Несколько дней назад на заседании областной думы в очередной раз был «разбит старый государственный аппарат и создан новый аппарат управления». В кавычки взяты слова тов. Ленина из доклада «О задачах власти Советов» на заседании Петроградского совета, проходившего 25 октября 1917 года.

100 лет тому вперёд

Что интересно: о победе революции и свержении временного правительства Ильич заявил в 14:35. Хотя штурм Зимнего начался только в 21:00, а временное правительство было арестовано 26 октября в 02:10. Как тогда в Петрограде, так и 100 лет спустя в Великом Новгороде, сперва сказали, а уж потом стали делать. Так у нас принято…

Хотелось бы написать (про 25 октября в Новгороде): «Сейчас, когда страсти улеглись…». Но ведь это не правда. Никаких страстей фактически не было. На думе про новый аппарат управления (министры, аппарат губернатора) докладывал первый вице-губернатор Сергей Сорокин, а депутаты покорно внимали. Лишь Ольга Ефимова (КПРФ) встрепенулась несколько раз: «Что нам дают министерства? Что мы можем делать благодаря этим министерствам? У нас всего 600 тысяч человек в области, зачем нам эти изменения?».

Все понимали, что ничего нового (кроме вывески) не предлагается. Аппарат у губернатора был всегда (разве что без лица юридического). Назывался «Структурные подразделения Правительства Новгородской области». Министерства с министрами? Ну, считайте это, говоря языком г-на Сорокина, политическим мемом, уловкой для отвлечения внимания.

Все мосты через преграды переброшены без вас

Самое печальное: г-н Сорокин уверен, что, создав 13 министерств вместо 16 департаментов, получит «прозрачность, чёткое понимание, кто чем занимается и четкую персональную ответственность за конкретную работу». А может, и не уверен, потому что продолжает объяснять: «Мы будем точно знать, кто из сотрудников администрации чем занимается. Какое поручение есть, какие контрольные даты… На сегодняшний момент, к сожалению, существует пересечение очень большого количества функционала между органами власти, что приводит к недопониманию, к принятиям ошибочных решений, некорректным высказываниям, в том числе, выходу информации в СМИ». Понятно, что под этим подразумевается, что до сих пор чёткого знания у главы правительства не было, а у главы аппарата главы – тем более (потому что не было и должности руководителя аппарата губернатора).

Кстати, в другом месте об этом «мы будем точно знать» г-н Сорокин выразился чётче: «В любой момент я буду точно знать, и Андрей Сергеевич будет точно знать и контролировать, где что происходит». На мой взгляд, надеяться на то, что падишах и визирь сумеют «точно знать и контролировать» всё, что происходит в правительстве и с правительством, так же наивно, как и сваливать наши беды на некую «семибоярщину». Впрочем, по укоризненным словам Сорокина, это «губернатор и семь замов, курирующие соответствующие департаменты» (себя, восьмого, он вывел за скобки, чтоб сравнение не пострадало). Губернатор и один зам – гораздо надежнее.

Вообще про точное знание – очень самонадеянное заявление, которое можно простить только человеку, никогда не работавшему в структурах госуправления. Таковым человеком является Сергей Сорокин, которому через два с небольшим месяца исполнится 46 лет и который высшее образование получил в 43 года. Очевидно, что без диплома (даже и негосударственного вуза, как у г-на Сорокина) на госслужбу он поступить (до 3 марта 2017 г.) не мог.

Если же он примеривает на прежний опыт работы административным директором в АСИ свои нынешние вицегубернаторские обязанности, так эта «одежка» больше подойдет к управлению делами правительства, которое когда-то было создано для «обеспечения мероприятий финансового и материально-технического характера органов государственной власти». А вот «организация системы работы с документами, установление единого порядка и правил ведения делопроизводства в Правительстве Новгородской области и органах исполнительной власти области» возложена на управление делопроизводства и архива Правительства Новгородской области. Отдел прохождения документов отвечает за «обеспечение установленного порядка прохождения входящих и исходящих документов в Правительстве области» и так далее.

Если б г-н Сорокин заглянул в соответствующие документы, он бы понял, кто и за что отвечает. Некоторые ретивые управленцы на начальной стадии пренебрегают регламентами, отдавая предпочтение своим записным книжкам. И это не просто зря, а чревато, потому что в нормативных документах содержатся не только рекомендации, но говорится и о взысканиях…

Работа по контуру

Кто следит за работой правительства в последние девять месяцев, не может не прийти к выводу, что Андрей Никитин, конечно же, не всем своим заместителям одинаково доверяет. Возможно, здесь следует искать и происхождение еще одного термина, примененного 25 октября г-ном Сорокиным к нашему правительству – «сельсовет». Он уверяет, что как о сельсовете о нас смешливо говорят и на «внешнем контуре». Не знаю. Но на внутреннем – точно.

Вот вам пример. Первое, с чем пришёл к новгородской публике Андрей Никитин: «Мы должны снять все административные барьеры для бизнеса». Он об этом от случая к случаю повторяет до сих пор. Неизвестно лишь, что с барьерами: сняты они, стали ниже или мягче, всё по-прежнему? Хотя в своем Фейсбуке губернатор обещал конкретно: «Мы это сделаем в текущем году».

Да уж сделайте! Ведь премьер-министр РФ своим распоряжением № 147-р от 31 января 2017 года уже утвердил «целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации». Это в п.1 документа, а п.7 предписал: «Минэкономразвития России, Минстрою России, Минэнерго России совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» представлять в Правительство РФ доклады о ходе и результатах внедрения в субъектах РФ целевых моделей до 15 марта 2017 г., далее – один раз в полгода».

Любопытно, мы свои доклады представляли? Есть чем похвалиться? Или получится как с «Магазином верных решений»: сперва подписались на этот проект в феврале (Сочинский инвестиционный форум), потом – в июне (ПМЭФ). А магазин так и «не открывается». Наверное, это и есть примеры «некорректных высказываний с выходом информации в СМИ», коим г-н Сорокин с 1 января 2018 года положит конец.

Скоро станет он пригожий

Знаете, не будем судить строго. По гамбургскому счёту, эти обещалки давал председатель сельсовета. А под Новый год он умоется живой водой и станет председателем совета министров Новгородской области.

Ещё лучше дать указание первому визирю: «На широком на дворе три котла больших поставить и костры под них сложить. Первый надобно налить до краёв водой студёной, а второй – водой варёной, а последний – молоком, вскипятя его ключом». Дело с виду рискованное, но есть свидетельство, что некий Иван «в котёл тотчас нырнул, тут в другой, там в третий тоже, и такой он стал пригожий, что ни в сказке не сказать, ни пером не написать!». (Свидетели: Пётр Ершов, Конёк-горбунок).

Должны поддержать испытуемого и слова верного соратника Сергея Сорокина: «Мы – новая команда, мы по-другому управляем. Мы привыкли работать в другой системе, в других координатах управления». Или он это про АСИ? Про лучшие практики, которые с таким трудом находят благодарных применителей. Даже из числа недавних разработчиков.

Ведь с инициативами (планами, проектами, соглашениями о намерениях) выступать легко. Но их ещё и воплощать нужно…

Фото с сайта pixabay.com