«ВНовгороде.ру». Пауза          Александр Розбаум приступит к работе 10 октября. О первоочередных задачах новый мэр уже рассказал          Указ о частичной мобилизации в Новгородской области: кому и сколько платить, какая ответственность за неявку          В Новгородской области из-за мобилизации резко выросло число свадеб, разводов и установлений отцовства          Новгородский губернатор разъяснил, как правильно провести мобилизацию в регионе          

В минувшую пятницу в рамках внеочередного заседания Думы Великого Новгорода стало известно, что из городского бюджета потратят ещё 20 миллионов рублей на проект реконструкции набережной Александра Невского. Почему еще? Да потому, что в 2013 году уже был разработан проект реконструкции всей набережной Александра Невского, на который было потрачено около 40 миллионов рублей. Однако теперь он требует корректировки. Если в те годы стоимость реализации проекта составляла 505 миллионов рублей, по нынешним ценам он может обойтись уже в 865 миллионов, а в 2021-2022 годах, как предполагают в администрации, эти затраты могли бы достигнуть миллиарда рублей.

В рамках того же заседания думы представитель Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода назвал это неэффективными расходами, поскольку проект не был реализован. Дословно сотрудник КСП заявил: «Такое бывает: проект Шимской, проект улицы 8 Марта. Их много можно перечислять».

Сегодня в рамках эфира мы попробуем разобраться ПСД «в стол» − это действительно неэффективные расходы или необходимость для развития города? Если без ПСД невозможно двигаться вперед, то зачем тогда проектировать «золотые унитазы», если понятно, что на город не проливаются финансовые дожди, а бюджет таких трат не потянет ни сегодня, ни в обозримом будущем?

Председатель комитета архитектуры и градостроительства Евгений Жилин:

– Развитие города происходит в соответствии с генеральным планом Великого Новгорода, который у нас утверждён. В него в том числе входит развитие улично-дорожной сети. В прошлые годы действительно было разработано огромное количество сметной документации, в том числе проект набережной в 2013 году. И мы подходим к его реализации только в 2021-2022 годах.

У всех есть представление: разработали проект и тут же стали вести строительно-монтажные работы. Но такого не бывает, и сегодня законодательство говорит о другом. В различные федеральные программы мы можем вступить только тогда, когда у нас будет разработана полноценная ПСД, прошедшая государственную экспертизу, с подтверждённой сметной стоимостью работ, чтобы попытаться получить финансирование на реализацию проекта.

Когда говорят, что проект 7 лет лежал на полке и мы ничего не делали, – это не так. Благодаря ему в прошлом году мы смогли начать работу по его включению в федеральную программу. Это и набережная Александра Невского от моста Невского до церкви Бориса и Глеба, Софийская набережная и отрезок набережной Невского от Никольской до лодочной станции. На это мы получили около миллиарда рублей из федерального бюджета. Сюда же входит Ильина улица, реализовывать которую мы начнём в 2021 году.

Депутат Думы Великого Новгорода Александр Скрипник:

– У меня в моей фирме порядка 80% проектов идёт в стол. Хотя очень большие затраты идут на встречи с заказчиками, составление сметной документации. Но ситуация такова: из 5-10 организаций, участвующих в конкурсе, только одна проект реализует в итоге.

В городе количество затраченных средств и реализованных проектов на самом деле намного выше, чем у любой коммерческой организации. Именно поэтому я поддерживаю и разработку ПСД, и реализацию проектов. Единственный момент – тут очень чётко нужно смотреть, кому передаются деньги и эффективно ли они тратятся.

Депутат Думы Великого Новгорода Анна Черепанова:

– Когда в городе проекты разрабатываются, а потом не реализуются — это неэффективные расходы бюджета. Бизнес может рисковать своими деньгами, но город использует публичные ресурсы. Это наши с вами деньги, налоги. Поэтому степень ответственности за них очень высокая. И проекты должны реализовываться на 100%, иначе это неэффективный менеджмент, который должен нести и политическую, и юридическую ответственность.

Я голосовала против выделения средств на данную Ганзейскую набережную. Поскольку депутаты принимали решение, не видя новой архитектурной концепции. Нам её просто не показали. Сложилось впечатление, что нужно подогнать концепцию под деньги, которые нужно освоить, а сама концепция – это вторичный вопрос. Но Великий Новгород – уникальный исторический город и проектом с типовым наполнением тут не обойтись.

Депутат Думы Великого Новгорода Алексей Старостин:

– Явление, когда нужно найти дополнительные деньги на проектирование, возможно. Имеет место и то, что проект сделали в 2013 году под федеральные деньги, а они не пришли. Такое случается часто. Но у меня основной вопрос в другом, как у представителя избирателей: а почему такая большая сумма – не 5, 15 миллионов? Ведь в прошлом проекте такие экспертизы были поведены, что часть можно взять оттуда, ведь исходный объект не поменялся – геология не менялась.

Другой вопрос: может цифру готовят под конкретных подрядчиков, как это у нас иногда бывает? Не секрет, что в своё время ряд очень важных проектов для города делала фирма, которая сейчас проходит стадию банкротства, уволившая людей, в том числе по статье...