Дороги, а точнее их отсутствие – тема порядком надоевшая, но, к сожалению, вечная. А потому бывалые автомобилисты, уставшие тратить нервы и деньги на ремонт машины, уже давно освоили приёмы автомобильного слалома. И вот некоторые из правил, которые позволят свести к минимуму потери на ухабах.

Первое и самое золотое: на разбитой дороге снижайте скорость! Лучше ехать на минимальной тяге, чтобы машина мягко переваливалась через ямы. Включайте, если потребуется, самую низкую передачу и наберитесь терпения. Можете успокаивать себя мыслью «тише едешь – дальше будешь». Хотя есть, конечно, другое мнение, мол, «больше скорость – меньше ямы». Но не смотрите с завистью вслед пролетающим мимо. Тут лучше вспомнить школьный курс физики – сила удара зависит от массы, размеров и скорости. А значит, для подвески такая встряска выльется в огромной стресс, если дело касается глубоких ям. Отдельная история – дорога под названием «стиральная доска». Казалось бы, и неровности небольшие, а «зубодробилка» серьёзная даже на скорости около 20 км/час. Тут вам самим придётся ответить на вопрос, кого пожалеть – машину или себя и пассажиров?

Если вы прозевали препятствие, хорошенько разогнавшись, главное, вовремя проявить мастерство. Вообще, резко тормозить – не самый лучший вариант. В вас может влететь водитель с реакцией похуже. И вопреки распространенному мнению о том, что виноват всегда тот, кто сзади, именно ваши действия будут нарушать ПДД. Правила разрешают тормозить резко лишь для того, чтобы спастись от ДТП. Угроза попасть в яму – не тот случай. Что касается спасения авто, тормозить нужно до ямы, а не в ней. Иначе инерция машины сожмёт пружины передней подвески и нос буквально упадёт в яму со всего маху. Такой удар может покалечить не только подвеску, но и кузов, радиатор, защиту двигателя. Если не успели затормозить перед ямой, используйте другой приём. Резко перенесите ногу с педали тормоза на газ и тогда инерция кузова, теперь уже разгоняемого, разгрузит пружины передней подвески. А так как они сжаты предыдущим торможением, то охотно поднимут нос машины кверху. Небольшую яму получится буквально перепрыгнуть. Потом снова резко притормаживайте, сыграв на инерции кузова, иначе сильный удар придётся на задние колеса и подвеску.

Яма на прямой дороге – это полбеды по сравнению с тем, какой ущерб она может нанести в повороте. Инерция кузова нагружает внешние относительно центра колёса. Для них удар в выбоину или камень особенно опасны. Машину может даже опрокинуть. Так что, если уж попадать в яму, то внутренними колесами, они разгружены, и удар будет слабее. А вот на бугор обычно выгоднее наехать внешними. Неплохо освоить еще один приём. Видя, что одно из колёс вот-вот наскочит на препятствие, прибавьте перед ним газ и, казалось бы, вопреки логике, поверните навстречу опасности. Так вы можете грамотно проскочить и поздно замеченного лежачего полицейского.

Если проезжую часть пересекают железнодорожные рельсы, преодолевайте их не перпендикулярно, а под острым углом. Правда не забывайте, увлечённо крутя руль, смотреть по сторонам. Такие манёвры не всегда согласуются с правилами дорожного движения. Вокруг вас – другие водители, и они не всегда готовы к вашему мастерству.

В общем, двигаться по нашим дорогам – целая наука. Но её стоит освоить и лучше не применять приёмы на практике – городской трассе, а потренировавшись на специальном полигоне. Ну а если вы всё же потеряли в неравной борьбе с ухабами бампер или дорогой диск, вызывайте сотрудников ГИБДД. Пусть инспекторы зафиксируют все повреждения вашего авто. И обращайтесь в суд. Вернуть ущерб вполне реально, правда, это уже тема для другой статьи.

Фото: pixabay