим пиаром, выиграть может весь новгородский малый и средний бизнес.

Фото автора и pixabay