(Запятую поставьте сами)

Несмотря на то, что до часа Х ещё целых два с половиной месяца и исход предстоящих в сентябре выборов многим почти очевиден (сомнения, пожалуй, могут вызывать проценты), события последних дней начинают если не удивлять, то во всяком случае заставляют с большим интересом ждать приближения осени. И я говорю не о разгорающемся конфликте ветвей власти, а о тех персонах, которые сейчас как орудия выкатываются на «поле боя».

Взять хотя бы Михаила Панова. Его выдвигает партия «Справедливая Россия» кандидатом в губернаторы. Странно, но у потенциального лидера региона на сайте родной партии вместо биографии отображается только чистый лист.

Нет-нет, это никак не характеризует человека, скорее может навести на определённые мысли о партии, а может даже и отношении к её собственным членам... Однако те, у кого память не такая короткая, знают, что Михаил Александрович – депутат Думы Великого Новгорода с октября 2016 года. Туда он прошёл по партийным спискам после того, как Надежда Пельгемяйнен попала в областной парламент. Сам же он в борьбе за кресло облДуме проиграл, несмотря на то, что в предыдущем созыве значился вице-спикером. Есть ли у него шанс стать губернатором? Коллеги по партии решили, что... есть. А вот у Михаила Караулова, видимо, нет. Не согласился с этим народный избранник и в этот же день вышел из фракции. Обиделся ли, не знаем, но то, что на такой поворот событий не рассчитывал, очевидно. Как и те, кто вышел из партии ранее. Список можно развернуть длинный: Александр Васильев, Леонид Муратов, Елена Насатович... Кто-то скажет: да мало ли кто из какой партии не выходил и куда не вступал. Тот же Дмитрий Игнатов в не таком далёком прошлом амплуа эсера на себя примерить успел.

Интересно другое, как ведёт себя СР в преддверии выборов и что делает, чтобы оставшихся партийцев не растерять. Ведь не все ещё простили странный и жарко обсуждаемый и даже с позволения сказать, осуждаемый в околополитических новгородских кругах шаг октября 2016-го – привод в региональный парламент двоих эсеров из-за пределов области. Одного из них, к слову, многие только по телевизору и видели... Но при этом своих голодных, то есть работоспособных, бившихся за корочки народных избранников эсеров за бортом осталось немало.

Поэтому волна выхода из партии, думается, будет только нарастать. В частности, по данным информированного источника, несколько эсеров в Думе Великого Новгорода готовятся сдать партбилеты, а в 2018 году пойти под трёхцветными флагами, но не будем опережать события. Лучше предоставим слово экспертам.

Сергей Светлов, экс-депутат горДумы и кандидат в мэры Великого Новгорода, шедший на выборы от СР:

Видимо, у партии такой принцип работы. Моё мнение: они просто ничего не хотят, не хотят брать власть в свои руки и в этом процессе участвовать. А почему? Есть, наверное, какие-то причины и наверху. Произошедшее с Карауловым для меня не новость. Четыре года назад то же самое было со мной. Я и вступал в партию с убеждением и договорённостями о том, что партия поддержит меня на мэрских выборах, а на партконференции неожиданно выдвинули и поддержали кандидатуру Кузикова. Мне пришлось как независимому кандидату подписи собирать. Не хочу грубо говорить, но это непорядочно.

Хороший человек Панов, но выборы в облДуму он проиграл, но, несмотря на это, партия сегодня делает ставки на него. А почему бы не поддержать человека с амбициями, финансовыми ресурсами, пониманием? Риторический вопрос.

Рано или поздно руководство центрального аппарата партии начнёт делать выводы, начнётся реорганизация. И, если у московского руководства есть желание, чтобы партия становилась реальным инструментом завоевания власти и решения проблем, то и на Новгородчине это поменяется. Но если нет, то у партии в запасе есть еще несколько лет для вялотекущего процесса. Ведь партия может считаться таковой только тогда, когда у нее есть чёткая программа, понимание и цель, чего мы хотим. Ещё Ленин сказал, что любая партия должна стремиться стать властью. Иначе это не партия, а секция спортивная. В новгородской Справедливой России я не вижу целенаправленного стремления завоевать власть.

Кстати, я до сих пор уверен, что тогда, на мэрских выборах, партия просто отказалась от победы; если бы мы единым целым, исход выборов был бы иной. Сценарий с Карауловым тот же. Вот сами вы и скажите, есть будущее у такой партии?

 

Сам лидер новгородского отделения «Справедливой России» Алексей Афанасьев так не считает:

Я с 2005 года руковожу региональным отделением партии (тогда это еще была «Родина», преобразовавшаяся в 2007 году в СР – прим.ред). Разные времена бывали, сейчас отделение стабильно работает на территории области.

Если говорить о последних событиях, то дело обстояло так: мы выдвинули четыре кандидатуры на пост губернатора, включая меня, Караулова, Кашицына и Панова. Их направили на рассмотрение в центральный аппарат партии. Не скрою, я сам поддерживал Караулова. Но у каждой кандидатуры были свои плюсы и минусы: я до последнего времени являлся чиновником, а Михаил Олегович не был членом партии. Выбор Панова я считаю хорошим; человек этот давно в партии, у него есть опыт работы в Новгородской областной Думе, много лет он руководил малым предприятием, фондом поддержки налоговой полиции и рядом других предприятий. Опыт управленческой работы и государственной службы у него есть.

Надо понимать, что удовлетворить амбиции всех невозможно. А партия ведь не только выборами сильна. У нас довольно сильный актив – 1750 человек. Мы работаем с инвалидами, пенсионерами, ветеранами, молодёжью, проводим различные мероприятия, в том числе патриотические.

Однако те, кто по другую сторону, во вне, уверены в обратном. Так, политтехнолог Михаил Шимановский уверен:

То, что происходит сегодня с партией, на мой взгляд, это не закат, это большие проблемы с политической репутацией на перспективу. Эсеры и без того не ахти выступили на последних выборах в облДуму. Но губернаторские выборы – это особый вид соревнований. Это верх квалификации. Для региональных представительств партий это как олимпиада. Тупо не принял в ней участие, считай, испортил себе жизнь на ближайшие пять лет.

Региональное отделение СР, но в большей части – его кураторы из Москвы слились под абсолютно ничего не значащий и не представляющий никакой угрозы, не сформированный политический бренд под названием «Никитин». Они испугались тени, и это главная стратегическая ошибка.

Председатель Экспертного клуба «Антоново», руководитель PR-агентства «Глейпнир» Алексей Громский:

Закреплённая законом необходимость получать поддержку депутатов на муниципальном уровне для выдвижения в губернаторы подсказывает нам: чтобы понять суть происходящего в большинстве партий, которые относятся к парламентской оппозиции, необходимо смотреть не на «знаковые выборы», а на малозаметные кампании в муниципалитетах. Казалось бы, и «Справедливая Россия», и КПРФ, и то же «Яблоко» должно активно вербовать сторонников из местных активистов, продвигать их в местные народные избранники, чтобы потом гарантированно получить их поддержку при выдвижении кандидата в губернаторы.

Возьмём для примера выборы 12 февраля этого года. Мало кто знал, что в этот день вообще было какое-то голосование, не так ли? А между тем, в Велильском сельском поселении Марёвского района избиратели наделили полномочиями четырёх сельских депутатов. И в списке выдвиженцев представителей «Справедливой России» мы не видели, о чём стоит помнить, когда слышим сегодня сетования на законодательные барьеры для оппозиции.

Это, на мой взгляд, ситуацию в партии, её готовность к участию в политической борьбе «на знаковых выборах» иллюстрирует довольно ярко, безотносительно решения по кандидату в губернаторы. Может потому и федеральное руководство партии имеет определяющий голос, что и в работе местных партструктур и их несостоявшихся партнёров ощущается явная нехватка технологичности, вот этой вот «предвыборной математики»?

Социолог Александр Жуковский:

Начиная с 2006 года администрация Президента запустила проект «оживления» политической жизни России за счёт инициирования нескольких политических проектов. Один из них назывался «Справедливая Россия». Задача партийных проектов заключалась в том, чтобы своей искусственной активностью поддержать курс Президента РФ, компенсировать недостаточную представленность отдельных интересов социальных групп населения в политическом пространстве России, продемонстрировать обществу и миру наличие политической конкуренции в стране и её цивилизованность.

Однако система обратной связи в стране, регионах не работала и не работает. Именно этим обстоятельством вызваны были массовые фальсификации выборов. Центр продолжал защищать и продвигать свои заблуждения, а партийные проекты защищать свои статусы, демонстрируя свою лояльность всем сразу (политическая проституция). В таких условиях, выборы не отражали и не отражают реальных политических конфигураций и интересов.

Возвращаясь к партийным проектам можно добавить, что средний срок проекта длится 5-7 лет и после этого сам должен быть прекращён при любой оценке результатов. Подведены итоги. Но в случае с российскими «партиями» срок их жизненного цикла (понятно, что совершенно отрицательный) истёк уже в 2012 году, но эксперимент по политической геронтологии продолжается. Его сегодня наблюдаемые «исходы» уже даже не смешны... И обсуждать это даже не хочется, а уж профессионально участвовать в этом и подавно.