Драматург, актёр, режиссёр, прозаик, мелодекламатор, певец... Множество определений – и все мимо. Евгений Гришковец давно уже отдельный феномен. Человек, приучивший публику к тому, что спектакль – не столько представление, сколько задушевный диалог; писатель, лучше всех поймавший атмосферу наших повседневных будней; автор песен, будто бы проговаривающих за слушателя все самое главное и жизненно необходимое...

Новгородцы заждались встречи с любимым артистом. Это могу сказать с уверенностью не как одна из поклонниц творчества Евгения Валерьевича, а рядовой зритель, отправившийся в будний день в театр драмы им Ф.М.Достоевского: машинами была заставлена абсолютно вся территория, а в самом зале было трудно найти взглядом боле 10-15 свободных мест. Последняя встреча актёра и писателя Евгения Гришковца с новгородским зрителем состоялась почти 2 года назад, в апреле 2017 года. За это время из-под пера автора вышел новый 900-страничный мемуарный роман «Театр отчаяния. Отчаянный театр» и седьмой моноспектакль «Предисловие». С ним, собственно говоря, Гришковец и пожаловал к нам.

Почему на того или иного актёра или коллектив собираются полные или наполовину пустые залы? Всякий раз задаюсь этим вопросом, когда вижу наполняемость местных залов при визитах иногородних артистов, музыкантов или танцоров. С Евгением Гришковцом, пожалуй, ответ лежит на самой поверхности. Просто многие вопросы и стороны жизни он раскрывает простым и всем доступным языком.
В его рассказах каждый может на себя со стороны посмотреть и знакомых посмотреть, причём сходство будет передано так, что порой зритель смеётся до боли в животе, а особо сентиментально настроенный иной раз сопереживает до слёз...

Я уверен, что вообще нужно больше говорить. О чем угодно. Не принимаю таких фраз: «Я об этом не хочу говорить» или «Сейчас не время об этом говорить». В попытке разговора – спасение. В процессе разговора можно ни о чем не договориться. Но убедиться, что люди как минимум друг другу дороги. Это уже немало. Это, я бы сказал, очень много. 

И Евгений Гришковец не стесняется говорить со зрителем обо всём. И всегда речь идёт о личном, иногда даже о самом сокровенном. В «Предисловии» мы видим фото и видео из личного архива драматурга. Вот он, 16-летний юнец с первой растительностью на лице позирует другу для учебного мини-фильма, при этом автор монолога со сцены признаётся, что ему сегодняшнему стыдно за те мысли, которые были в его голове 36 лет назад.

А потом мы видим подборку фотографий Евгения Валерьевича в кругу семьи, друзей и везде акцент делается на его руки. А всё потому, что этой части тела, которую все мы привыкли не замечать, он чуть было не лишился в армии. Точнее речь шла о пальце, который спас ему подвыпивший армейский хирург, имени которого и той знаменательной даты он уже, как ни старается, вспомнить не может. Но как было больно, и болезненно от одной только мысли о такой потере молодому 20-летнему Гришковцу, прочувствовал каждый сидящий в зале зритель. И всё потому, что артист влюблён со старших классов в пантомиму, в совершенстве владеет этим видом искусства и охотно демонстрирует его.

Затем мы с удовольствием окунаемся вслед за артистом в его историю поисков себя и своего места в жизни и предназначения. Смеёмся над тем, как его мастерски «развели» мошенники, как он пытался перебраться на ПМЖ в Еропу, и в то же время отдаём себе отчёт в том, что и каждого из нас точно также когда-то «развели», пусть на другом, но ведь было же? И также понимаем, что хотя бы раз думали или мечтали о том, чтобы не вернуться из очередного отпуска из-за границы. А вот этот кусочек, просто прочувствуйте:

И муравей неповторим..., каждый миг неповторим..., каждая жизнь неповторима…

Евгений Валерьевич делится историей из детства о том, как маленький Гришковец после разговора с отцом вдруг осознал, что даже самая маленькая букашка приходит в этот мир со своей миссией… Разве кто-то будет спорить с его утверждением, что любой из нас – особенный, другого такого нет и никогда не будет. Конечно, нет! Поэтому:

Наслаждайтесь каждой минутой этой жизни. И когда ребёнок, купаясь в море, уже дрожащий от холода, но счастливый, просит мороженое – не ругайте его! Не разрушайте эту мимолётную радость! Ведь пройдёт всего каких-то пара лет и сыну или дочке уже не будет интересно ни море, ни мороженое. Он попросту вырастет.

Поэтому цените свою жизнь и дарите радость своим близким, вот прямо здесь и сейчас. Прописные истины – скажет один, но как своевременно – поспорит другой.

Зрители расходились после 2 часов 35 минут спектакля без антракта возбужденные и наперебой друг другу что-то объясняющие. Значит, зацепило, «зашло»! Теперь нужно приобрести и прочитать роман, который писался 2,5 года и сравним по объёму (именно по этому показателю, как подчеркнул сам Гришковец) с «Тихим Доном». Ну и, конечно, будем ждать новой встречи, ведь Евгений Валерьевич обещает кататься по стране с гастролями до июня со своим «Предисловием», а потом он засядет за пьесу, которую сам собирается поставить.

До новых встреч в Великом Новгороде, уважаемый человек из Кемерова, а ныне житель Калиниграда!

***

Тем, кто (вдруг!) не знаком с творчеством Гришковца, рекомендую начать с просмотра видеоверсии спектакля «Как я съел собаку», затем можно ознакомиться с «Одновременно» и «Плюс один». «Дредноуты» и «Прощание с бумагой», на мой субъективный взгляд, стоит оставить на закуску.

Фото автора и из группы Е.Гришковца в ВК