23 февраля, по мнению редакции, это не только праздник мальчиков и мужчин, но и женщин, которые стоят на страже закона, правопорядка и нашей с вами безопасности плечом к плечу с мужчинами. Поэтому сегодня, в день Защитника Отечества, мы поздравляем всех, кто считает этот праздник своим, но при этом рассказываем исключительно о сильных представительницах слабого пола.

Отважным новгородкам мы решили посвятить цикл мини-интервью «Защитницы Отечества». Эксклюзивные истории мы начнём публиковать сегодня, а завершим уже в другой праздничный день – 8 марта.

И первая наша история о первом заместителе прокурора Великого Новгорода Татьяне Дубровиной.

Татьяна Сергеевна, можно? – раздаётся стук и в кабинет, где я только что расположилась, входит молодой человек в гражданском с кипой бумаг. – Я быстро.

Ну что, нашли предсмертную записку, а в телефоне что-то было? – пробежав положенную на стол бумагу моя собеседница задаёт встречные вопросы. Следом за молодым человеком входит девушка с документами, подставляя бумаги на подпись.

Машенька, быстрее, Родина в опасности, – шутя подгоняет ее зампрокурора.

Извините, но так будет всю нашу встречу, уезжаю на обучение… – объясняет непрекращающийся поток посетителей Татьяна Дубровина.

Вы в прокуратуре уже 25 лет, как вы на такую не женскую работу попали?

– Ещё в детстве, когда я была совсем маленьким ребёнком, меня прозвали маленьким прокурором. С 5 лет я задавала много вопросов, вникала во все нюансы ситуаций. С годами, взрослея, я обратила внимание на одну женщину – а я родилась в маленьком городке в Саратовской области – которая каждое утро в красивой форме садилась в машину и куда-то уезжала. Помню, как-то я спросила папу, кто она. Так я узнала, что эта женщина в красивой форме, тогда ещё носили чёрную, – работник транспортной прокуратуры. И меня эта профессия стала увлекать.

Учась в школе, я стала больше всех заниматься спортом, поскольку понимала, что для поступления в специализированный вуз нужно иметь хорошую физическую подготовку. Ну а для того, чтобы окончательно определиться с выбором профессии, отец дал мне очень мудрый совет – сходить в транспортную прокуратуру и познакомиться с этой женщиной. Так я и сделала.

Кстати, тогда для поступления в специализированный вуз нужен был двухлетний стаж либо служба в вооруженных силах, при этом преимущество всегда было у мужчин. И я стала два раза в неделю ходить в прокуратуру, узнала, что такое кодификация: в 90-ые годы ещё не было повсеместно компьютерной техники. Приходили журналы «Законность», я вырезала статьи об изменениях законодательстве, вклеивала их в кодексы; смотрела, чем занимаются сотрудники, как принимают граждан… и так я два года отходила общественным помощником в прокуратуру.

Кстати, в те годы самая большая научная библиотека была в обкоме партии, я в неё записалась, читала труды Карла Маркса и Энгельса. Сейчас кому скажи – никто не поверит. Но тогда я понимала, что это необходимо знать, сама готовилась к поступлению. А поскольку профильными предметами были история и обществознание – занималась и ими с большим удовольствием.

А куда вы так тщательно готовились поступать?

– Я выбрала Саратовскую государственную академию права. И как раз в год, когда я оканчивала 11 класс, в академии было принято решение о приёме абитуриентов сразу после школы.

Знаете, я считаю, что прокурорские работники по жизни воспитываются. Я в своё время была руководителем пионерской организации, затем комсомольской – одним словом всегда с людьми, всегда на виду. А в дни, когда в школе нужно было заменить какого-то учителя – всегда привлекали меня, поскольку училась я всегда хорошо, к тому же вела спортивные секции.

Как сейчас принято говорить – были человеком с активной жизненной позицией...

– Да. И вот на последнем звонке директор школы, узнав, что я не собираюсь идти в педагогический институт, очень долго меня уговаривал поменять решение, обещал дать направление и убеждал, что я прирождённый педагог. Ещё со школы я умела управлять большим коллективом – однажды на открытии местного стадиона вышла руководить огромным количеством школьников, сейчас бы это назвали флэшмобом, в котором огромная толпа детей повторяла за мной определённые движения… Однако мой отец твёрдо тогда сказал моим педагогам – Татьяна пойдёт в юридический и будет воспитывать тех, кого вы недовоспитали.

Кстати, попутно с обучением в институте я уже ходила в качестве общественного помощника работать в правоохранительные органы. Начиналось всё это в милиции. Выезжала с сотрудниками на осмотры места происшествия, участвовала в качестве понятой во время следственных действий. И вот тогда меня заметила следователь по особо важным делам Саратовской областной прокуратуры. Она предложила перейти к ним. И последний год обучения я ходила общественным помощником уже там. Меня уговаривали остаться, были открыты дороги и в адвокатуру, и в милицию.

Но в жизни обстоятельства сложились иначе. К концу моего обучения в вузе из разных субъектов приезжали сотрудники отделов кадров. К нам приехала Калинина Татьяна Николаевна, прокурор по надзору за соблюдением федерального законодательства из Новгородской области. Она поинтересовалась в деканате о выпускающихся студентах, чтобы лучшим из них предложить переезд в Новгородскую область...

Так я оказалась в Новгороде. Здесь меня сразу определили помощником прокурора в городскую прокуратуру. И об этом переезде я не пожалела ни разу! Определили меня в надзор за соблюдением федерального законодательства. В мои обязанности входит всё, что связано с федеральными законами: работа школ, детских садов, администрации города и подведомственных учреждений, расходование бюджетных средств, гражданские дела, профилактика терроризма и экстремизма и прочее.

В 2008 году мне предложили занять место заместителя прокурора. Затем последовало назначение первым заместителем прокурора Великого Новгорода. И в этой должности я тружусь уже 12 лет...

Столько лет в замах... а возглавить городскую прокуратуру не хотелось?

– Знаете, в Новгородской области первым прокурором была женщина – Софья Александровна Мусина. Кроме неё такого высокого поста не удостаивалась ни одна женщина, в замах женщины тоже были редко. Все они сильные и волевые – расследование уголовных дел и надзор за ними всегда были очень сложным делом. Вы ведь помните, раньше в составе прокуратуры было следствие, и здесь занимались самыми тяжкими составами преступлений, в том числе убийствами. Поэтому, как правило, прокуратуру возглавляют мужчины.

Но вы бы не отказались, если такое предложение поступит вам?

– Отвечу мудро: если Родина мне это доверит – я справлюсь. Для этого нужно решение руководителей, если они посчитают, что я готова и могу – я пойду.

Татьяна Сергеевна, нам журналистам, хватает пары подробностей из криминальных сводок, чтобы на весь день испортилось настроение. А как вы справляетесь с такой моральной и психологической нагрузкой?

– Изначально поступая в органы прокуратуры, каждый приходящий слышит от меня напутствие: к нам люди не приходят с какой-то радостью, это всегда беда или проблема. Поэтому, трудоустраиваясь в органы прокуратуры, человек должен понимать, что к нему люди пойдут исключительно со своими бедами, и каждому нужно помочь – приходят ведь и сироты, и инвалиды, и люди с тяжелыми формами заболеваний и прочее. Наша задача – не растеряться.

Вы работали разные времена, в том числе, и в годы «новгородского Чикаго». Бывало когда-нибудь страшно?

– Когда я считаю, что я права, и знаю, что поступаю по закону – мне ничего не страшно. Страшно тем, кто начинает колебаться, сомневаться в законности. Я же чётко знаю, что поступаю правильно и по закону. Потому никаких действий в свой адрес не боюсь. Ведь прокуратура – серьёзный орган с очень сильными кадрами. И за каждым из наших сотрудников стоит огромная прокурорская система, поддержку которой за своей спиной чувствует каждый сотрудник.

Я сама, как руководитель коллектива, отвечаю за каждого из своих сотрудников – и случись что по работе или в личном, они знают, что за ними стою я, а за мной – вышестоящие руководители. И никто в обиду их не даст.

Татьяна Сергеевна, вы однажды рассказали журналистам, что любите готовить. Сегодня на это хобби остаётся время? Как вообще отдыхаете от работы? Видела не раз, что ездите на Купалье с «Кудесами»…

– На женщину в погонах накладывает определённый отпечаток сама работа. Сотрудники не дадут соврать: я не делю свою личную жизнь и рабочую. На то же Купалье я ведь не еду одна — беру сына, и своих сотрудников. Это лишний повод для коллектива отдохнуть совместно. Я всех своих подчинённых называю мои дочки, сыночки… ведь в жизни у каждого случаются вещи такие, которые и мамам нельзя рассказать, а мне – говорят. Тем ведь и отличается женщина-руководитель от мужчины – у нас есть материнское сердце и женская «чуйка». Мы даже совместно коллективом свадьбы отмечаем, на экскурсии вместе выезжаем. Когда в коллективе здоровый микроклимат – любые поставленные задачи решаются проще и легче. Если я говорю, что кому-то нужно помочь – даже вопросов не возникает, идут и делают.

Что же касается книг – это в основном сейчас служебная литература, поскольку законодательство меняется постоянно, и нужно быть готовым, в любой ситуации нужно знать, как правильно по закону поступить. У нас каждую пятницу в приёмный день здесь просто нескончаемый поток посетителей, каждому из которых нужно дать разъяснение здесь и сейчас в соответствии законодательством. При этом нужно иметь большое мужество говорить человеку правду, ведь не всегда он может получить желаемое. Можно, конечно, и пообещать, дав ложную надежду «оставьте заявление, мы разберёмся...», но я всегда прямо говорю, какой будет исход и результат. Поэтому иной раз жёстко могу сказать, но зато мне не будет стыдно за свои действия – лучше горькая правда, чем пустые обещания.

Татьяна Сергеевна, а династия сложилась в вашей семье или сын выбрал другую профессию?

– Сын выбрал другой путь. Он много лет наблюдал за моей профессией, постоянно мне звонит, интересуется, всё ли у меня в порядке, ведь я бываю на выездах и в позднее время – мне просто круглосуточно звонят сотрудники МЧС, мои телефоны не отключаются ни-ког-да! И вот однажды он сказал: «Хорошо помогать людям, как делаешь это ты, но я буду делать это по-другому». Поскольку он с детства часто оставался с бабушкой, в некоторые периоды следил за тем, чтобы она приняла вовремя лекарства, даже научился колоть уколы и перевязывать раны. Поэтому у нашего домашнего медика даже не стоял вопрос о выборе пути. Сейчас он уже на четвертом курсе мединститута, ходит в больницы, дежурит во время практики и очень гордится выбранной профессией.

Мой юный медик, как и прокурорский работник, с холодной головой и безо всякой паники научился принимать правильные решения в любой стрессовой ситуации.

В завершении разговора хочу спросить о празднике, который отмечается сегодня, 23 февраля – считаете его своим?

– Да! Как бы пафосно это не прозвучало, но я считаю, что не только мужчины защищают Родину, но и женщины в погонах делают это. Я горжусь тем, что за 25 лет в городской прокуратуре воспитала очень много прокуроров, которые сейчас уже возглавляют районные прокуратуры, а раньше работали непосредственно в моём подчинении. Ведь в органах прокуратуры много лет существует наставничество – все молодые прокуроры получают наставников. И вот у многих наставником была я: мы кадры свои воспитываем, смотря не только, как они справляются со своими служебными обязанностями, но и за тем, чтобы человек влился в коллектив.

Сегодня эти ребята очень хорошо работают, их фото висят на доске почёта и внутренне я очень горжусь, потому что молодые успешные прокуроры теперь руководят своими собственными коллективами. И при этом человеческие хорошие отношения с ними у меня сохраняются. К примеру, когда бываю проездом в Малой Вишере — так там меня обязательно встретят, в прокуратуру отвезут и время до моего поезда скоротать помогут, рабочее место и слаженный коллектив продемонстрируют. Важно, когда плоды твоего труда отражаются в новом поколении прокуроров – мне за каждого из них не стыдно!

Сама я своей жизни без работы в органах прокуратуры уже не представляю и не мыслю, если честно. Я пропиталась каждой клеточкой этой нелёгкой, но интересной работой!

Фото автора и из архива прокуратуры