Накануне в Великом Новгороде состоялась встреча, которую можно назвать сказочным подарком всем, кто так или иначе имеет отношение в туриндустрии и инфраструктуре её окружающей. По приглашению Клуба маркетологов и Новгородской торгово-промышленной палаты наш город посетил автор культурно-туристического проекта «Сказочная карта России» Алексей Козловский.

Он поделился своим богатым опытом по превращению сказок и легенд в успешные бизнес-проекты и рассказал, как регионам удаётся «сказку делать прибыльной былью».

Новгородцы слушали истории из других регионов России, но добавить им, к сожалению, было нечего. И этот парадокс удивляет даже автора «Сказочной карты».

Удивительно, но именно Садко – новгородский купец, был первым, кого называли мои коллеги, когда я их просил ответить на вопрос: «А какой былинный или сказочный герой и с каким городом у вас ассоциируется в первую очередь?». Тем более удивительно, что в городе и области не найти следов его пребывания ни в туристических, ни в сувенирных предложениях, – отметил в своём спиче Алексей Козловский.

Ещё более удивителен тот факт, что Новгороду в отличие от других городов не надо ничего придумывать. И тем не менее Садко остался за бортом развития сказочно-легендарной «брендики».

Как бы это банально не звучало, но на исторической родине Садко ничего нет, – говорит председатель Клуба маркетологов при НТПП Виктория Спиридонова. Если сделать тур-ревизию, то у нас всего два Садко: фонтан в кремлёвском парке и скульптура Садко у одноимённой гостиницы на въезде со стороны Москвы. Третий – фестиваль народного искусства и ремёсел «Садко». И последний – «Национальный сувенир из России» – алконовский бальзам «Садко». Всё.

Другие регионы из кожи вот лезут, чтобы хоть что-то придумать, а мы сидим на «золотой жиле», но никак её не используем. Я очень рада, что Алексей Козловский принял наше предложение и приехал в Великий Новгород, у него богатый опыт, и он показал, что туристский бренд можно создать даже на пустом месте. Так, с лёгкой руки Козловского в этом году появился Балда в Пензенской области и сразу же провел «Обалденную масленницу».

А ведь то, что Дед Мороз родом из Великого Устюга, а его внучка – из Костромы, это выдумка, которую грамотно преподнесли и успешно реализовали. Сказка, она на то и сказка, что никаких исторических доказательств и диссертаций для неё не требуется. Перспективы образу нашего Садко добавляет тот факт, что в отличие от зимнего волшебника его история вполне реальна. «Молодой, успешный купец - готовый образ и символ не только былинного удальца, но и пример в истории предпринимательства» так сказал о нём Алексей Козловский. В этом есть некая подсказка для бизнеса.

Образ купца Садко особенно близок нам, как бизнес-объединению, говорит пресс-секретарь Новгородской торгово-промышленной палаты Юлия Солтаганова. Интересна идея, предложенная Алексеем Козловским – вручать новгородским купцам-предпринимателям премию Садко. Мы об этом уже думаем.

Вообще успех любого туристического продукта, во-многом, зависит от количества вовлеченных в процесс участников, я имею ввиду жителей города и области, взрослых и детей, бизнес, общественников, чиновников, приезжающих гостей... В этом смысле у Садко — огромный потенциал. Если наконец удастся, наконец, найти общий объединяющий символ, близкий и понятный каждому, то и продвигать всем вместе его будет легче. Одно неизбежно повлечет за собой другое.

Опять же опыт других регионов показывает инициатива по созданию успешного проекта на основе сказки чаще всего исходит от бизнес-сообщества. Уповать на то, что муниципальные или региональные власти предложат предпринимателям готовый бизнес-проект не приходится.

Чтобы не ждать, пока власти обратят внимание на потенциал Садко и сделают что-то грандиозное полномасштабное, мы решили попробовать пойти снизу и привлечь новгородский бизнес, – говорит Виктория Спиридонова. Тем более, Козловский нам показал на своём опыте, что это реально. В некоторых регионах именно малый бизнес начинает, проводит маленькое, но яркое мероприятие. И потом, когда власти видят результат, видят отклики не только в местных, но и федеральных СМИ, тоже подтягиваются. Так было с Кикиморой на Вятке, с Балдой в Пензе. Кыш Бабай из Татарстана, Марья-Искусница в Суздале, Царь Берендей в Переславле-Залесском – всё это проекты, инициированные малым бизнесом. Главное, что Алексей Козловский знает, как попасть в федеральные СМИ со сказочными новостями и готов нам помочь продвинуть образ Садко.

Станет ли ПРИбылью новгородская сказка покажет время и итоговая финансовая отчётность пилотных проектов. Но одно ясно точно, чтобы в нашу сказку поверили за пределами Новгородской земли, в неё нужно поверить нам самим — новгородцам. А для этого, сначала, неплохо было бы освежить в памяти первоисточник и перечитать былины о славном купце Садко из Господина Великого Новгорода. Ведь, как бы это печально не звучало, большинство из нас читали её в рамках школьной программы.