На днях городская комиссия по увековечению памяти выдающихся людей и событий обсудила ряд важных вопросов.

Общество реабилитированных обратилось с просьбой об установке нового памятника в Сквере памяти.

Вообще-то, только в 2009 году здесь после реконструкции открыли стоящий там сейчас памятник. Ранее он находился на Гзени, где сейчас памятник Петру Первому. Однако в Обществе считают, что нужен лучший монумент. В мэрии пошли им на встречу. Проект нового памятника по заказу «Городского хозяйства» создал известный скульптор Вадим Боровых.

Рядом с серой гранитной плитой, на оборотной стороне которой изображены контуры расстрелянных, будут стоять бронзовые фигурки женщины и детей, осиротевших после ареста главы семьи.

Эта композиция, по мнению скульптора, станет достаточно интересным и небанальным памятником жертвам произвола.

Абсолютное большинство членов комиссии с этим согласились. А присутствующие члены Общества реабилитированных поддерживали новый памятник очень горячо.

Вера Васильевна Хлыстова рассказывала:

Отца забрали в марте тридцать восьмого года. Нам велели идти в Малую Вишеру во двор милиции для выселения. Нас девять человек было. Я – тридцать первого года, а Шурка и Васька ещё моложе… С дороги мы решили вернуться и неделю прятались в подвале… Во время войны братья пошли на фронт. Кузе всего четырнадцать было, но он прибавил возраст, а паспортов у колхозников тогда не было. Сестра всю жизнь проработала на лесоповале… А отца расстреляли в марте тридцать восьмого. Где его могила неизвестно.

Получалось – это памятник её семье. Да скульптор её рассказом, в том числе, вдохновлялся.

Сотрудник музея-заповедника Вячеслав Волхонский предложил заменить первую строфу ахматовского «Реквиема», которую хотят поместить на памятнике, другой:

Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.

Она идеально совпадёт с этими фигурами.

Депутат Анна Черепанова предложила разместить в сквере плиты с именами всех семидесяти тысяч репрессированных новгородцев. Оказалось, в Обществе уже подсчитали, что понадобится 21 миллион 639 тысяч букв, и территории на это не хватит.

Председатель комитета архитектуры Евгений Жилин рассказал, что, согласно проекту, ограду сквера и арку уберут, и он станет открытым.

Вторым вопросом была установка мемориальной доски генерал-майору КГБ Василию Михайловичу Богову (1925-2010). Участник Новгородско-Ленинградской операции, раненый в Эстонии, после войны он начал службу в контрразведке «Смерш», а затем продолжал работать в органах госбезопасности. В 1979-1988 годах возглавлял Управление КГБ по Новгородской области. Занимался, в том числе, розыском военных преступников.

Доску Управление ФСБ планирует установить на своём новом корпусе на улице Тихвинской. Сделав несколько незначительных замечаний, комиссия это согласовала.

Также было принято решение установить мемориальную доску Людмиле Петровой – главному хранителю музея-заповедника, одному из создателей археографического плана Новгорода, почётному гражданину – на доме №2 по улице Десятинной, где та прожила большую часть жизни.