Сегодня возле Демянска в Новгородской области поисковики закончили поднимать остатки советского самолёта Пе-2, сбитого в 1941 году и останки лётчика.

Место его падения находится недалеко от посёлка, в ста метрах за автозаправкой на выезде из Демянска. Историю самолёта и лётчиков рассказал нашему изданию командир отряда «Находка» Александр Морзунов.

Находка места катастрофы практически случайна. Цепочка случайностей такова: в начале октября сборщики металлолома находят непонятную, но увесистую железку (которая оказывается валом редуктора авиационного двигателя М-105) и тащат её домой в посёлок. Наш товарищ и по совместительству эксперт-криминалист опознаёт металлолом как деталь самолёта. Звонит мне. Вместе со сборщиком металла выезжаем на место. Среди сосен передо мной располагается характерная для падения двухмоторного самолёта трёхъямочная воронка. При первичной разведке находим образцы боеприпасов и человеческие останки…

На вале редуктора двигателя был обнаружен номер В12-310. По нему установили и всё остальное. Самолёт Пе-2 №15/03 был сбит 10 сентября 1941 года над Демянском истребителями противника. Горящую машину покинули раненые штурман и пилот, а стрелок – младший сержант Николай Рузаков упал вместе с машиной.  Его останки мы и нашли.

Стоит добавить описание событий начала сентября 1941года.

Немецкие войска 7 сентября занимают Демянск и походными механизированными колоннами двигаются к трассе Москва–Ленинград. Боеспособных частей на пути врага почти нет. Многие дивизии обескровлены или остались окружёнными в глубоком тылу у немцев. Потеряно управление частями 34-й армии. Сняты с должностей и расстреляны командарм Качанов и командующий артиллерией армии Гончаров. Кадровая 26-я Златоустовская стрелковая дивизия, экстренно переброшенная с Дальнего Востока, разгружается на станции Любница. Времени на полную разгрузку и развёртывание катастрофически не хватает. В это время командование авиации принимает решение штурмовать двигающиеся колоны врага силами бомбардировочной авиации. Предполагается бомбардировщиками ДБ-3 (вылетавшими из Ярославля, Липецка, Москвы), Пе-2 с малых высот (400 метров) бомбить наступающие войска врага. Для огромных машин такие высоты и дневное время суток не просто не естественны, но и убийственны. Так, после вылета девяти ДБ-3 из Ярославля 15-го сентября на аэродромы вернулось только 4.

Ещё стоит отметить, что в небе над Демянском было полное господство немецких истребителей. Наши же, из-за несогласованности или по другим причинам, редко поддерживали работу бомбардировщиков. Так, в боевом донесении за 15-е сентября и сказано: «Истребителей сопровождения над линией фронта не встретили. Задание выполняли без сопровождения». Что значит выше описанное для лётчиков, получивших приказ любой ценой остановить врага?

Враг был остановлен на дороге к Валдаю частями 26-й дивизии, успевшей развернуться. Огромны её потери у деревни Лужно. Огромной стала и цена, которую заплатили лётчики за выигранное для пехоты время! Только 260-й авиаполк потерял 7-9 сентября пять машин с экипажами! Одной из них и был ПЕ-2 №15/03, сбитый истребителями противника 10 сентября 1941 года.

Самолёт был подожжён. Когда в кабине самолёта уже нельзя было находиться, обожжённые пилот и штурман покинули машину на парашютах, а стрелок этого сделать не смог. Горящая машина вертикально врезалась в песок на окраине Демянска. Занявшие местность фашисты, видимо, вытащили и отправили обгоревший остов самолёта на металлолом, а в воронках остались останки погибшего Николая Александровича Рузакова да небольшие обломки самолёта.

Стоит сказать о судьбе спасшихся лётчиков. Штурман Михаил Тихонович Иванов, кроме ожогов, был ещё и тяжело ранен, ослеп и не мог ходить. Пилот Николай Тимофеевич Перемыщев (на фото), сам обожжённый, не бросил своего товарища и вынес его через линию фронта к своим. Оба лётчика, пройдя через госпитали, выжили и вернулись к семьям. За героический полёт под Демянском оба выживших получили боевые награды.

А у сгоревшего в самолете третьего члена экипажа до настоящего времени не было даже могильной плиты...

Николай Иванович Рузаков родился в 1918 году в Московской области. Мы съездили к нему на родину. Там проживает много его однофамильцев – дальних родственников, но никто уже не помнит Николая Рузакова. Слишком рано он ушёл служить в Красную Армию и не оставил семьи после себя.

Думая о его судьбе, я вспоминал строчки письма жены другого найденного нами лётчика Валериана Столярова: « Ещё хочется сказать о том – обидном. Горел живым – сгорел, СВЯЩЕННО ЗАЩИЩАЯ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО. Но нигде не значится. Другим – надгробие с именем, отчеством и фамилией. Ему – ничего, нигде. Можете ли Вы меня понять! Как говорится, и становились в те мгновения жены седыми вдовами, скорбящими навек».

Однажды мы ответили Екатерине Яковлевне на её справедливый упрёк тем, что нашли и похоронили её мужа со всеми воинскими почестями. Теперь из небытия вернулся и Николай Рузаков.